Тойво-охотник и Хозяйка Леса

Яна Русская
В одной далекой деревне жил Тойво-Охотник.
Вырастила его матушка сильным и ловким, а еще добрым и находчивым. А потом умерла она, и остался Тойво-охотник один-одинешенек на свете.
Перед смертью завещала матушка найти сыну невесту.
Из всего богатства были у парня только нож да лук со стрелами.
И вот с этим отправился парень на поиски девушки.
Долго ли коротко, а пришел однажды Тойво в незнакомый лес. В пути он проголодался и искал добычи.
Птица пролетела мимо , и Тойво-охотник на лету сбил ее. Тут же из кустов выпрыгнула белка, и сразу стала добычей Тойво-охотника. Тут из-за деревьев вышел огромный медведь, схватил парня и потащил в лес. Парень пытался сбежать, но зверь держал его крепко.
Отпустил медведь его только на поляне.
Тойво-охотник оглянулся вокруг и увидел  дом. Крепкий, высокий, сложенный из стволов деревьев, с затейными украшениями и высокой трубой.
На пороге дома стояла девушка. Была она бела лицом , стройна и ладна. Рыжая коса доходила до пояса. А около нее стояла рысь да медведь, да еще прыгали по плечам белки и летали вокруг птицы.
- Ты зачем разбойничаешь в моем лесу? – строго спросила она Тойво-охотника.
Поклонился парень ей в ноги и сказал:
- Ты прости меня, хозяйка Леса. Не сердись – я в пути несколько дней и добычи давно не видел. Не спросивши добыл я зверя. Не со зла – от голода.
- Как звать тебя и откуда ты? – продолжала спрашивать Хозяйка Леса.
- Зовут меня люди Охотником, матушка завала меня Тойво. Умерла она и завещала найти новый дом.
- Хорошо же ты выполняешь завещание матушки – свой дом не нашел, а другие разрушаешь! – грозно сказала Хозяйка леса.
На поляну вышли малые бельчатки, а в руках Хозяйки Леса Тойво увидел гнездо с покинутыми птенцами.
Стыдно стало Тойво, и сказать ничего он не смог в ответ.
- Вижу я , что не со зла ты так поступил, - сказала Хозяйка леса. Она хлопнула в ладоши и все пропало. Появился на поляне огромный стол с едой . Простая была эта еда, но Тойво-охотник никогда так вкусно не ел.
- Сыт ли ты? – спросила Хозяйка охотника.
- Сыт, благодарствую, - ответил Тойво, и поклонился.
Еще раз хлопнула Хозяйка Леса в ладони. Стол пропал, а вместо него на поляне вдруг оказался огромный котел с варевом.
- Пройдешь испытание – прощу тебя и отпущу. Не пройдешь – не обижайся – накажу смертью!
Темно стало вокруг и налетел сильный ветер. Растрепалась коса девичья.
И стала Хозяйка говорить над котлом страшные слова-заклинания.
Не испугался Тойво, стал ждать, что будет дальше.
- Дай мне свой волос, слезу и каплю крови – потребовала Хозяйка леса.
Вырвал волос Тойво и отдал Хозяйке. Потом сделал надрезал  на пальце, и кровь капнула в котел.
- А слезы не могу добыть, - сказал Тойво-охотник – не мужское это дело, слезы лить! – обиделся охотник.
- Не можешь? – произнесла Хозяйка и стала пристально смотреть на охотника. Окатило его вдруг воспоминаниями , закружило, заколдовало. Вспомнил он свой дом и матушку . И скатилась слеза с его щеки прямо в котел.
Хозяйка размешала варево огромной ложкой , и дала парню из нее выпить.
- Пей, и пройди испытание!
Тойво выпил и она тоже выпила.
И тут же на поляне оказался заяц и лиса.
Бросился заяц прочь от рыжей. А та не отставала. Весь день пробегал заяц от лисицы – прятался и убегал. Как только коснулось солнце земли, стал заяц снова человеком.
- Ну что ж, прошел ты первое испытание. Завтра будет следующее.
На другой день, как только солнце проснулось, превратился Тойво в птицу, а Хозяйка леса стала ястребом. Целый день скрывался воробей, насилу дожил до вечера.
- Сладка ли жизнь у воробья и зайца? – спросила Хозяйка Леса у Тойво-охотника.
- Не сладка! Понял я, Хозяйка, твой урок, - ответил Охотник.
- Раз понял, то не буду я больше испытывать тебя  – попрошу о помощи. Поможешь мне и лесу?
- Отчего бы не помочь, только смотря чем – я охотник, а не пахарь и не ремесленник.
- А нужна как раз помощь охотника, - вздохнула Хозяйка.
И рассказала Тойво о своей беде.
- Он появляется раз в месяц ночью . Это страшное чудовище, которое сносит все вокруг без разбора. Деревья, животные - все что окажется на его пути будет раздавлено, - рассказала Хозяйка Леса. - Мое колдовство не действует на него. Чудище каменное, в нем не течет кровь, и плакать оно не умеет...Скоро оно появится вновь в моем лесу...
Зверьки и птицы тревожно стали носиться вокруг. Поэтому Хозяйка леса решила спеть:

Лес сохранит и сбережет
Всех тех, кто дружно в нем живет.
Не стоит нам бояться.

