Путь раба в IХ-Х веках Европа-Русь-Восток

Валерий Черкасов
Город Бирка - взлет и падение.

IХ – Х века известны как период викингов. То есть именно в это время они особенно много промышляли. Конечно и людей похищали. Где же викинги брали пленников? Это тоже хорошо известно. Гвин Джонс в своей книге Викинги. Потомки Одина и Тора  пишет: “Добыча — это добыча, на каком языке ее ни называй, и в Западной Европе ее хватало на всех. Ирландия, Англия, Франция …их обитатели оказались бессильны, когда столкнулись с противниками, хотя и уступавшими им в численности, но более энергичными и обладавшими большей свободой передвижений. Вести о монастырях, населенных безобидными монахами, о торговых городах, выстроенных у моря или по берегам рек, о роскошных усадьбах и богатых домах распространились по всей Скандинавии, и их услышали.”  Далее там же: ” В Англию и во Фризию норманны являются все чаще и действуют со все большим размахом; перед нами уже не случайные набеги…”
Это основывается на источниках того времени. Например, Эрмантир из Нуармутье в 860-е гг. писал: "Кораблей становится с каждым разом все больше, и бесчисленные полчища викингов приходят снова и снова. Повсюду христианские народы страдают от разбоя и грабежей, повсюду христиан убивают и дома их жгут. Викинги разрушают все, что попадается на пути, и никто не в силах им противостоять. Они захватили Бордо, опустошили Перигё и Лимож, Ангулем, Тулузу, Анже, Тур, Орлеан. Бессчетное множество судов поднялось вверх по течению Сены, и зло в этих краях множится день за днем. Руан разграблен и сожжен. Париж, Бове и Мо оказались в руках врагов. Мелён сровняли с землей. В Шартре хозяйничают грабители, в Эврё и Байё не оставили ничего — и так повсюду".
Естественно, что в торговом городе скандинавской страны должно быть много рабов на продажу, и цены соответственно достаточно низкие. Римберт, архиепископ гамбургско-бременский, рассказывает о путешествии Ансгария около 870г.: "Когда прибыл он сперва в землю данов, увидел он в одном месте, где для ранее возникшей христианской общины построил он церковь, - место то завется Слиазвих - множество пленных христиан, влачившихся в оковах." В Бирке таких христиан он видел даже раньше, в 830 году. Дальше Римберт сообщает о наблюдениях Ансгария: "Некоторые бедные, захваченные в христианских странах и угнанные в варварские земли пленные были весьма измучены; в надежде на избавление бежали они к христианам Северной Эльбы, ближе других живущим к язычникам; но те схватили и вновь ввергли в оковы пришельцев без всякого сострадания. Некоторых они вновь продали язычникам, других оставили служить у себя или продали также христианам" Стоит напомнить, что на всех берегах Балтики господствовало тогда язычество.
На промысел викинги отправлялись на морских судах с малой осадкой и чаще хватали добычу на побережье и по рекам, если там можно было пройти на их судах. Понятно, что желательно для них чтобы народ там был побогаче, так как лучше за пленника попробовать получить выкуп, и добычи будет больше там, где плотность населения у моря выше. Главной целью нередко были монастыри. В Средневековье состоятельные люди часто жертвовали монастырям, с надеждой укрыться там в случае проблем. Подчас это был своеобразный  “дом престарелых”, или место ссылки, но конечно не для бедных.
В IX веке в Скандинавии появились торговые города. Главной монетой там оказались сначала арабские, а потом среднеазиатские серебряные дирхемы. Откуда же они появились? Вот примерно такой торговый путь того времени прослеживается по кладам из восточных монет:  от Волги на Рязань, потом на Гнездово(Смоленск) и дальше к шведскому городу Бирка.
 Житие святого Ансгария написанное Римбертом,  по поводу визита проповедника в город Бирка в 830 году: “Были там и многочисленные пленники-христиане , которые обрадовались, что наконец-то смогут причаститься святых таинств.” Не просто так они там бродили, притом что никакого значительного производства в городе не было. Они ждали своих покупателей. Кого-то из них конечно могли продать за серебро на Восток.
