Впервые я оказалась в Третьяковке, когда она открылась после ремонта, в 1996 году. Я неторопливо шла, приветствуя знакомые по репродукциям портреты, рассматривая пейзажи. Радовалась.
Неожиданно, в конце анфилады небольших залов, я увидела картину «Явление Христа народу». Подумала, что такая же картина есть и у нас, в Русском музее, интересно, чем они отличаются?
Устремившись к «московскому» Христу, я с каждым шагом всё меньше обращала внимание на другие картины. Мне даже стало казаться, что все лица на портретах повернулись и указывают взглядом на Христа.
Не отрываясь от Его глаз, я прошла несколько залов. И вдруг случилось чудо: Он пошел ко мне навстречу! Его лицо задышало, Он улыбнулся! Моё состояние не передать словами и не объяснить с точки зрения материализма, но несколько секунд мы реально двигались навстречу Друг другу! Ещё мгновение – и я бы шагнула за Иордан.
И я смутилась, не выдержала, на долю секунды опустила глаза…
Время вернулось в современность.
В сердце осталось состояние пережитого Божественного прикосновения.
***
Я размышляла: почему в Третьяковской галерее у меня возникло такое состояние? Удачное расположение картины? Особое освещение? Огромный размер полотна? Гений Александра Иванова как Художника и Философа?
Вспомнила и Апостола Петра, который сначала шел ко Христу по воде, не сводя с Него взгляда, а потом оглянулся на товарищей и стал тонуть.
Как жить, чтобы и по воде ходить, и видеть улыбку Господа Спасителя?
***
Эта картина – смысл всей жизни Художника, она даже больше, чем докторская диссертация. Александр Андреевич Иванов (1806-1858) посвятил ей более 20 лет, живя затворником в Риме. Можно сказать, что персонажи картины стали его семьей. Он изучил историю, культуру, природу, климат, одежду и многое другое, что было характерно для Палестины времен Иисуса Христа. Он искал нужные лица. Сделал множество эскизов. Но в основе всего лежал его духовный поиск. Бог вознаграждает ищущих Его. Только так рождается шедевр!
Художник успел сам привезти картину на Родину, и через месяц умер.
Сначала «Явление Христа народу» экспонировалось в Румянцевском музее, а с1925года – картина заняла постоянное место в Третьяковской галерее. Её размер в ГТГ – 540х750. В Русском музее СПб находится авторский уменьшенный вариант этого шедевра.
*Иллюстрация из Интернета