Духовный пастырь Бекетов и послушница Варвара

Михаил Ханджей
Никита Афанасьевич Бекетов ... о нём писано-переписано немало, из чего мы знаем этапы его жизненного пути: сын бедного полковника,... красавец-кадет,... фаворит империатрицы Елизаветы Петровны,... командир гренадёрского полка,... прусский пленник..., генерал,...  астраханский губернатор, оставивший службу в 1780 году, живший роскошно в имении Отрада,... убеждённым холостяком.
Для особо любопытных, ещё известно, что Никита Афанасьевич был «духовным пастырем» жены А.В.Суворова, Варвары Ивановны, которая после своего романа с  Николаем Суворовым, и церковного примерения с мужем-рогоносцем, долго жила в имении Бекетова «Черепаха» под Царицыном. Церковное примирение Суворова с женой состоялось скорее всего на Страстной неделе, между 11 и 18 апреля 1780 года, о чём Суворов А.В. сообщает в письме П.И.Турчанинову 3-го мая 1780 года. В год, когда Бекетов Н.Ф. был уволен с должности губернатора и зажил припеваючи в Отрадном (Черепахе), подаренной ему ещё любвиобильной Елизаветой Петровной, имприатрицей.
Всё это – видимая часть айсберга. Скрытая же его часть, на мой взгляд, составляет саму сущность жизни Бекетова Никиты Афанасьевича, о которой умалчивают,
 почему-то не доводят до любопытного читателя самого главного.
А именно – почему красавец, генерал- губернатор, бывший постельный фаворит имериатрицы так и не женился, но оставил побочным дочерям состояние оценённое в сто тысяч рублей годового дохода? Что, подходящую женщину не мог найти?! Да полно Вам, леди и господа! В каких-то историях вычитать такое можно, что «лучше чужим отдам, а своим дулю с маком»?! У Бекетова, что никакого инстинкта на продолжения рода не было? А как же тогда «побочным дочерям оставил состояние...»?!
Ларчик этого таинства открывается просто, если мы предвзято отнесёмся к действительности тех лет.
С XVIII века, а точнее – в период с 1763 по 1766 годы в Поволжье прибыло и расселилось 6342 семейства немцев-колонистов.
В 1765 году на правобережье ниже Царицына, на плато Ергиненских высот, образовалась небольшая колония Сарепта. Сюда прибыло из Обер-Лаузитца (Саксония) 50 гернгутеров обоего пола, поселённых в этом районе на особых условиях.
 Секта гернгутеров (моравских или чешских, братьев) получила во владение 5870 десятин лучшей земли и ей было выдана денежная ссуда в 48.748 рублей с долголетней рассрочкой и разрешено собственное управление.
Став губернатором, Бекетов Н.А. принимал активное участие в устройстве и жизни сарептских гернгутеров.

