Пиковая дама

Елена Языкова
В студенческие времена (скорее всего в 1984 или 1985 году) произошел со мной один случай. Маршрут 22 автобуса, на котором я всегда ездила в университет на занятия, проходил через Исакиевскую площадь. Двигаясь в сторону Невского проспекта он ехал по Большой Морской улице (тогда это была улица Герцена), а на обратном пути сворачивал на Малую Морскую (тогда ул. Гоголя). Обычно автобус был набит битком и сесть в него на углу Невского и Малой Морской было довольно трудно. Поэтому я часто возвращалась домой позднее, после того как прошли часы пик. Сев в автобус и найдя свободное место у окна, я счастливо закрыла глаза, собираясь слегка вздремнуть.
- А Вы знаете что это за дом? – вопрос прозвучал практически у меня над ухом, из чего следовало, что, вероятнее всего, обращаются именно ко мне. Предчувствуя, что подремать мне уже не придется, я открыла глаза. Старушка лет 80-85 сидела рядом со мной и ждала ответа.
- Какой именно? – спросила я, а в мыслях пронеслось: «Почему мне так «везет»?»
Старушка указала мне на большое здание с левой стороны по ходу движения автобуса, немного темноватое и явно нуждающееся в ремонте. Когда-то оно, вероятно, представляло собой очень интересный по архитектуре и явно богатый особняк с дорогой лепниной и причудливым оформлением окон и балконов.
- Нет - устало произнесла я.
- Я так и думала! – победоносно произнесла моя собеседница, и повелительно кивнув в противоположную сторону снова спросила тоном, не терпящим никаких возражений: «А этот?».

Мне повезло, так как на этот раз она указывала на дом где жил Чайковский (там есть мемориальная доска), и я это знала, о чем и не применула ей сообщить. Но моего неожиданного экзаменатора не так-то легко было удовлетворить ответом. Она решительно взялась за мое образование. Автобус уже отъехал от этих домов, а она все говорила и говорила. Но я не прерывала, честно говоря, я забыла обо всем. Вот ее рассказ.

«Да, Чайковский жил в этом доме, здесь он и умер. Говорят от холеры. Я не верю! Скорее всего Александр Третий подослал ему яду. Вы же знаете он не выносил Чайковского как человека? (Риторический вопрос. Я, конечно, не имею об этом понятия. Откуда собственно?) Александр сказал: «Я хочу, чтобы Чайковский исчез навсегда!». Да. Так вот. Именно здесь, в этом доме, он написал и свою лучшую оперу «Пиковая дама». А дом напротив принадлежал когда-то княгине Н.П. Голициной. О! (Указательный палец вверх) Она была очень богата. О ее богатстве ходили легенды. Одну из них записал Александр Сергеевич Пушкин и сделал княгиню прообразом старой графини в своей повести «Пиковая дама». В молодости княгиня была очень красива и очень азартна. У нее было много любовников (быстрый взгляд в мою сторону), она много играла в карты и часто выигрывала. Вообще, она любила повеселиться. Да (загадочная улыбка). Однако (снова указательный палец), однажды, выиграв значительную сумму, княгиня встала из-за стола и больше никогда не садилась играть в карты. Она совершенно изменила образ жизни, вышла замуж и стала примерной дамой высшего света. То ли ей надоело искушать судьбу, то ли просто решила, что настало время остепениться, никто не знает. Но столь внезапная перемена привычек породила множество слухов в высшем обществе. Слухи переродились в легенды, а гений писателя превратил легенду в произведение исскуства. Позднее говорили, что мол Пушкин хотел отомстить Голициной за то, что та воспротивилась его ухаживаниям за ее внучкой. Но в таком случае месть не достигла цели. Узнав, что именно ее называют «пиковой дамой», княгиня была очень довольна.

А вот на Петра Ильича Чайковского сама повесть Пушкина не произвела впечатления, зато легенды о книгине конечно же да. Он говорил, что у него были видения старой княгини по ночам, что он видел призраков в опустевшем к тому времени особняке Голициных, видел старую княгиню и говорил с ней. Вы же знаете, что Чайковский был психически нездоров? (Она смотрит на меня, но...я не знаю. Увы, тогда я не знала и о какой болезни идет речь. Ведь и во времена Чайковского и в советские времена гомосексуализм считался распущенностью или проявлением нездоровой психики.)

Не дождавшись от меня ответа, старушка продолжала.

Так вот, в своих видениях он видел как графиня заключает сделку с дьяволом, и потом как молодой офицер проникает в ее дом и требует открыть тайну, а потом она является ему ночью как призрак... Вы помните как тяжела, как трагична музыкальная тема в момент появления Германа в доме старухи-графини ночью, и потом, когда она к нему приходит как видение? (Я киваю головой совершенно искренне. Я очень люблю эту оперу.) Просто он все это не выдумал, он это пережил! (Патетический тон и указательный палец вверх) Конечно, умирая от яда и не такое привидется...

Вот так, милая барышня, надо знать свой город! А улица Гоголя была раньше Малая Морская, а еще раньше Ново-Исакиевская!»
В этот момент моя собеседница встала с чувтсвом выполненного долга. С гордо поднятой головой она вышла из автобуса и пошла в сторону зданий по правой стороне проспекта Декабристов. Совершенно завороженная я смотрела ей вслед. Куда я еду, где я? Удивительная старушка вошла под арку и исчезла, как будто сама княгиня Голицина, величественная, независимая, загадочная вдруг поговорила со мной и исчезла...

Я, конечно, проверила факты, переданные старушкой. Увы, фантазии было больше. Но разве это так уж важно, что «Пиковая дама» не была последним произведением «больного» Чайковского. Он написал ее во Флоренции, на отдыхе, легко, всего за 44 дня, по заказу директора Императорского Театра. Он изменил героев и сделал из них своих современников, воспитанницу Лизу превратил во внучку, наследницу огромного состояния, а Германа сделал страстным молодым человеком. Причем у Пушкина Германн это фамилия, а герой холоден и расчетлив. У Чайковского это имя – Герман, и характер героя несколько другой. Но разве это так уж важно? Важно, что на Малой Морской улице есть особняк где жил и умер П.И. Чайковский, а наискосок от него высится особняк княгини Голициной, которая вдохновила и Пушкина и Чайковского на создание произведений искусства.

Да, мало любить свой город, его надо еще и знать. А еще надо знать историю своей страны. Боюсь, что молодое поколение петербуржцев мало знает, особенно, если оно сдает государственные экзамены на основании тестов американского образца...