Почему именно Бирка? Казалось бы, таким товаром удобнее торговать допустим в Норвегии. Несколько дальше, но ближе к источникам. Но есть проблема: пираты датских проливов. Там их было великое множество. Такое обстоятельство очень даже влияло на купцов. Обходной путь шел например, через город Хедебю. Через современную шведскую территорию тоже проходили обходные водные пути на озеро Елмарен, оттуда  попадали на Меларен, где и располагался город Бирка. Самый известный такой путь шел от расположения современного Гетеборга, откуда по реке можно попасть на озеро Венерн и дальше. Тем более, что в 9-10 веках уровни воды были выше чем сейчас.
Бирка удобнее именно для продажи христиан. Лучше продать в языческих местах поближе к родине. А главное здесь само серебро. В Европе в то время оно было в дефиците. Серебряные рудники в Германии заработали несколько позже. Что еще шведы могли продать из того, что нужно арабам? Может быть меха? П. Сойер полагается на исследование Вильгельма Хольмквиста : “Однако есть веские основания, … чтобы усомниться в том, что Бирка когда-либо играла особенно важную роль в меховой торговле, …. Более правдоподобным кажется то, что она была рынком, где купцы, богатые мусульманским серебром, не могли устоять перед соблазном потратить его. “ Конечно, потратить его на типичный для этих мест товар, а это рабы. Меха можно купить и поближе, тем более что лучшие меха на Восток везут из самых холодных мест.
Временными или постоянными рабами тогда становились например за долги. Человек сам мог запродать себя в рабское состояние на время. Глава семьи решал, кто пойдет в холопы под заем, родители продавали своих детей. В рабство могли продать за преступление, по приговору суда. Такое было пожалуй во всех европейских странах. В Англии, например, в 18 веке отправляли даже в Америку отрабатывать долги на положении раба.
Цена пленного в ходе военных действий обычно намного ниже. Собственно пленники и есть реальный товар такого рода. Нигде особенно не говорится, чтобы так уж продавали и покупали кабальных холопов. Стало быть, где больше военных действий, там и выгоднее купить раба.
Исландская "Сага о людях из Лаксдаля" X в.. Дело происходит на съезде конунгов в устье р. Гётаэльв (сейчас в западной Швеции). Хаскульд там как "могучий бонд" от Исландии.
Однажды, когда Хаскульд вышел развлечься с некоторыми людьми, он увидел великолепный шатер в стороне от других палаток. Хаскульд вошел в шатер и увидел, что перед ним сидит человек в одеянии из великолепной ткани и с русской шапкой на голове. Хаскульд спросил его, как его зовут. Тот назвал себя Гилли.
– Однако, – сказал он, – многим больше говорит мое прозвище: меня зовут Гилли Русский. ( Гардарикский, точнее. То есть человек явно гордится своим прозвищем, которое ничего плохого не означает )
Хаскульд сказал, что часто о нем слышал. Его называли самым богатым из торговых людей.
Гилли спросил, что бы он и его спутники желали купить. Хаскульд сказал, что он хотел бы купить рабыню.
– Если у тебя есть рабыня на продажу.
(Далее ему показывают 12 таких, и он одну выбирает)
– Сколько будет стоить эта женщина, если я ее куплю?
Гилли отвечал: – Ты должен заплатить за нее три марки серебра.
– Мне кажется, – сказал Хаскульд, – что ты ценишь эту рабыню довольно дорого, ведь это цена трех рабынь.
Гилли отвечал: – В этом ты прав, что я прошу за нее дороже, чем за других. Выбери себе любую из одиннадцати остальных и заплати за нее одну марку серебра, а эта пусть останется моей собственностью.
Далее Гилли предупреждает что эта рабыня возможно немая, так как ему не удалось ее разговорить и наконец сделка состоялась.
Из этой истории мы узнаем обычную цену для нормальной рабыни такого возраста - марка серебром. Это более 200 грамм и будет несколько больше 4 гривен кун. То, что он эту намного дороже продал, так это его умение торговать. Сколько покупатель смог бы заплатить, можно было определить по кошельку на поясе. Впоследствии оказалось, что она совсем не немая, а привезли ее из Ирландии. Откуда были остальные рабыни из этой истории неизвестно. Но вот по этой если судить, то и остальных он здесь же, в Норвегии или западной Швеции, купил. Зовут ее явно необычно для здешних мест, сразу ясно, что она чужеземка. А как же зовут других рабов или рабынь?
