Ветренная карусель или Шкатулка, полная песен

Робер Лоран
Сказка-аллегория.
(Словарь аллегорий приведен в конце.)

       Здравствуйте, милые дети.
       Эта история покажется кому-то из вас очень знакомой. Но это – совпадение, случайное ли, намеренное…кто знает. Некоторые из вас, прочитав эту сказку, могут даже заплакать. Или простудиться, убежав после её прочтения в парк без шарфика и тёплых колгот. Но тепло одетым детям эта сказка не страшна. И тем, у кого есть носовой платок тоже, всё-таки размазывать слёзы грязными руками по лицу – о-о-очень некрасиво. Очень. Это скажет любая мама. А с платком – можно вполне и всплакнуть…потом хорошо спится, кстати. Так что дайте мамам посмотреть любимый сериал, Гувернантам собрать ваши учебники в шкаф, а сами одевайте шарфики, берите в руки платочки и – усаживайтесь поудобнее.
***
       Всё в нашем детстве прекрасно, это знает каждый ребёнок.  Любящие родители, красивые игрушки в ярких упаковках, праздники и весёлые клоуны. Одни карусели чего стоят. И их столько в ближайшем парке, что покататься на них на всех в крупном городе иногда не хватает целого детства. Некоторым детям доводится кататься на одной или двух каруселях за всё их дошкольное время – но в наше время это случается крайне редко.
       Ни Гувернанты, ни строгая мама не в состоянии уследить за ребёнком, которого манит движение причудливых фигур и красивая музыка. Но поскольку движение карусели проходит по кругу – многим детям быстро надоедает одна карусель и они переходят к другой. Есть карусели с мягкими и удобными креслами и диванами, красивым светом и запоминающейся музыкой. Есть – суперсовременные и скоростные аттракционы, на которых ребёнок может уссаться, простите. Есть тихие и милые аттракционы, на которых дитя  может и заснуть. Есть целые Луна-парки, мечта многих детей, но приезжают они редко и из других стран…или за ними ребёнку приходится ехать в другие города. Но кто его самого отпустит?
       Мамам и Гувернантам ничего не остаётся, как только – следить ну если не за тем, на какие карусели занесло ребёнка, а чтобы он хотя бы не простудился. Мамы тепло одевают своих детей. Ну и немедленно забирают их из парка вон, если ребёнок намочил одежду, что может вполне случиться, если аттракцион излишне захватил детское воображение.
       Да, детство прекрасно…пока не приходит пора идти в школу. Рано вставать, зарабатывать оценки, делать домашние задания, слушаться учителей и Гувернанта. И маму радовать. Однако это приводит в ужас детей, чьё детство было полным игрушек…которые можно было бросать где попало или случайно даже ломать. Или не случайно… Мамы хоть и ругают детей за это…но всегда убирают ставшие ненужным хламом вчерашние забавы их чад. Конечно, очень хочется, чтобы и оценки были хороши, и чтобы улыбалась довольная мама, и с завистью смотрели другие дети на твой полный хороших оценок дневник…но… Ведь бывает так, что ребёнку всё это надоедает… Особенно если ребёнок учится хорошо..
***

       Итак, однажды так случилось в одной весьма респектабельной школе, что отличница по имени Ле, девочка с вишнёвыми глазами и всегда разными красивыми бантами на спине – решила убежать с уроков.
       - Ужас! Кошмар! - скажете вы.
       Ничего подобного. Первый раз с уроков убегает каждый ребёнок. И ваш – тоже.
