Лествица - Благодать

Раиса Лебедева

Благодать – не вера только есть, но и действенная молитва. Ибо она в явности показывает истинную веру, имеющую живот Иисусов, производим будучи духом посредством любви.
Потому вера мертва и безжизненна у того, кто не видит ея в себе действующею. Даже и верным да не именуется тот, кто верует только голым словом, а не имеет веры, действующей любовию или Духом. Таким образом надлежит показывать ее в явности посредством успехов в делании добрых дел, или иметь ее действующею во свете и сияющею в делах, как говорит божественный Апостол: « Покажи мне веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою» (Iак.2,18)., - показывая сим, что вера благодатная обнаруживается делами по заповедям, как и заповеди делом исполняются и светлы бывают верою, которая во благодати. Вера есть корень заповедей, или лучше источник, напояющий их к произращению. Она разделяется на двое, - на исповедание и благодать, пребывая однакоже нераздельною естеством.

Благодать Духа Святого с нами с момента Крещения и Миропомазания. Молитвы церковные, домашние, труды подвижничества и доброделания развивают сей дар и дают ему простор действовать в нас. Лучшее к тому средство – сердечная молитва, которую и самому надо считать плодом Духа и вместе привлекательницею Духа. В этом смысле и церковная о Духе Святом молитва имеется привлекательницею Духа (свт.Ф.Затв.2,п.342,с.211).

Припомните притчу о десяти девах. Пять юродивых не вошли в чертог оттого, что не имели огня в светильниках. Это значит, что, приняв благодать, как и все и не озаботились возгреть ее в себе и не потрудились над собою, чтобы дать ей простор полно воздействовать в себе. Погасили благодать, света и не оказалось: ибо неоткуда ему произойти в нас, как от благодати (свт. Ф.Затв.36,с.102).


Дурно, когда все кругом похваливают, а правды никто не скажет. Долго ли запутаться? Поневоле станешь считать себя святым и начнешь читать наставления всем (свт.Ф.Затв.4,п.709,с.185)

Похвалы рождают самовосхваление и самочувствие, - злые чувства передовые проводники к тщеславию и гордости. Боже упаси! (свт.Ф.Затв.5,п.793,с.79).

Надо однако же различать осуждение от осуждения. Грех начинается, когда в сердце зарождается презорство (высокомерие, гордость, надменность) к кому, ради какой-нибудь худобы. Осудить можно просто без всякого  приговора судимому. Если же при этом в сердце сожаление будет о лице оплошавшем, желание ему исправления и молитва о том, то тут не будет греха осуждения, а совершится дело любви, возможное при такой встрече. Грех осуждения больше в сердце, чем на языке.

Правда угловата и суковата: того зацепит, этого толкнет. А те, которые не любят правды, считают это невежливостию и даже обидою (свт.Ф.Затв.1,п.194,с.238).