Люди со странностями

Валентин Баюканский
Отрывок из книги "Прогулки в закоулки"

Чтобы лучше понять мировоззрение Александра Грина, нужно прочитать его книги, где, как он утверждал, закодирована вся его биография.
Также чтобы понять мировоззрение гениального сербского ученого Николы Тесла,  многие открытия и изобретения которого до сих пор воспринимаются как фантастические откровения из будущего, нужно прочитать его воспоминания о детстве и юности, опубликованные в 1919 году в журнале «Electrical Experimenter».
Эти великие творцы-фантазеры обладали способностью заглядывать в будущее.  Внешне у них было много общего: оба худые, высокого роста, с впалыми щеками, небольшими усами и пристальным взглядом горящих глаз. Зато внутренне они сильно отличались, как плюс и минус, потому что творили на противоположных полюсах. Грина привлекали миры, где порицался технический прогресс и превозносилась красота человеческого духа.
«Меж тем одна греза не дает мне покоя, – восклицает Сидней, герой мистического рассказа Грина «Серый автомобиль». – Пять сестер манят их, стоя в центре великого круга, – неподвижные, ибо они есть цель, – и равные всему движению круга, ибо есть источник движения. Их имена: Любовь, Свобода, Природа, Правда и Красота».
Тесла, наоборот, в отличие от Грина, стремился туда, где воздают хвалу разуму и мощи изобретательства, самому важному, по мнению ученого, продукту творческого мышления человека.
Тесла считал себя «самодвижущимся автоматом, находящимся под полным контролем внешних воздействий», и неудивительно, что в одной из своих статей он заявил:
«Я давно вынашивал идею создания автомата, который станет моей механической копией и будет реагировать, как и я, хоть и более примитивно, на внешние раздражители. Очевидно, что такой автомат должен обладать движущей силой, органами передвижения, направляющими органами и одним или двумя органами чувств, способными реагировать на внешние раздражители…
Неважно, будет ли это автомат из плоти и крови или и дерева и железа, поскольку он сможет выполнять все функции, присущие разумному существу». 
Оба – лирик и физик перенесли в юности сильные психические потрясения. Когда Александру было 12 лет, умерла его мать, и потом ему всегда не хватало материнской ласки. Когда Николе было пять лет, его брат, которого он очень любил, трагически погиб. Эта утрата тяготила ученого всю его оставшуюся жизнь.
Сильные эмоциональные переживания уже в подростковом возрасте выявили у обоих (или обострили) заметные странности.
Так, например, Александр Грин, без всякого повода вдруг начинал хохотать, иногда целовал косяки, беспричинно раздражался и был готов драться с отцом и с мачехой.
Никола Тесла подсчитывал шаги при ходьбе, объем тарелок с супом, количество чашек с кофе и кусков пищи, не мог прикоснуться к чужим волосам, его лихорадило при взгляде на обычный персик.
Однако были у Николы и странности особого рода – в детстве он страдал от необычных видений, сопровождающихся яркими вспышками света. Психологи не могли объяснить их природу, так как те не являлись галлюцинациями, порожденными психическими и неврологическими заболеваниями. Ученый предполагал, что эти необычайные проявления психики были наследственными, ведь подобные видения посещали и его старшего брата, которого Никола считал гением, говоря, что тот был одним из тех редких людей, феноменальный склад ума которых невозможно объяснить биологическими исследованиями. Кстати, их отец также являлся человеком весьма странным, хотя и был известным священником, естествоиспытателем, поэтом и писателем. У него была привычка разговаривать с самим собой: он часто вел оживленные беседы на разные голоса, и со стороны казалось, что в комнате находятся несколько человек.
Никола Тесла старался освободиться от пугающих видений  и стал вызывать в своем воображении новые образы, когда-то виденные им раньше. Потом начал совершать «экскурсии» за пределы привычного для него мирка.