В этой саге не раз упоминаются рабы. Одного зовут Эрп, он оказывается сын ярла , других Хрольв, Асгаут, Вавиль. Есть еще вольноотпущенник Хунди из Шотландии. Совсем даже не все они взяты в набеге, есть и местного происхождения.
Также можно заметить, что Гилли понимает в своем деле. Эту женщину он одел похуже и посадил подальше явно надеясь продать тех, других, потому что они попроще и не то чтобы красавицы. Похоже, что он покупал их по окрестным деревням, недорого. Невольницы с Севера особенно ценились на Востоке. Там их можно было продать гораздо дороже. И тех, которых он не сможет продать по дороге, повезет в Бирку или Гнездово.
В конце епископства Римберта (865-888) произошел явный спад активности христианских миссионеров в Скандинавии. Зато торговля Бирки вступила во второй, самый лучший период. К этому же периоду относятся самые богатые захоронения купцов ”с традицией восточноевропейского костюма.” Понятно, что в это время процветала как раз та торговля, которая не нравилась христианам.
Около 970 года этот город прекратил торговлю. Питер Сойер считает, что это случилось не из-за пожара или нападения ”ведь если бы источники процветания Бирки оставались неизменными, несомненно, существовал бы стимул к ее восстановлению.” И далее:
“Значительно убедительнее другое объяснение упадка Бирки, состоящее в том, что между 965 и примерно 970 гг. оказалось нарушенным прямое сообщение между Балтикой и Волгой.… Связи с Волгой имели для нее первостепенное значение, и как только этот маршрут был закрыт, Бирка оказалась отрезанной от главного, если не единственного источника своего благосостояния.”
Теперь тот же Сойер про город Хедебю. “…есть веские основания полагать, что самый мощный расцвет Хедебю переживал в конце девятого и первой половине десятого века. Таким образом, представляется, что его подъем начался в то самое время, когда из балтийского региона экспортировалось куфическое серебро, и в это же самое время, в конце девятого века, город был покорен шведской династией. В 934 г. она была свергнута германским королем Генрихом I, и в середине десятого века Хедебю, по-видимому, находился под властью германцев.”  То есть под властью христиан. И восточного серебра там не стало.
Х век сложное время для Центральной и Западной Европы. Империя франков распалась, и его отдельные части конфликтовали между собой и внутри своих территорий. В первой половине века для Германии главной проблемой были набеги венгров, приходилось даже платить им дань. Еще нападали ободриты и даны. На севере викинги владели обширными территориями Нидерландов. В приморских зонах Западной Европы у них были опорные острова, на которых они держали пленников до получения выкупа. В конце IX - начале X века нападений с моря особенно много. Торговля Бирки тоже на подъеме.
 В Англии и Франции к концу десятого века короли передали обширные территории под руководство скандинавских ярлов. Такое решение считается следствием постоянных нападений викингов- пиратов. Надо заметить,что норманны получившие эти земли, обязательно крестились и крестили своих воинов, таково было обязательное условие. Следовательно они брали обязательство не продавать христиан. Как правило, пусть и не всегда, они препятствовали нападениям язычников.

Общий вывод очевиден: в Х веке  Западная Европа  привычные охотничьи угодья для викингов языческих стран. Добывать пленников где то еще, ну нет никакого смысла. И этот поток христианских рабов через Бирку, Хедебю, далее через Гнездово тек на Волгу к среднеазиатским и арабским купцам за серебряные монеты.
Наиболее выгодно было продавать этим путем красивых девушек. Вряд ли даже везли мужчин таким далеким путем - экономически нецелесообразно.
Многие исследователи связывают прекращение торговли Бирки с военными действиями Святослава  965 года. По летописям тогда его войско разгромило Хазарию и вятичей. Археологи отмечают и поражение руководителей Гнездово примерно в этом же году. Разрушили целую сеть работорговли. Торговый путь Гнездово- Бирка оборвался, и другой путь Новгород- Готланд перехватил товарообмен. Случилось это значительно раньше, чем закончилось серебро в арабских рудниках. Все эти перемены и погубили Бирку, потому что никакой другой цели существования у этого города не было.