Дочь и Вупперталь

Тамара Зажирило
Окончание.


Мама встретила меня с улыбкой:" Пришло приглашение от поисковой группы из Вупперталя .Ты поедешь ? Приглашение оформлено на тебя ! Я хотела тебе сделать сюрприз ." Я была удивлена. То что мама переписывалась с группой немцев из города,где в годы войны работала на заводе-я знала. Это девять человек ,которых я могла перечислить по имена.
Я набирала письма на компьютере для нее. Мама ,написав очередное письмо ,очень волновалась. Эти воспоминания бередили ей сердце. И она долго отходила от письменного общения . Но то что ее приглашали в Германию - она мне ни слова." Мамочка ,спасибо .Конечно я поеду ". С Киева позвонил руководитель нашей группы ,представился - Владимир. Мы договорились о передаче загранпаспорта через проводника киевского поезда.Постольку приглашение было оформлено от имени бургомистра города Вупперталя ,оформление шенгенской визы не должно было занять много времени. До отъезда оставалось более месяца .Каждое воскресенье ,собравшись вечером , мама вспоминала и вспоминала: название улиц,по которым они ходили ,название завода ,даже нарисовала схему расположения лагеря ,бараков. Мама созвонилась с подругой по лагерю Тамарой из Ростова . Ее дочь ,мамина крестница, тоже будет со мной в поездке. Был и еще один момент в этой поездке в Германию. Мой виртуальный друг был из Кельна. Я познакомилась с ним в одноклассниках .Это был русскоязычный немец из Казахстана ,проживший в Германии более 10 лет. Поэтому ,я еще и запланировала встречу с ним .Такой случай!
Пролетел месяц. И вот день отправления ,конечно мама волновалась больше меня !
Встретилась я с группой в Киеве в аэропорту "Борисполь". Группа состояла из семи человек. Я ,Аллочка из Ростова-мамина крестница, Вера из украинского города Суммы .Она родилась в Вуппертале перед наступлением русских ,двое братьев из Минска ,один из них также родился в Вуппертале в последние месяцы пребывания и его сын. Познакомились и прошли на регистрацию на самолет Киев-Вена. Настроение во время полета было приподнятое. Вена -Ворота Европы .Впечатляющий аэропорт ,огромное количество терминалов. Быстрым шагом мы мчались на регистрацию следующего самолета Вена –Дюссельдорф. По длинному переходу ,соединяющему все терминалы мелькали наименование всех городов Европы ,Азии ,Америки. Но таможню пройти пришлось с препятствиями. Лица женщин –таможенных работниц не внушали приятного впечатления. Не то что не приятные а просто фото эссе-совок в годы войны. Понимаю ,что такова служба ,но ! Непроницаемыми лицами они потрошили мою сумку ,облапывали ,в полном смысле этого слова, моих коллег. Меня заставили снять ботинки и стучали по каблукам. Но ,наконец, формальности соблюдены ,мы садимся в автобус и перед нами самолет на Дюссельдорф. Со всех сторон немецкая речь. С немецким у меня относительно неплохо. Даже отвечала на мелочные вопросы .Интересный , пожилой немец сидел рядом со мной. Перебросились фразами. Стюардессы заметушились.На подносах замелькала кола,оранж. Затем нам предложили традиционные сосиски с гарниром. Что же это Германия! Вот и Дюссельдорф.