       Дошкольная жизнь Ле не была чем-то из ряда вон. Как и у всех детей у Ле была первая в её жизни карусель. Или аттракцион. Первым аттракционом нашей героини была и не карусель-то вовсе. Их было мало в то время вокруг неё почему-то. Это была милая лошадка-качалка в милой новой упаковке и привезенная странствующими столичными музыкантами непонятно зачем в город, где тогда обитали Ле со своей мамой. Ле от души качалась туда-сюда, ездила с  этой лошадкой в обнимку в ближайший крупный город, где было полно и обычных настоящих каруселей, но это мало волновало тогда Ле. Она была горда и весела тем, что у неё, маленькой девочки, уже есть своя собственная почти карусель. И всё время напевала. Обычно у каруселей играет музыка…но тут Ле как раз и нравилось то, что нет музыки, которая мешает петь ей самой и нет повторяющихся мелодий. Некоторые дети завидовали Ле. Они плакали и просили Ле дать им прокатиться на чудесной лошадке. Но рассудительная Ле была непреклонна:
       - На этой лошадке всего одно место. К тому же я не хочу, чтобы кто-то случайно или специально сломал её… Мне она нравится.
       Ле казалось, что эта чудо-лошадка останется с ней навсегда. Но однажды пришло время этой лошадке взбрыкнуть и Ле свалилась в придорожную пыль, сильно разодрав свои детские коленки… Ле поднялась и отряхнулась. И пнула свою мечту изо всех сил ногой, по-детски открыто расплакавшись. Сломать лошадку не получилось, её с готовностью подхватили другие дети и самое умное что оставалось делать Ле – это ломать какие-нибудь из ни в чём не повинных игрушек других детей… Что-то сломалось от её случайных игр сразу… что-то потом и насовсем. Ле не понравилось ломать чужие игрушки. Ей нужны были – свои. Ну а маме пришлось увезти своё расстроенное чадо подальше от первых уроков и игр.
       Мама нашей героини, добрая самаритянка Ли, сама в не таком уж и далёком прошлом большая поклонница каруселей с весёлой музыкой и мягкими диванами, была мамой действительно идеальной. Как и все, впрочем, мамы. Она училась уже в четвёртом учебном заведении кряду – начальная школа, обычная общеобразовательная, вполне приличный институт и на этот раз это была уже аспирантура экономических наук. Или  каких-то ещё. Но – наук. Она оказалась прилежной аспиранткой, хотя студенткой была не ахти и переезжая к новому месту учёбы забрала Ле с собой в более крупный город. К этому-то моменту у Ле и появилась возможность бывать в большом парке. И к какому-то моменту Ле перебывала на доброй дюжине весьма забавных и разнообразных аттракционов. Настал день, когда умная мама Ли сообразила, что пришла пора её дочери отправляться-таки в школу, а то карусельная жизнь выведет мечтательую Ле за грань:
       - Ле…доченька. В жизни каждой девочки наступает момент, когда ей к лицу и нарядный белый передник, и красивые белые банты... Короче – берёшь ранец и идёшь в школу.
       - А ничего, что белый передник, в котором девочки обычно идут в школу в первый раз я две недели назад испачкала на той, своей первой лошадке…то есть намочила…ну ты сама понимаешь, мама? И порвала в двух местах…
       - Ничего…я отстираю его…у меня есть одно волшебное средство. И волшебная нить…
       - А кто будет моим Гувернантом в таком случае? Кто станет меня водить в школу ни свет ни заря? – улыбнулось любопытное дитя.
       - Один из бывших хозяев большого аттракциона с мягкими диванами и приятной музыкой…который ты успела уже посетить…
       - А ученицу его теперешнюю куда же? – не унимался ребёнок, уже порядком привыкший целыми днями пропадать в парке.
       - Какую ученицу? Нет никакой ученицы. Забудь. Или я не твоя мама…
       Короче, с помпой и голубями, взлетающими к облакам познания – Ле отправили в школу. Гувернант взял за руку Ле и водил её в школу, не забывая наставлять, проверять домашние задания и нет ничего непонятного в том, что вскоре они вполне подружились.
       Какое-то время Ле очень нравилась школа и она относилась к ней даже как к одному из аттракционов своей девичьей судьбы. Но – время шло. Назойливое повторение пройденного, забота Гувернанта о том, чтобы Ле ни за что не простудилась, а ей так хотелось ну хотя бы разок простыть – и стать центром забот и внимания всех окружающих… И смутные девичьи  подозрения, что у Гувернанта есть другие, и как показалось ей более удачливые ученицы привели Ле к мысли о том, что если одна из новых учениц Гувернанта простынет – тот уйдёт ухаживать за ней…и оставит Ле на произвол судьбы – некому будет вести её в школу… Видя что происходит, водить дочь в школу мама Ли начала сама…Короче, вот так и случилось, что  в одной весьма респектабельной школе отличница по имени Ле, девочка с вишнёвыми глазами и всегда разными красивыми бантами на спине – таки решилась  убежать с уроков.