А теперь поподробнее. (Сразу же благодарю Михаила Глибоцкого за ценную нижеследующую информацию):
«название упомянутой секты произошло от названия немецкого местечка Геригута, куда в 1727 году бежали из Чехии «Моравские братья» - исповедники мерзкого адамитства. Многие из сектантов до того погрязли в грехе гордыни, что даже именовали себя, - Господи прости и помилуй моё невольное словоблудие! – Праотцем Адамом, первым творением Бога... Мерзские адамиты проповедовали среди крестьян и горожан Богемии ожидание нового потопа, да потопа не морского, а кровавого! – Скоро, - твердили проклятые сектанты, - кровь затопит Землю по уздечку коня! А мы в этом мире – коса Божия, которую прислал Господь для выкашивания и уничтожения всякой скверны на планете... Знайте, глупцы, что прощение обид ближнему – это восьмой смертный грех, а милосердие –христианское – несмываемый позор!
Адамиты убивали всех христиан окрест своих таборов за то, что они не исповедовали их кровожадного учения. Сектанты сжигали по ночам целые сёла и города вместе с населением, ссылаясь на то, что в Библии якобы сказано: - «В полночь раздался крик!»
На свои религиозные сборища адамиты  ходили без одежд, не скрывая срамных мест на теле... Они считали, что только оголёнными они становятся чистыми от житейской скверны. Бесстыдные блудники не признавали церковного венчания супругов – каждый из них мог выбрать для блуда любую женщину из секты, какую вздумается. Стоило похотливому скоту лишь провозгласить вслух: - «Для этой сестры мой дух воспламенился!» - как их священник, самозванный Адам, торжественно благословлял блудодеев на случку: - «Ступайте, плодитесь, размножайтесь и населяйте Землю нашими единоверцами и единомышленниками!»
Божьи Небеса «Моравские братья» называли крышей мира и говорили, что там нет Бога, как нет никаких чертей в Аду».
(Ещё раз благодарю Михаила Глибоцкого за его ценную информацию.), к которой
 добавлю»: -
«Моравские братья», иначе Богемские братья, христианская секта, основана в 1467 году сторонниками гуссита П. Хельчицкого; в 1548 году лишены церквей; в 1621 году подавлены в Чехии. (Энциклопедический словарь. Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон).

Теперь в самый раз пройтись по первоначальной карьерной лестнице Никиты Бекетова, в чём нам помогут работы Казимира Валишевского, письма А.В.Суворова, и другие разрознённые источники.

Юный Бекетов выдвинулся благодаря фавору у империатрицы Елезаветы Петровны, заметившей красавца-кадета, талантливо исполнявщего женские роли в спектаклях сухопутного шляхетского корпуса.
Воспитанники кадетского корпуса играли в 1751 году трагедию Сумарокова. Главную роль в ней исполнял молодой Бекетов. Он появился в великолепном костюме, сначала играл хорошо, но затем смутился, забыл роль и, наконец, под влиянием непобедимой усталости заснул на сцене глубоким сном. Занавес стал опускаться, но, по знаку империатрицы, его снова подняли, музыканты заиграли под сурдинку томную мелодию, а Елизавета с улыбкой, с блестящими и влажными глазами любовалась заснувшим актёром. Тотчас же по зале пронеслись слова: «Она его одевала».
На следующий день, узнав, что Бекетов произведён в сержанты, в этом никто уже не сомневался.

Несколько дней спустя он был взят из корпуса и получил чин майора.

Не прошло и месяца, как по просьбе Бестужева Алексей Разумовский взял его к себе в адъютанты, а жена другого адъютанта, Елагина, одела его в тонкое кружевное бельё и кружева. У него появились драгоценные кольца, бриллиантовые пуговицы, великолепные часы, и ввиду того, что он происходил из бедной семьи, все уже без колебаний приписывали это быстрое повышение и богатство новому «случаю».
Возведённый в мае 1751 года в чин полковника Бекетов поселился во дворце.

Летнее местоприбывание в Петергофе, по-видимому, должно было упрочить счастье нового фаворита.
Но в результате придворных интриг и борьбы группировок за влияние, Шувалов коварно внушил ему опасение насчёт цвета и появившихся конопушек на его лице, нравившегося Елизавете своей свежестью, и посоветовал ему употреблять составленные им самим белила, покрывшие прыщами всё лицо Адониса-Бекетова.
В это же время Елизавету предупредили, что здоровье её подвергнется опасности. Она в испуге уехала из Петергофа, запретив молодому человеку следовать за собой.
Он заболел лихорадкой и окончательно испортил своё и без того пошатнувшееся дело словами, сказанными им в лихорадочном бреду.
 
По выздоровлению его удалили от двора за «непристойное поведение».

Он остался полковником и командовал в 1758 году под Цорндорфом четвёртым гренадёрским полком, который был почти полностью потерян, а сам Бекетов попал к пруссакам в плен, и лишь через два года освобождён.

При Петре Третьем он был произведён в генералы.