Очень современный аэропорт. Наш руководитель-Владимир нас подгоняет. Мы опаздываем на встречу с немецкими друзьями. Выходим из аэропорта и попадаем в объятия немцев. Их всех я узнаю по многочисленным открыткам маме. Вот Лило. Она руководитель . Садимся в автобус. Настроение у всех торжественно-приподнятое.Всем приятно .Встреча, встреча ,которую планировали много лет состоялась .Машина скользила по трассе .Дороги в Европе –великая вещь. Нам таких дорог ,как бы не пыжились руководители городов Украины ,не видать .Микроавтобус мчался в сумерках по трассе. Мелькнул поворот на Кельн ,впереди Вупперталь . Подъехали к современному зданию. Надпись « Das warme Haus « - теплый дом. Красивый холл ,лифт .Поднимается на третий этаж .Здесь расположена столовая и гостевые комнаты. У каждого отдельная комната. Интерьер неприхотлив. Деревянная кровать с распятие Христа над изголовьем ,письменный стол ,кресло ,небольшая тумба. Дверь в ванную. Во всем кристаллическая чистота.
Сбор в столовой. Переодевшись и захватив сувениры с украинской тематикой , проходим в огромную комнату. Старинный буфет, круглые столы ,накрытые белыми скатертями и сервированные красивой посудой ,кофейники на столах, сыр нескольких сортов ,ветчина на блюдах. И конечно вкусные немецкие булочки. Рассаживаемся. Мелькают улыбки разговор с участием жестов. Лило встает и говорит, прерывается и тогда наша переводчица Танечка вставляет перевод. Нас приветствуют на земле Германии.На Земле ,где свои молодые годы провели наши родители .Она просит за все содеянное немцами в годы войны прощения. Ее отец был оберштандартерфюрером. На его совести тысячи погибших людей. И Лило считает своим долгом сохранить память о тех людях ,которым пришлось испытать режим фашистских нацистов ,их нечеловеческую жестокость против людей. Группа «Поиск « существует с 1998 года. Она нашла во многих странах Европы огромное количество остербайтеров ,которые работали в трудовых лагерях .Много среди них и посетивших Вупперталь .Выступил Йохен ,он журналист. Снял документальный фильм о подневольном труде в Германии. Каждый из нас вручил подарки нашим друзьям. До поздна мы разговаривали о своих родителях об их воспоминаниях. «Теплый дом»-это дом престарелых для очень обеспеченных немцев. Обслуживали нас за едой две женщины из лютеранской общины. Вообще религиозные общины очень распространены в Германии. На их счету много гуманных дел для людей .Нас ознакомили с планом мероприятий на каждый день. Это семь дней в Германии в Вуппертале.

Утро было хмурым. Моросил дождь. Был март месяц. Город расположен на гористой местности и за окном я увидела всю панораму как на ладони. Дождь сопутствовал нам на протяжении всех дней в Вуппертале. Завтрак. Приятный кофе ,вкусный сыр .Что может быть лучшим завтраком ! В коридорах здания интересный интерьер. Соединение хайтека ,скажем так с предметами старины и старинной мебелью. Если спуститься не на лифте ,можно наблюдать за жильцами этого дома. Умиротворенные лица пожилых немцев ,тихий говор ,вещи на них сверкали своей чистотой ,даже не чистотой а новизной.
Вначале обзорная поездка по городу .Типичный немецкий город .Огромный оперный театр ,университет ,центральные улицы ,железнодорожный вокзал и конечно вот она-подвесная трамвайная дорога-шверебан вдоль реки Вуппер. Та что на старой открытке у мамы. Вышли напротив домика ,в котором родился и жил Карл Маркс. Рядом остатки ткацкого станка. У родителей Карла Маркса была ткацкая фабрика. Через площадь направились к зданию Драматического театра. На первом этаже располагалась экспозиция передвижной выставки о труде подневольных в Германии.

Подъехали к зданию где работала Верына мама из Сумм. Сейчас в этом здании строительные фирмы .Вера заметно волновалась. По описанию здание совпало с воспоминаниями ее мамы. Но вот и улица Аумдик штрассе. Та улица ,на которой располагался мамин лагерь. Я достала схему расположения лагеря , которую составила мама ,начиная с ворот на территорию. Ворота те же. Огромные кованные,они как будто хранили память о тех суровых годах. В здании сейчас располагался небольшой завод по сборке электронной техники. Готическое здание с мансардами наверху . Конечно нет тех бараков ,но на площади за зданием сохранились огромные дубы ,которые все видели и сохранили в кодах своих стволов то время. Меня охватило волнение. Я ясно увидела свою маму ,идущую по этому пустырю ,я почувствовала такой эмоциональный накал ,как будто я перешагнула в другое измерение. Слезы стояли в моих глазах. «Мамочка я рядом,я здесь «-шептала я. Немецкие друзья стояли молча. Это была моя минута ,минута в другой эпохе. Аллочка показала на последний этаж здания. Вот там находилась комната .которую начальник лагеря выделил для Тамары и ее отца. Здесь прошли ее первые дни жизни. Нас снимали на камеру .мы не замечали этого. Мы были там ,где то далеко ,десятки лет назад со своими родными мамочками,молодыми ,красивыми. Минута памяти.
Взволнованные мы сели в автобус. Едем в отель и вечером встреча в ресторане ,которую нам организовала дирекция завода ,на котором работала мама. Прекрасный ресторан с венгерской кухней. Несколько пожилых пар за столиком. Вечер прошел в воспоминаниях родителей и конечно о настоящем и будущем в мире .Что бы никогда не повторялась войны,унесшие жизни миллионов людей.