«Сначала новые пейзажи были расплывчатыми и мутными и таяли, когда я пытался сосредоточить на них свое внимание, – вспоминает ученый, – но постепенно преуспел в своих попытках зафиксировать их; они приобрели яркость и отчетливость и в конце концов приняли форму реальных предметов. Вскоре я сделал для себя открытие, что наилучшего состояния достигал, если просто продолжал двигаться по видеоряду все дальше и дальше, получая все время новые впечатления, и таким образом я начал путешествовать – мысленно, конечно. Еженощно (а иногда днем), когда я был один, отправлялся в свои путешествия: видел новые места, города и страны, жил там, знакомился с людьми, заводил друзей и знакомых, и хотя невероятно, но это факт: они были мне так же дороги, как и те, что были в реальной жизни, и ни на йоту менее яркими в своих проявлениях».
Может быть, и Грин, и Тесла из-за своих ненормальностей и непохожести на остальных не могли заниматься совместной деятельностью ни с какими партнерами и соавторами, несмотря на то, что хорошо разбирались в психологии и, обладая гипнотическими и экстрасенсорными способностями, могли влиять на людей. Наверное, поэтому оба занимались не тем, что было нужно другим, а тем, что интересно им самим.

ОТБЛЕСКИ ПОТУСТОРОННЕГО МИРА

Прежде чем подробно рассказать о необъяснимых световых вспышках, возникающих в сознании Теслы, приведу несколько примеров подобного из собственного опыта.
Как-то лег я спать в три часа ночи, а уже спустя два часа в комнате сына зазвонил электронный будильник. В этот момент каким-то внутренним зрением (не открывая глаз) увидел цветную картину, как сейчас принято говорить, в формате 3D. Это были длинные колышущиеся узкие листья, похожие на диковинные растения подводного мира. Они были сине-голубого цвета с разноцветными крапинами. Через некоторое время опять сработал будильник. На этот раз в сознании возникла другая объемная картинка. Я начал с интересом рассматривать широкие воздушные шелковые материи коричневатой гаммы, состоящей из кирпичного, малинового и краплачного цветов. Плавно раскачиваясь на невидимых воздушных потоках, они искрились, словно драгоценные камни. Так продолжалось несколько минут. С одной стороны, я отчетливо слышал, как сын выключил будильник и ворочается в кровати, с другой стороны, с интересом «разглядывал» необычный сверкающий цветовой фон, заполнивший мое зрительное восприятие. Все это время находился в тревожном полузабытье: слух четко улавливал звуки обычной физической реальности, а внутренний взор считывал информацию потустороннего измерения. Через несколько минут я все-таки уснул, и эта необычная раздвоенность прекратилась. 
Хочу заострить внимание на одной немаловажной детали: такие цветовые видения, по крайней мере у меня, возникают во время полусна, когда засыпаешь, но еще окончательно не заснул. И происходят они лишь тогда, когда нервная система сильно истощена или порядком перевозбуждена.
Именно в таком состоянии я увидел очередное цветопредставление. Однажды у меня выдался очень нервный день. Часа в два ночи лег спать, но, не успев до конца заснуть, провалился в… красно-коричневый цвет. Меня понесло внутрь по какому-то туннелю. Скорость с каждым мгновением увеличивалась, и я приближался к яркому слепящему центру. Словно летел в жерле извергающего лаву вулкана. Я понял: если туда попаду – погибну. Неожиданно для себя воскликнул: «Господи, спаси!» и тут же проснулся – пришел в себя. Открыл глаза. В комнате было совершенно темно.
Много лет спустя в одном научном издании я нашел схожее описание того, что тогда видел и чувствовал. Оказалось, такое состояние испытывали те, кто находился на грани жизни и смерти. Хорошо, что все кончилось благополучно. 
Было и еще одно видение.
Недавно в состоянии раздвоенного сознания я увидел (скорее, ощутил) некое явление, которое хотя и не испугало меня так сильно, как в случае с красно- коричневым цветом, но все-таки заставило поволноваться. Тем не менее мне еще раз хотелось бы испытать (почувствовать) это состояние, чтобы внимательнее «разглядеть» это загадочное Нечто.