При Екатерине Второй назначен астраханским губернатором.
 Он был хорошим администратором, способствовал развитию в подчинённом ему крае виноделия, шелководства, рыбной ловли, торговли с Персией.
Десять лет он управлял Астраханской губернией и был сменён за недостаточную решительность во время восстания Пугачёва.
Деятельная натура Бекетова, разводившего сады, виноградники, превратившего Черепаху из болотной низины в образцовое хозяйство, не могла не вызвать симпатии

Для того чтобы всё стало на свои места, чему, собственно говоря, посвящена данная работа, мы должны себе задать вопрос: - А каково было ближайшее окружение губернатора Бекетова Н.А., Суворова А.В. и его супруги, Варвары Ивановны, проживавшей подолгу в поместье Черепаха у своего «духовного пастыря» Бекетова Н.А.?
То есть, с момента прибытия к месту службы Суворова А.В.  26 апреля 1780 года когда ему было поручено командование войсками Казанской дивизии с пребыванием в Астрахани, и по август 1782 года, когда Суворова назначили командующим Кубанским корпусом.
Вот оно окружение:
1. Пиери Николай Юрьевич. В 1780 году полковник, командир Астраханского пехотного полка.
2. Яковлев Никита...карабахский армянин, премьер-майор, порученец Суворова.
3. Карандеев Михаил Григорьевич – служил в Астраханской губернской канцелярии прокурором.
4. Горихвостов Дмитрий Иванович. Служил в чине поручика казначеем
канцелярии  Суворова в Астрахани.
5. Долгорукий (Долгоруков), князь-директор астраханской садовой конторы.
6. Жуков Михаил Михайлович – действительный статский советник, исправляющий должнось астраханского гражданского губернатора.
7. Варвацци Иван Андреевич – грек с острова Ипсар. Жил в Астрахани, разбогател на рыбной ловле. Играл заметную роль в городе.
8. Коробьин Яков... секунд-майор Екатеринославского пикинерского полка, состоял при штабе Суворова.
9. Меликов Сергей Агаджанович – армянин, сын карабахского мелика. В 1780 – 1781годах служил у Суворова порученцем.
Перечень можно продолжить, но остановимся на этом. Считаю уместным сказать, что этому окружению были присущи все общепринятые правила поведения в обществе, в котором они жили.  

А жили они под «дудку» губернатора Жукова Михаила Михайловича, о котором Суворов А.В. в своём письме от 9-15.XI. 1781 года Турчанинову сообщал:«...встречают астраханского «вице-короля» музыкой...», что вполне понятно – ЭЛИТА! Ей всё можно!
Да и нравы «Моравских братьев» т. е. гернгутеров, c годами всё обильее населявших те края, тому способствовали. А предыдущий губернатор, Бекетов Н.А. был не только с ними на короткой ноге, но и впитал блуд, как приемлемую ему религию. Разве могло быть иначе у избалованного постельного фаворита империатрицы? Подчёркиваю – постельного фаворита. Бекетов – это «дамский каприз» Елизаветы-женщины и не более. Это не Потёмкин Григорий Александрович – величайший государственный деятель России и возлюбленный Екатерины Алексеевны, Империатрицы.   
В пору своего губернаторства, Никита Афанасьевич предавался любимым занятиям и удовольствиям навроде тех, Петергофских, о которых известно, что : «Любя поэзию и музыку, Бекетов вдохновился деревенским воздухом и красотой природы. Он заставлял молодых людей петь мелодии собственного сочинения и уводил их для спевок в парк. Эти экскурсии навлекли на него обвинение в разврате...»
По крайней мере, в своей личной жизни он мог беспрепятственно следовать своим личным влечениям.
Он открыто общался с  гернгутерами – последователями адамитов.
Не зафиксировано ни одно его действо против их сектанской пропаганды блуда в десятилетнюю пору его губернаторства. Напротив, считаю его нежелание иметь нормальную семью, а иметь внебрачных детей, результатом общения и участия в их адамитских гульбищах. Не берусь утверждать причастность ближайшего окружения Суворова А.В. и Бекетова Н.А. в свальных грехах, но и не исключаю этого, если сам бывший губернатор и действующий после него Жуков М.М. даже Суворовым А.В. признаётся «вице-королём» (чем не Адам у братьев адамитов?!).
Не подлежит сомнению, что Бекетов Н.А. всячески принимал участие в жизни гернгутеров во вверенной ему Астраханской губернии. Как и то, что, будучи «духовным пастырем» жены Суворова А.В. распространял на неё свои взгляды адамитского учения и...греха, чему способствовали постоянные отлучки мужа от жены в солдатские лагеря. Александр Васильевич Суворов, как общеизвестно, служака до мозга костей, о чём я уже писал. Напомню, что:
16 января 1774 года состоялось венчание с Варварой Прозоровской, ставшей после этого Суворовой. И буквально через неделю Суворов уезжает в армию. («Медовый месяц» – это не по его части!)
7 апреля 1774 года из письма к А.И.Набокову становится ясным, что Суворов,  в армии и находился в Бухаресте, а Варвара Ивановна в Киеве (как он думал!).
В мае 1774 года Суворов во главе корпуса двинут П.А. Румянцевым за Дунай.
 