***
       Ле впорхнула в парк, как бабочка, манимая яркими огнями ощущений неокрепшей детской  души. Её манили и просто забавные игрушки, обезьянки и ряженые клоуны, с которыми можно было сфотографироваться прямо в парке. И позабытые карусели, которые помнить она могла вполне из своей дошкольной жизни. Ей понравились аттракционы, которые раньше она обходила стороной, а теперь с удовольствием могла прокатиться и на них. Но надоедали они ей ещё быстрее, чем школа… Почему? Пресловутые повторы песен…которые она знала вскоре почти наизусть. Эти аттракционы хороши иногда. Когда почему-то грустно. И хочется немедленно от этой грусти избавиться. Тогда они, как проверенное средство – изумительны для девочки, которой нужно показать все свои банты…
       Но вот однажды в городском парке Ле увидела аттракцион Старины Го… Это был яркий  аттракцион оформленный современно и празднично, вокруг которого вовсю толпились дети с шариками в руках. Старина Го с удовольствием давал рекламу по всему парку, имел красивый поставленный голос и массу пластинок с самой модной детской музыкой этого сезона в этом городе. Был мудр и снисходителен к детям. Улыбчив. И имел какую-то внутреннюю тайну. Ле слышала уже, что побывать на его карусели хотели многие. А побывавшие – вовсю рассказывали про Старину Го всякие небылицы. О том, что он печальный рыцарь. О том, что у него нет учеников. Но правда состояла в том, что старина Го любил только одного ребёнка, которому приходился гувернантом и вполне безразлично относился к другим детям и их идиотским словам о нём. Когда Ле это поняла – она обиделась на Старину Го всей глубиной своей детской преданности мечте. Не смотря на то, что карусель старины Го стала самой любимой ею за всю прогуливаемую школьную жизнь… И решила во что бы-то ни стало найти ему замену. Назло Старине Го. И чтобы постараться забыть о нём.
       Пол года бедное дитя слонялось от карусели к карусели и совсем отчаялось порадовать гордого владельца аттракциона, что в парке его яркий балаган не один… Как вдруг на одной из афиш на тихой аллее увидела милую картинку, на которой девочка выпускала на свободу маленькую птицу. А под нею стояла странная надпись: «Вкусный кофе и музыкальная шкатулка. Детям, одарённым музыкально».
       Детям кофе пить нельзя. Поэтому резонно рассудив, что это какая-то ерунда и идиотская реклама, Ле посетила какой-то другой из аттракционов, на котором ещё не была и на следующий же день отправила на сайт Старине Го письмо-запрос. Рассказав прозрачно и о новом посещённом аттракционе и туманно - о странной картинке, Ле прильнула к монитору, ожидая реакции мэтра индустрии детских грёз.
       - Кто это торгует птицами, запивая их кофе? – рассмеялся в ответ мудрый Старина Го.
       «Странно… Старина Го отреагировал совсем не на то, на что рассчитывала Ле… Да и не продавал никто птиц, похоже… Это вообще-то – просто карусель…и никто никого не собирается ничему учить… там катаются те, кто уже что-то умеет» - подумала Ле и твёрдо решила «просто посмотреть».
       Так Старина Го направил любопытную девочку с её бантами прямо к новому катанию.
***
       - Начинается лето, - только и запомнила Ле сказанное Мастером на входе…И ничего не поняла ни в этот вечер, ни через неделю, когда сама пришла сюда вновь. Как и на всякой карусели – здесь было ветренно.