Следующий день был не менее интересен как и предыдущий. С утра мы посетили один из представительных банков Германии « Berenberg Bank» . Ванк занимается большими инвестициями и общественной деятельность памяти жертвам нацизма.
Офис главного менеджера располагался на двенадцатом этаже.Где то внизу раскинул свои крылья город Вупперталь! Огромный овальный стол сервирован для нашего коллектива. Меню около каждого и подарки . Нас поприветствовали с приездом в Германию и в их город . Высказали сочувствие нашим родителям ,что им пришлось перенести фашистский режим .Каждый из нас сказал по несколько слов благодарности приему и теплым словам. Обед прошел ,как говориться, на высшем уровне. В два часа дня нас уже ждали в Родильном доме №1. Мы подъехали к мрачному серому зданию. Постройка начало двадцатого века. Вошли. Представитель больницы провел нас широкими старинными лестницами наверх. И здесь я заметила,я не могла не заметить, на стене коридора высотой четыре метра было огромное фото . Моя мама и Аллочка у нее на руках. Это фото мама отсылала Лило. Я громко крикнула: «Это моя мама и Аллочка «-показала на Аллу. Все заулыбались .Это была трогательная минута.
В актовом зале состоялась встреча с представителями больницы. Пресс конференция на тему подневольного труда в Германии. И конечно, немцы делали уклон в беседе на немного гуманном отношении к остербайтерам ! Все события ,которые происходили были подготовлены нашими друзьями. И отклик у всех к кому они обращались был только положительный. Никто не убедит меня что в нашей стране как в Германии мы так же чтим память жертв фашизма. После окончания встречи напротив родильного дома было посажено дерево ,как вечная память молодому поколению