Княгиня Прозоровская Варвара Ивановна (Суворова в замужестве), она же «Мусие-мадам» в развращённых кругах сливок общества, где прошла её юность и молодость в беспрестанных балах, поклонниках, шампанском, влюблённости, «ахах» в увитых плющом беседках и «охах» на диванах в изысканном  бархате, с закатыванием глаз в кокетстве и паданием в мнимый обморок, была импозантной женщиной.
  В Астрахани, куда приехала она в феврале 1780 года с мужем-рогоносцем, где ему поручено с 26-го апреля того же года командование войсками Казанской дивизии с пребыванием в Астрахани, встретилась с непростыми нравами гернгутеров, относящихся к третьему сословию, и примкнувших к ним сливкам астраханского общества по общественному положению. Это было общество, в котором не было недостатка в шутках и весёлости, дикого разгула пьяных собраний и изысканной утончённости.
Вы спросите: - «А как это Варвара Ивановна, Княгиня, сьякшалась с сектантами-гернгутерами?»
Отвечаю: - Да очень просто.
Дело в том, что в конце XVIII века Всероссийскую известность имели сарептские целительные воды, главный источник которых назывался Екатерининским.
Источник был открыт в 1769 году сарептским врачом Иоганном Виром.
С 1775 года источник стал посещаться больными и быстро завоевал всеобщую популярность, стал модным курортом.
Об известности сарептских вод свидетельствует и то, что они посещались даже видной знатью, для которой общедоступны были любые курорты Европы.
Например, сарептские воды посещал граф Кирил Григорьевич Розумовский, тайный муж Елизаветы Петровны, который жил в специально построенном доме.
  Приверженность Бекетова-губернатора к различным увеселениям  с попойками, побудили построить своим «Сарептским братьям» большой дом с обширной залой, чтобы иметь подходящее место для сектанских бдений и удовольствий.
Живая, симпатичная натура Никиты Афанасьевича, открытый характер, преходившая обычную меру любовь к наслаждениям сделали его любимцем в Сарепте.
«Духовные наставления» вскоре переросли в интимные отношения 45-тилетнего Бекетова с 30-тилетней Варварой Суворовой.
Для Бекетова Суворов был уважаемым генералом, а его жена, «послушница в наставлениях», очередной любовницей.
С частыми отъездами мужа по воинским делам Варвара и Никита виделись ежедневно.
«Никита -весёлый, красивый, не то что Шурик-недомерок, страдающий то поносами то запорами» - лёжа одиноко в постели, высказывала вслух молодая, здоровая, пышнотелая женщина, всё более ощущая физическую потребность в мужской силе.   
Никита стал Варваре просто необходим...

(Продолжение следует)