Архииерейское богослужение в Никольском

Антон Данилец
22 июня православная церковь отмечает Троицкую родительскую субботу, что установлена  накануне дня Троицы. Это день особого поминовения умерших близких и «всех почивших со времен Адама». А особенно тех, кто не успел перед смертью не получил христианского погребения: павших в сражениях, пропавших без вести, безвременно погибших. День поминовения усопших установлен перед Троицей для того, чтобы показать, что Дух Святой действует и в живых, и в мертвых, и что для Бога все живы. Символично, поэтому, что этот православный праздник пришелся на День памяти и скорби, отмечающейся в этот в нашей стране. Граждане России вспоминали в этот день всех павших на полях сражений Великой Отечественной войны, всех замученных в неприятельских застенках и концлагерях, умерших от ран и болезней, причиненных военным лихолетьем.
В Никольском этот день ознаменовался очень знаменательным и важным событием. В храме Святого Николая Чудотворца состоялось архиерейское богослужение, возглавил которое епископ Гатчинский и Лужский, владыка Митрофан.
Надо сказать, что Га;тчинская и Лу;жская епархия (которую входит и наше Никольское) — епархия Русской православной церкви в административных границах Волосовского, Гатчинского, Кингисеппского, Ломоносовского, Лужского, Сланцевского и Тосненского районов Ленинградской области
Епархия была учреждена 12 марта 2013 года, будучи выделенной из состава Санкт-Петербургской епархии. Одновременно Гатчинская епархия была включена в состав новоучрежденной Санкт-Петербургской митрополии.
Владыка Митрофан (в миру Михаил Александрович Осяк), решением Священного Синода от того же 12 марта 2013 г. был  избран епископом Гатчинским и Лужским
Так что Архиерейское богослужение, отслуженное правящим Гатчинским и Лужским епископом стало одним из первых в новообразованной епархии.
Вообще, чин архиерейского богослужения имеет для верующих людей особенное значение.
Архиерею принадлежит право предстоятельствовать за всяким богослужением в своей епархии. В ходе истории в Церкви установилась приходская система, так что основными совершителями богослужений в каждом приходе стали священники.
Тем не менее, литургическая жизнь прихода всецело зависит от правящего архиерея: «Ни один священник не может священнодействовать... если не имеет рукоположения, рукоположение же — от архиерея; следовательно, чрез него (священника) действует благодать архиерейская. Далее, священник не совершает таинств без престола, престол же освящается мvром, а мvро освящается одним архиереем... Еще: никто не крестит, если не имеет рукоположения... И также не может крестить без мvра... Следовательно, архиерейство совершает все божественные таинства... И без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мvра, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (Симеон Солунский. О священном помазании. Гл. 77).
Несмотря на то что каждому священнику вверено совершение Евхаристии и проч. служб в своем приходе, он не обладает полнотой апостольского дара, почивающей на епископе, так как таинство Священства и некоторые священнодействия могут быть совершены только епископом. Кроме того, порядок Божественной литургии и отчасти служб суточного круга может достаточно сильно изменяться, если епископ возглавляет богослужение (или даже просто присутствует в храме).