Христианское искусство сегодня и в прошлом

Кайыр Жунусов
23.07.2013 03:00:00.00

Фундаментальный труд [7] содержит на первых страницах очень суровое утверждение, которое будет доказываться на протяжении всех около 1000 страницах произведения выдающегося исследователя.

Цитирую: "Особое место в христианской культуре занимает XX в. Сегодня, когда он практически завершился, почти очевидно, что это - последний век христианской культуры. Кризис этой культуры, наметившийся на Западе ещё в XVI в. (или даже в XIV, как считают некоторые западные исследователи), а в России с особой ясностью - с конца XVII в., разрешился в XX столетии угасанием христианской культуры (не религии!) и ознаменовался началом какого-то глобального переходного периода в принципиально новый эон культуры или того, что идёт на смену." - приведено на стр. 10 в [7], отнесённое к апрелю 1998 года утверждение автора.

Если судить по убористому шрифту труда [7], то он тянет на все 2000 страниц обыкновенно принятого и удобного для чтения текста. Да и как уложить в меньшее количество страниц 2000-летнюю эстетику христианства? И думается, что мы будем спорить с цитированным утверждением вводного текса параграфа "От Филона до Флоренского".

Мы будем утверждать, что "глобальный переход" в "новый эон" происходит всё той же христианской культуры, эстетика которой (теперь уже отчётливо заметно) сохранилась неизменной и верной раннему христианскому молитвенному духу.

"Глобальный переход" обеспечен прежде всего небывалым всплеском религиозности народа, обеспечившего возрождение храмовой и монастырской культуры [6] за 25 истёкших лет до настоящего времени. "Новый эон" непременно проявит себя своей очевидностью не только для углублённых специалистов, исследователей эстетики (через чур устремлённых в одном направлении), но и для того самого народа, который ещё пока не осознал значения своего подвига в полную меру христанского откровения. Народ ещё на 80% не знает, что так быстро (за 25 лет) можно построить только восстановив то, что было узкой кучкой авантюристов подвергнуто остракизму с целью вычеркнуть из памяти эту самую христианскую эстетику, которая делала возможной подвиги типа Победы в Великой Отечественной Войне советского народа, подвиги бытия вне Родины Русского Православного Зарубежья. И для нас, россиян, пока ещё труднейшим пластом является эстетика Запада, всячески замалчивавшаяся, но уже явная, если судить по некоторым культурным события хотя бы лета 2013 года. Например, читатель может убедиться в величие христианской эстетики 18-19 веков, посетив выставку в ГМИИ им. А.С.Пушкина в Москве до конца сентября открытую работ так называемых прерафаэлитов, художников работавших и восстанавливавших манеру рисования рафаэлевской эпохи кватраченто. Посмотрите хотя бы один из пяти разделов выставки - на библейских сюжетах! Аминь.

+)))

[1]

[2] http://www.proza.ru/2013/07/22/230

[3] http://www.stihi.ru/2013/07/20/9560

[4] http://www.profile-fest.ru

[5] http://www.russiaprofile.ru

[6] http://www.bogoslov.ru/text/3383252/index.html - три храма в день!!! - один монастырь в месяц!!!

[7] Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica. В 2-х тт. Том 1. Раннее христианство. Византия. М.: ООО "Издательство МБА", 2007. - 575 с., ил. (Российские Пропилеи)
ISBN 978-5-902445-06-7(1)