       Ле припомнила свою первую лошадку и то, с каким удовольствием, качаясь на ней верхом, она могла петь то, что хотела, а не под то, что ставят…
       Она стала раз от разу приходить к карусели, где Мастер всегда разговаривал с детьми, прежде чем разрешить им приносить из дома свои игрушки, не разрешал обижать других детей и…разрешал им петь свои детские песни, угощая их крепким кофе, который варил сам и обещал «ничего не говорить маме». Детям очень нравилась эта маленькая с Мастером тайна «на двоих»… Странным было то, что дети катались по очереди…и очень редко кучей-малой… Иногда кто-то ждал своей очереди, но в большинстве случаев Ле не замечала никакой толчеи…словно дети знали и…приходили каждый по отдельности и вовремя. Единственным досадным для некоторых детей правилом было то, что дети, которые не умели ни на чём играть или фальшивили, исполняя что-то своё – мягко, но неотвратимо выводились Мастером за руку прочь… прямо посреди катания и больше на карусели не катались. Так была устроена «волшебная музыкальная шкатулка» на этом странном аттракционе – карусель не работала, если ребёнок фальшивил. Правда некоторых из таких детей Ле видела потом, стоящими у ограды – и видела, что Мастер мило беседовал с ними, помогая иногда чинить их сломанные детские игрушки и подавая им белый платок.
       Ле не понимала что происходит, не считала карусель Мастера аттракционом и поэтому решила скрыть своё имя и называла себя иначе. Кофе – пила и морщилась. Хорошо пела и часто  совершенно заглушала даже простые разговоры, которые могли вести другие дети, ожидая своей очереди… Иногда приходила просто так, на карусели не усаживалась – наблюдая из-за ограды как смеются другие дети. В-общем, вела себя, как и подобает прилично воспитанной девочке. И уходила прочь, напевая. Парк был полон другими аттракционами… Ну, и другими детьми вообще-то тоже.
       Вместо того, чтобы спокойно мал-по-малу возвращаться к школьным занятиям, потому как жара понемногу спадала и вообще посещать парк пореже, наступил день, когда Ле задумала спасти карусель Мастера… Вместо того, чтобы как и прежде дожидаться своей очереди попеть и отправиться восвояси по парку или под мамино око она решила, что такой игрушке не место хоть и на тенистой, но парковой аллее. Притащить эту странную карусель домой её надоумил Старина Го. Настойчивая Ле послушала грустного умника, решив, вполне резонно, что если она вернётся в школу, а дома у неё под рукой всегда будет своя музыкальная шкатулка, которая вполне признаёт Ле за свою… то это будет типа  лошадки, только круче… на которую ну разве что изредка взгромоздится какой-нибудь ребёнок… Ну а аттракционы в парке, в том числе и любимый аттракцион Старины Го она сможет посещать когда вздумается… и безо всякой очереди. По запросу на сайт. Вообще, справедливости ради стоит сказать, что аттракционисты всего парка уже успели тепло полюбить Ле и искренне считали, что именно их карусель – самая любимая у Ле и есть…остальные так – жалкие черти для девочки с такими разными всегда бантами на спине.
***
       Против странной затеи Ле оказались все. Весь мир. Но это был мир Ле.
       Собственно мама Ли удивить могла разве что нашу прогульщицу:
       - В комнате девочки, которая уже ходила в школу и собирается вернуться к занятиям вновь - место скорее красивой письменной доске Гувернанта, нежели какой-то крутящейся ерунде, - но Ле закусила губу…
       - Да и не поместится она здесь…карусель эта… - мама Ли была мила и умна, понимая, что подобные программы должны оставаться в парках. Ну, на крайняк, на мусорках.
      Против оказался и Старина Го. Хотя это он, разумеется, советовал как половчее выпилить карусель Мастера из парка и «малыми частями и через разные города отправить заказными бандеролями», но мысль, что у какой-то сопливой девчёнки  Ле под рукой вдруг окажется аттракцион, сравнимый с его собственным приводила его в ступор. Клиентку он не терял бы, нет, но авторитет гуру детских развлечений – несомненно.
       Против оказался Гувернант. Ну это вполне резонно и заслуживает лишь уважения.