Птицы успокоились и разлетелись по гнездам, зверьки занялись поисками запасов. На поляне остались только Рысь и Медведь. Они ждали, что скажет Тойво.
- Я привык охотиться и выслеживать добычу. Покажите откуда появляется Чудовище, и я попробую его убить!
- Хорошо ты сказал, Охотник! Слышу я речь мужчины! Отправляйся на Запад и выполни свое обещание... - сказала так Хозяйка и вновь почувствовал Тойво , что закружило его, заколдовало. Почувствовал он в себе силу невиданную - тронул камень и он рассыпался, взял ветку - она треснула.
- Будет с тобой эта сила пока защищаешь ты слабых, - только и сказала Хозяйка леса и ушла в свой высокий дом.
Тойво же отправился на Запад.
Когда наступила ночь , услышал Тойво-охотник что бредет чудовище. Было оно из камня , шумело и ломало все вокруг. Никому от него спасения не было. Всю ночь шел за ним Тойво, стрелял в него из стрел, кидал в него камни огромные - ничего не помогало. А к утру Чудище пропало - будто и не было его никогда.
Поставил Тойво ловушки, какие на зверя дикого ставил. Выкопал ямы глубокие , утыкал их кольями острыми.
На следующую ночь вновь появилось Чудище. Все ловушки сломало Чудище, в ямах все колья поломало,страшное, ничего не помогло. А утром вновь пропало, будто и не было никогда.
Притомился охотник от такой охоты, и уснул у большого камня. Проснулся он от разговора.
- Куда летали , что видали, о чем слыхали? - спросил первый голос.
- Слышала я что отправился Тойво-охотник искать каменное чудище , чтобы победить его, - ответил второй голос.
- А я слыхала, что чудище это можно победить только обвязав косой Хозяйки леса, - сказал третий голос.
- Так ведь вся колдовская сила у нее в этой косе! - удивился второй голос.
- Да, а еще слыхала я, что кто про это узнает и расскажет ей пока чудище живо - сам превратиться в камень! - добавил третий голос.
- Кар! Кар! Ну мы то уж не расскажем! - закричали в один голос вороны и улетели.
Задумался Тойво-охотник. Сложная оказалась задача.
Пошел Тойво в обратный путь. Нужно ему было добыть косу Хозяйки леса.
С радостью встретили его жители леса.
Хозяйка ни о чем не спрашивала - накормила, напоила и баню приготовила.
Когда остались они одни, начал разговор Тойво-охотник.
- Скажи мне,Хозяйка Леса, можешь ли ты выполнить мою просьбу, не спрашивая зачем?
- Смогу. Что ты хочешь? - спросила его Хозяйка Леса.
- Дай мне твою любимую тарелку, - сказал Тойво-охотник.
Принесла Хозяйка Леса самую красивую тарелку из своего дома и подала в руки парню.
Тойво взял и разбил тарелку об камень. Разбилась тарелка на мелкие кусочки.
- Что еще ты хочешь, - опять спросила Хозяйка Леса.
- Принеси мне свое любимое платье, - попросил Охотник.
Принесла ему девушка платье. И вправду было оно красивым - синее с вышитыми цветами, травами, птицами и зверями.
Взял охотник платье и порвал платье на мелкие лоскутки.
Потемнело в лесу и покатилась слеза по щеке Хозяйки Леса, но сдержала она свой гнев. В третий раз спросила Охотника:
- Что еще ты попросишь?
- Отрежь свою косу! - сказал Тойво.
Тут уж Хозяйка Леса не выдержала и рассердилась:
- Столько дней ты ходил, искал Чудовище, вернулся ни с чем, а теперь издеваешься надо мной!
Засверкали молнии и гром загремел. Но не испугался Тойво-охотник, сказал еще раз:
- Отрежь свою косу!
Рассердилась еще больше Хозяйка Леса и превратила охотника в мышь.
- Говори, зачем тебе моя коса или так и останешься мышью.
- Не могу я сказать зачем она мне ... - только и пропищала мышь.
Тут раздался шум и треск, появилось Чудовище. Стало Чудовище крушить все вокруг.
Забралась мышь к самому уху Хозяйки Леса и прокричала :
- Ничто не берет Чудовище , но узнал я, что победить его можно, если обвязать его веревкой, сплетенной из твой косы. А не мог я тебе рассказать этого, потому что за это превращусь я в камень.
Только сказал это и стал каменной мышкой.
Хозяйка Леса быстро отрезала свою косу и подбежала к Чудищу. Обвязала она его, и Чудище тут же пропало.
Горькими слезами оплакивала Хозяйка маленький камешек у себя в руках.
- Потеряла я вместе с косой колдовскую свою силу, никак тебя теперь из камня не вызволить. Не поверила я тебе, пожалела свою волшебную силу...
И тут неожиданно зашевелился камень, превратился сначала в живую мышь, а потом уже  стал Тойво.
- Спасла ты меня , спасибо тебе! - поблагодарил парень.
- Это тебе спасибо, Тойво-охотник за то, что не побоялся и помог победить Чудище.
А где девушка да парень ладный - там  любовь и праздник. Поженились Тойво и Хозяйка Леса, да стали жить вместе.
Бывала и я в том лесу, все слышала от них самих. Ну и немножко Мишка Косолапый рассказывал.