Дело было так. Работая над книгой о сновидениях, в течение недели ложился спать около трех часов ночи, а тут увлекся и просидел за компьютером аж до половины четвертого. Изрядно истощив таким недосыпом запас жизненных сил, в изнеможении лег спать, закрыл глаза, и… пространство мгновенно засветилось объемным, интенсивным сине-фиолетовым цветом, который медленно пульсировал. Я почувствовал, что этот всеобъемлющий цвет обладает собственной энергией и оказывает на мое сознание какое-то влияние. Такое цветопредставление продолжалось около минуты, и я заставил себя «проснуться», чтобы не искушать судьбу, боясь окончательно раствориться в этом загадочном свечении.
Я привел эти примеры для того, чтобы описание цветных видений, возникавших в сознании великого ученого Николы Тесла, не казались такими уж фантастическими, какими могут показаться на первый взгляд. Видимо, когда сознание находится в измененном состоянии, возможны различные сны, видения и предчувствия. И они могут возникать не только у таких великих людей, как Тесла. Кстати, сам ученый утверждал, что его видения появлялись, когда он оказывался в опасной ситуации или был радостно перевозбужден.
«Вероятно, вспышки света являлись моим самым удивительным и необъяснимым опытом. Обычно они возникали, когда я оказывался в опасной либо мучительной ситуации или радостно перевозбужден. В некоторых случаях я видел языки пламени в окружавшем меня пространстве. Их интенсивность отнюдь не ослабевала, но возрастала со временем и, по-видимому, достигла максимума, когда мне было около двадцати пяти лет».
Этим световым явлениям ученый отводил особую роль, так как они помогали ему не только в изобретательстве, но и в обычной повседневной жизни.
«Не так давно я возвращался в свой отель, – описывал одну из подобных ситуаций Тесла. – Ночь выдалась очень холодная, дорога скользкая, и не было ни одного такси. За мной шел другой мужчина, который, очевидно, подобно мне стремился попасть под крышу. Вдруг мои ноги оказались в воздухе. В то же мгновение я ощутил вспышку света в голове, нервы отреагировали, мышцы сократились, я развернулся на 180 градусов и приземлился на руки. И, развернувшись, продолжал свой путь как ни в чем не бывало, когда незнакомец нагнал меня. «Сколько вам лет?» – спросил он, оглядев меня критически. – «Почти пятьдесят девять», – ответил я. – «Что из того?» – «Видите ли, – сказал он, – я наблюдал, как такое проделывает кошка, но человек – никогда».
Видимо, подобные видения, между явью и сном, Тесла видел часто, потому что описал их достаточно скрупулезно. Хотя я видел подобные видения по одному разу, но тщательно запомнил даже малейшие детали и возникшие ощущения.
«Эти световые явления все еще появляются время от времени, – в очередной раз уточняет ученый, – например, когда меня осеняет идея, открывающая новые возможности, но они уже не такие яркие и не вызывают больших волнений. Когда я закрываю глаза, то неизменно вижу сначала глубокую однородную синеву, очень темную, подобную небу в ясную, но беззвездную ночь. Через несколько секунд это пространство оживает сверканием бесчисленных искр, расположенных рядами и надвигающихся на меня. Затем справа появляется красивый узор из двух расположенных под прямым углом систем, каждая из которых состоит из двух параллельных линий, одна близ другой, разноцветных, с преобладанием желто-зеленого и золотого. Затем сразу же линии становятся ярче, и все поле начинает искриться мерцающим светом. Эта картина медленно пересекает все видимое поле и секунд через десять уходит влево и исчезает, оставляя за собой довольно неприятный неподвижный фон серого цвета, который вскоре уступает место волнующемуся морю облаков, пытающихся, как кажется, принять форму живых существ. Любопытно, что я не могу спроецировать какую-либо форму на этот серый фон до тех пор, пока не наступит вторая фаза. Каждый раз, перед тем как заснуть, вижу бесшумно проплывающие передо мной образы людей и предметов. Когда их вижу, то знаю, что скоро перестану ощущать окружающее. Если они отсутствуют и отказываются появляться, то это означает, что меня ждет бессонная ночь».
Описание этих цветовых картин даст опытному психологу обширную информацию о мировоззрении, нравственном облике и характере видевших их людей, а другим читателям, может быть, напомнит о чем-то когда-то виденном и таинственном.