Прогулка в былое

Нелли Мельникова
(Концерты,  лекции, беседы, конкурсы, телевидение, газета…)

Так уж исторически сложилось, что Музыкальные училища, особенно в небольших городах, где нет профессиональных музыкальных коллективов, всегда являются центром концертной жизни.  Усть-Каменогорское – не исключение.
Мои возможности свободно держаться и говорить на сцене разгадали очень быстро.
 Отныне и на много лет вперёд мне поручалось вести концерты сводные и отдельных исполнителей, так называемые «правительственные» и чисто училищные, городские и выездные, торжественно-юбилейные и «балдёжные» капустники…
 Особенно меня «доставали» выступления на августовских педагогических совещаниях, чаще всего проводимых 30 августа, в День моего рождения.
 Представляете, как это было «кстати»! Мало того, что испорчен праздник, да ведь ещё и подготовиться надо!
 Но это никого не волновало. А если ещё учесть, что тема всё время варьировалась  вокруг «Эстетического воспитания», то не сложно представить, что  я по этому поводу думала и хотела бы озвучить, но…  Пролистали, забыли.

В начале 70-х годов, решив  упорядочить лекционно-концертную деятельность, организовали музыкальный лекторий.
Почти одновременно, в середине шестидесятых пригласили на радио, телевидение и в областную газету «Рудный Алтай».
Телевидение в те годы было лишь областным. «Москва» и, тем более, « Мир» тогда ещё не принимались. Вещание велось по вечерам часа по три-четыре. Только ПРЯМОЙ ЭФИР, никакой видеозаписи, никакого монтажа.
 А сегодня!
Представьте, как  шагнули вперёд электронные СМИ всего за  полвека!
 Неплохо развивалась и культура, невзирая на все привходящие нашего бытия, не всегда благополучного и сытого.
Мне предложили провести цикл музыкально-образовательных передач с периодичностью – одна передача на 45 минут прямого эфира в месяц, причём всё: от  выбора тем, написания сценария, видеоряда и музыкальных иллюстраций – было моей, и только моей, заботой.

Имея очень небольшой опыт  сотрудничества с телевидением (трансляция детских  праздничных утренников в Алма-Ате), я и понятия не имела, что меня ждет.

Бригада, с которой мне предстояло работать, была довольно сильной и интересной не только в техническом отношении, но и в интеллектуальном плане: режиссёры Карл  Кёниг и Стелла Привалова, редакторы Владимир Минаев и  Ирина Адрианова, звукорежиссёры Анатолий Жигалов и Александр Крахин. К сожалению, меньше помню операторов, ибо встречалась с ними реже, но и от этих встреч осталось впечатление профессиональной работы и удивительной доброжелательности.
Очень хорошо помню первый тракт (генеральная репетиция, прогон).
Сделали выгородку, поставили свет, подготовили два пульта для  видеоряда, в центре – кресло.
Вдруг слышу откуда-то сверху зычный голос главного режиссёра: «Посадите её в кресло и отнимите шпаргалку.  А теперь вперёд!
Эфир!!!
Я только успела внутренне выдохнуть: «ох!».
И всё началось…
И длилось три года.
 Я должна была вещать без текста под рукой, без записной книжки,  без всякой возможности получить откуда-нибудь помощь, подсказку и при этом желательно эмоционально, захватывающе, но без спотыканий и ошибок.
Я очень быстро сообразила, если сцена -  испытание, то телекамера – вдвойне, а о прямом эфире и говорить нечего.
 Но мы были молоды, и нам всё казалось по плечу.
 И потому я не сдавалась, и постепенно научилась  если не дружить, то сосуществовать с телекамерой.
 Бывали ли ошибки, накладки? Конечно! И тоже пришлось научиться достойно из них выходить. 
Прямой эфир не позволял увидеть себя, оценить все моменты поведения и скорректировать  (не то, что теперь – вставляй кассету, диск, флешку; смотри, учись, корректируй).
 Оценивать и совершенствовать свою работу «на камеру» приходилось опосредованно, через отзывы, оценки и рекомендации со стороны.   В основном полезными оказывались замечания и советы телевизионщиков и коллег – музыкантов.
В телестудию поступали письма с оценкой этих передач, говорилось о их своевременности, увлекательности и значении в деле воспитания культуры населения. Иногда давались рекомендации или, скорее, пожелания  услышать ту или иную тему.
Случались и курьёзы: еду в автобусе. День. Народа не много. Готовлюсь к выходу. И вдруг бабушка на первом сидении: «Здравствуй, доченька!
 - Здравствуйте, бабушка. Только я Вас не помню (про себя думаю, может это кто-то из родственников моих студентов). Смотрю, бабушка уже сидит с обиженным лицом:
 - Как же не помнишь!? Ты же вчерась нам по телику про музыку сказывала. Чё ли забыла? (Все пассажиры  ухохатывались).
Я вышла и не знаю, сумели ли объяснить бабушке, что к чему.
Музыкально-образовательная передача без звучания музыки – дело мёртвое. Поэтому приходилось ориентироваться на студийные записи  (музыкальные ролики) и на репертуар педагогов и  студентов музыкального училища,  чаще всего откликавшихся с удовольствием и желанием: в каждом музыканте живет артистическое начало, которое хочется непременно реализовать
От той телестудийной эпопеи у меня осталось благодарственное письмо за подписью руководителя студии П. Бортника.
Связь с  телестудией у меня не прекращается и по сей день.
 К областной - прибавились «Калкен» и «Хабар» (Астана) с двумя замечательными Дмитриями – Крюковичем и Пыхтиным.
  «В пяльцах» появились новые проекты, дела и коллективы, (в 80-ые -  «Камертон», в 90-ые -  «Ай да Пушкин!» -Международный конкурс-викторина) неизменно, как и всё новое, привлекающее внимание телевизионщиков, у которых тоже произошла  смена поколений, но об этом  чуть позже, когда будет «к слову».