       Против оказались и некоторые аттракционисты из парка… и некоторые метившие в гувернанты… Но на это стоило бы просто не обращать внимания.
       А вот Мастеру было невдомёк. Невдомёк, что судачат о нём люди, с которыми он не знаком и к которым не испытывает зла. И судачат о том, чего не знают. Что поливает его одна из любимых и самая талантливая посетительница словами, с которыми он также не хочет знакомства. И что его карусель, собранная, чтобы дети улыбались, кого-то всерьёз приводит к слезам.
       Но Ле была упрямой. Бывая на других аттракционах, она веселилась, как и прежде. Но всё чаще бывала на карусели Мастера и, что совершенно странно - стала пользоваться маленькой детской пилой, которой привыкла ещё до школы отпиливать детали чужих игрушек. И стала мешать, дёргая других детей за руки. Пришёл день, когда Мастер был вынужден взять маленькую Ле за руку и вывести  прочь, попросив больше сюда не приходить. И предупредил, что если Ле не угомонится, то они не смогут иногда болтать даже у ограды. На что совершенно нежданно как причина нервного поведения ребёнка, который ещё недавно был желанным посетителем карусели Мастера, прозвучало:
       - Я простыла.
И на резонный вопрос:
       - И на каком же из аттракционов тебя продуло, дитя моё? – ответом было то, что прогульщица Ле  больно укусила Мастера за руку, бросила в лицо своей детской пилой и, разумеется, пожаловалась маме на «плохого дядю».
***
       Дяди в парке перестали нравиться маме Ли лишь когда она стала аспиранткой. До этого она вполне лояльно относилась и к паркам, и к владельцам аттракционов, которые нравятся любой красивой женщине. Но в этот раз простуженный ребёнок напомнил ей о своей школьной простуде. Ум женщины и заключается в том, чтобы не слушать ничьих вразумительных ответов. Что она могла спросить? «Почему мой ребёнок простыл в парке на вашей карусели?» Или уж совсем ядовитое «Сколько стоит такой аттракцион, приводящий к простудам??»
       Ведь вразумительным ответом могло бы прозвучать, например, что ребёнок простыл не в библиотеке, постигая мудрость. А в парке, где о мудрости позабыть легко и более взрослому человеку. Что в этом парке детей – как пчёл на лугу и никто силком её ненаглядную дочь, юную любительницу парковой  жизни и тенистых аллей, прогуливать уроки и сбегать от Гувернанта не учил. И Гувернанта никто не учил менять учениц. Они сами кого хочешь научат. Что плату Мастер уже получил. Плата обычная. Ни больше, ни меньше. А её простуда – возможно вина и не его ветреного аттракциона, а какого-то из рядом расположенных. Ибо Ле совсем не любит постоянства. А петь, оказывается, любит. И очень хорошо поёт. И иногда предпочитает сравнить его карусель с некоторыми, посещёнными ею ранее…ну и парочкой недавно отстроенных. В известность она его не ставила – где и на каких аттракционах она даёт концерты, где даже и музыка оных ей не в состоянии помешать… но он заметил, что последнее время – она легко одета, часто оказывается с открытым ртом на ветру и он сам советовал ей одеваться потеплее. Но Ле не приучена молчать и слушать старших... Ле и сама не знает, где простыла. Никто этого не знает наверняка. Но это всего лишь – простуда и маленькой девочке обременять себя такими знаниями вовсе не обязательно. Как бы то ни было, но ломать или пилить детской пилой аттракцион, который создан для детей и их улыбок  и не заржавеет ближайшее время он, Мастер, разумеется, не позволит. Никому. Даже такой посетительнице как Ле. Это – его карусель. И все, кто к ней не причастны – непричастными и останутся. Останется непричастной и прогульщица Ле…
       Обозвав владельца аттракциона цветочными и птичьими именами с приставками « чи не», вылив кучу нектара в уши своей склонной к наивности дочери и попутно обозвав её «медведь наступил на ухо», прилежная аспирантка уволокла своё склонное к прогулам чадо прочь. Гувернант, успокоенный пристыженной мамой Ли и своими собственными прогулами, разочарованный нерадивостью новых учениц, вернулся к своим обязанностям…попутно заметив, что аттракционы – это не реальная жизнь… Так его никто и не зовёт туда. У него иное призвание и он это знает.