Вечером опять встреча. На окраине города находиться лютеранская церковь. Все гостеприимно. Стол ,беседа, а потом все перешли в огромный зал ,где стояли  длинные столы .За столами напротив нас рассаживались старые немцы. У всех были не особенно располагающие лица. Мне показалось на минуту что это далекий сороковые годы войны. Вероятно среди них были и те ,которые расстреливали советских солдат. Пресс конференция проходила в холодных тонах ,не вопросов а скорее допросов. Лютеранская церковь ,также в какой то мере спонсировала наш приезд в Вупперталь.
Наши друзья всколыхнули весь Вупперталь нашим приездом. И все, с которыми мы общались в той или другой степени были причастны к нашему приезду.
Следующий день до вечера был свободным. Я созвонились с моим приятелем Борисом ,что он заедем за мной. Познакомимся не виртуально,а реально!. На машине съездим в Кельн и к вечеру я буду в Вуппертале . Прозвенел телефонный звонок ,я попрощалась до вечера с друзьями и спустилась в холл. В холле стоял человек небольшого роста с блеклым лицом. Конечно это был Борис с фотографий .но не столь выразителен. «Да ,подумала я ! Это как в анекдоте: Белла какой у тебя размер 90-60-90.Белла ты не забыла ,что ты не в одноклассниках. Что же деваться некуда ,человек приехал .И эту встречу также нужно провести достойно.» Он также немного стушевался. Мы сели в машину. Он на удивление оказался разговорчивым собеседником. Дорога до Кельна заняла около часа. Борис предложил заехать к нему домой пообедать и пройтись по городу. « Какая ты смелая женщина !» -опять подумала я-«В чужом городе ,в чужой стране,с чужим мужчиной !». Мы подъехали к типовому трехэтажному домику .Поднимаясь по этажам ,обратила внимание ,что на лестничных проемах висят картины ,цветы .Да ,это приятно. Небольшая квартирка располагалась на третьем этаже . Большая комната метров двадцать ,вторая комната метров 15,холл,ванная комната и крошечная кухня. На журнальном столике появились сыр ,ветчина ,фрукты ,бутылка вина. Заметно было ,что он готовился к встрече !
Борис в свое время играл на фоно в ресторанах и сочинял песни. Музыка и мелодии были ресторанного склада. Он сыграл несколько мелодий. Говорили о жизни в Германии. Он пожаловался что пособие небольшое и помогает детям. У сыновей проблемы с работой. Я поняла . что в финансовом плане не до меня. Он попробовал усложнить наши отношения ,но переступить этот порог мне не позволило ,конечно не воспитание ,а то что он был далек от виртуального Бориса. Мы немного еще поговорили и решено было посмотреть Кельн. Из почтового ящика Борис извлек письмо .Это было извещение и снятии со счета двадцати евро за благоустройство двора. Борис приуныл .Я наоборот повеселела.»Как хорошо ,что он мне не понравился. Просто хлопота свалилась с плечей «. Сели в машину , он припарковал ее недалеко от центральной улицы. Время уже поджимало. Часа через два я должна была быть в Вуппертале . Кельн конечно красивейший город. Великолепные старинные дома. « Вот здесь находиться бургомистрат . За визу невесты необходимо заплатить десять тысяч евро. «-сказал Борис. Да! Я улыбнулась .Мы шли по улице «Hohe Strabe» . Я посмотрела с облечением на часы. Пора было уезжать. Обратно в машине мы молчали. Каждый думал о своем. « Я не задаю тебе вопроса,нет задам : наши отношения продолжаться « -«наверное нет «.ответила я улыбнувшись. Как то в сердце расплылось тепло. Подальше от проблем этого мужчины. Своих проблем предостаточно !»
Он подвез меня прямо к зданию. Прощание было молчаливым. У него на лице была грусть ,у меня улыбка.
 Через час я со всеми дружно стояла около двери отеля .Белорусы ,заметно разговорились и за то, что мы постоянно смеялись, называли меня и Веру -хохлушки –веселушки. Сегодня встреча с евангелической немецкой общиной. Обед,интервью у нас . Общая тема ,кто виноват в войне Сталин и Гитлер-решили все.Это были немцы ,предположительно попроще в жизненном уровне и в манере поведения . После вручения им подарков и особенно бутылок –статуэток украинского казака с водкой, наш обед вошел в вираж! Прощаясь мы раз по двадцать целовались , обнимались . Впечатление отменное и с таким блаженным чувством мы засыпали.

Следующий день принес нам еще интереснее мероприятие. В десять часов должна была состояться встреча с бургомистром города Вупперталя Урсулой Шульц и представителями общественности города .Конечно такой прием на высоком уровне! На Украине уж точно нам не видать таких событий . Что же я должна сказать спасибо маме. Все было выдержано почти в правительственных тонах .Речь бургомистра ,речь руководителя нашей группы Лило .От нас выступил наш руководитель группы Владимир. Мы расписались в Золотой книге города Вупперталя ,как почетные гости города. После встречи был небольшой обед. Удивило все .Интеллигентнейшее отношение к нам .Я не встретила в залах ,коридорах и среди обслуживающего персонала ни одной девицы с длинными ногами. В коротких юбках. Возраст находящихся в здании бургомистра-та от сорока приблизительно до шестидесяти лет.

А вечером была встреча в евангелической общине русскоязычных немцев. Они выехали в девяностых годах и им было интересно как живут сейчас бывшие подневольные рабочие в Германии. Была очень теплая атмосфера .В конце встречи нас ждали баулы с вещами для наших мам.
 Автобус подъехал к отелю .Последний вечер нашей встречи. В столовой собрались в полном составе наши друзья Лило ,Берн ,Таня ,Ульрих ,Бетинна ,Йохен ,Ральф ,Уля .Были представители Банка ,Родильного дома. Нам подарили голубое шампанское ,оно до сих пор не распечатано у меня ,как память. Были обьятия,улыбки. Пожелания счастья и мира на нашей Земле.