       В конце концов простуды со временем проходят. И получают имена. С отчествами – посложнее…разве что возможны совершенно смешные совпадения… Простывшая Ле попала в тёплые объятия семьи, не преминув известить некоторых детей, питающих склонность к карусели Мастера о том, что Мастеру нет теперь дела до детей и их сломанных игрушек. Порадовала она и Старину Го тем, что больше не ходит петь, простыла, и считает как и он, что петь должны лишь радио и птички. А у неё-то и голоса-то никакого нет. И тем самым вполне резонным Мастеру показалось, что и она сама тоже – против. Против шкатулки, в которой остались её песни. Ну так Мастер не открывал её больше для Ле…так что песен Ле того лета никто и не услышит.
       Привычки детей меняются крайне редко. Занятия, любимые детьми, остаются с ними надолго. Поэтому Ле любит иногда прийти украдкой в парк и прогуляться мимо аттракционов, на которых прошла её дошкольная пора и летняя пора прогулов, глядя как резвятся другие дети. Удаётся ли ей прокатиться самой, уйдя с какого-нибудь из уроков – не знает никто… И врядли захочет узнать. Особенно Гувернант. В летнюю жару Ле может занести пройтись по тенистым аллеям городского парка в надежде отыскать и карусель Мастера…втайне надеясь, что та не стоит ещё во дворе какого-нибудь ребёнка… И подойти к ограде, показав Мастеру какую-нибудь из своих сломанных игрушек. Она не хочет видеть как поют другие дети. Она не хочет кофе, который детям не разрешают пить мамы. Просто не против поболтать с Мастером и увидеть в его руках белый платок. Ей просто хочется думать, что музыкальная шкатулка всё ещё здесь…
***

       Вот и славненько. Надеюсь, никто не расплакался в итоге, но, возможно кто-то в причудливых именах узнал и себя. Не плачьте дети, того не стоит. Это история с поучительным концом. Главное – что прогульщица Ле снова отправилась в школу. Хорошо учится. Говорят, на прошлой неделе она вновь простыла? Значит, могут быть и новые имена...  Да, но то злые языки болтают, возможно, так что не верьте. Ну а  если верите в сказки – то тогда мифы о простывших девочках, прогуливающих иногда школу, станут вашими настольными книгами. А других книг девочки, которые хорошо учатся и не читают. Да и хорошо, лишь бы не ломали ваших игрушек, милые дети.


От автора. Словарь аллегорий.

«Дети» - это женщины  вообще. Они как дети.
«Дошкольная жизнь» - это жизнь женщины до замужества.
«Школа или институты, а также другие аспирантуры» - это браки, которые по счёту, или семья вообще.
«Гувернант». Что само по себе несуществующее слово, потому что правильно гувернёр или гувернантка… игра слов, короче… - муж. Что само по себе игра слов и женского отношения.
«Аттракционы, карусели и прочие игрушки» - увлечения женщин, их партнёры и ухажёры.
«Простуда» - беременность, разумеется.
«Прогуливать школу или сбегать с уроков» – уход из семьи налево, измены.Или «просто попить кофе» с каким-то из поклонников.
«Другие ученицы Гувернёра» - его любовницы или прошлые жёны. А, может и будущие.
«Чинить старые детские сломанные игрушки» - помогать женщинам понять в чём они прощёлкали с парнями когда-то.
«Подавать детям БЕЛЫЙ платок» - обелять женщин за их прошлые гнилые дела и дурости.
"Угощать детей крепким и сладким кофе, который детям запрещают пить мамы" - рассказывать женщинам какие-то нелестные для них прописные истины, добавляя сладость и  смягчая некоторые формулировки.
«Детские песни» - женские обещания. Или её таланты, истинные творческие таланты.

02.06.2013