Черная чайка

Елена Евдокимова
Черная чайка
Сказка  (пьеса)


Действующие лица:

Царь
Царица, она же черная чайка
Царевич
Воевода
Колдун, он же заморский гость царя – ученый-звездочет
Няня, она же сестра колдуна
Сын колдуна и царицы, он же белый ворон
Друг колдуна
Чайка
Часть 1.

Царь и царица. Царь читает письма, царица вышивает.

Царь

Душа моя, мне надобно уехать на три дня по важным государственным делам.

Царица

Как же так, мой государь? Мы с сыночком будем скучать без Вас!

Царь

Что же делать? Я тоже буду скучать, но дела не могут ждать.

Царица

Я понимаю, надо ехать.  Кто же будет заниматься делами державы, если не сам государь? Для нас главное, чтобы переговоры закончились успешно и Вы вернулись домой здоровым.

Царь

Чтобы ты не волновалась, я по приезду на место письмо тебе отошлю с нарочным. А скучать тебе будет некогда, у нас во дворце гость заморский, ученый-звездочет. Он тебя развлечет рассказами о звездах и о заморских странах.

Появляется звездочет, он стоит никем незамеченный и подслушивает.

Царица

Государь, Вы хотите оставить во дворце чужого человека? Не опасно ли? А вдруг он…

Царь

Он ученый, к тому же за ним будет наблюдать наша охрана вместе с воеводой.

Царица

А куда он путь держит?

Царь

Он изучает звезды, которые светят над разными странами. Теперь он изучает наши звезды.

Царица

Разве над соседними странами другие звезды светят? Я считала, что одни и те же.

Царь

Душа моя, я точно не знаю. У меня дел земных невпроворот, а уж звездами пусть занимаются ученые. Но если ты так боишься, то я отошлю его к воеводе, пусть там поживет.

Звездочет (про себя)

Хороша царица! Ух, как хороша! Царь не достоин такой красоты!

Царица

Спасибо, мой государь. Я не только за себя, да и за сыночка нашего переживаю. Вдруг у гостя «дурной глаз»?

Царь

Ой, милая моя! Кто ж в наше время верит в «дурной глаз»?

Царица

Я верю!

Звездочет (про себя)

Какая умница! Когда человек чего-то боится, то он – наша добыча!

Царица

Я во сне сегодня видела плачущую чайку. Не к добру она кричала!

Царь

Забудь ее! Ерунда все твои сны. Река от дворца далеко, откуда взяться чайке?

Звездочет (про себя)

Наивный царь! Можно же передвинуть реки и заставить чайку плакать, все в моих силах! (смеется, хлопает в ладоши и уходит)

Вдруг раздается гром, в окне блестит молния, с криком пролетает чайка.
Царь и царица вздрагивают. Царица откладывает вышивку.

Царь (подходит к окну)

Интересное явление, на небе солнце светит, ни тучки, ни облачка! Откуда гром и молния?

Царица

Государь мой, может быть, отложите свой отъезд?

Царь (зовет)

Воевода! Подь ко мне!

Входит воевода.

Воевода

Слушаю, Ваше Величество!

Царь

Я отлучаюсь на три дня. Приготовь мне охрану, сам останься здесь – охраняй царицу и царевича. Гостя нашего видел?

Воевода

Так точно!

Царь

Посели у себя, да глаз с него не спускай! И чтоб он во дворец ни ногой! Понял?

Воевода

Как не понять?

Царица

А что, глаза-то у гостя, случай, не черные?

Воевода

Как угли, а в зрачках огонек мерцает!

Царица

Не к добру!

Царь

Ох, уж эти женщины, чего только они не выдумают! Воевода, и ты веришь в «дурной глаз»?

Воевода

Как не верить? Кто прошел войну, верит во все! Дурной он человек!

Царь

Может быть и дурной, но у соседей был, и ничего не случилось, все живы и здоровы. Как-то неудобно выгнать его из страны, что скажут другие правители?

Воевода

Как скажете, мой государь. Надо последить за ним, - последим. К царице и царевичу и близко не подпустим, будьте уверены!

Часть 2.

Воевода показывает звездочету место, где тот будет жить.

Воевода

Вот дом для гостей, здесь Ваши комнаты. Располагайтесь!

Звездочет

Не милуете Вы гостей! В других странах я жил во дворцах!

Воевода

Так никто и не держит Вас у нас! Вещи еще не распакованы, так может быть вызвать экипаж? К тому же наша царица не верит, что здесь светят какие-то другие звезды.

Звездочет

Умная женщина, Ваша царица! А звезды все равно знать надо.

Воевода

Кому надо, тот и знает. Так я на конюшню, за экипажем?

Звездочет

Нет, я останусь. Дом красивый, тишина. В дворцах-то мне и подумать над наукой было некогда, все вопросы, да расспросы. И царицу Вашу не увижу?

Воевода

Отчего же не увидите? Как звезду – издалека! Приближаться не советую, убью, как муху.

Звездочет

Как муху? Посмотрим! Несите мои вещи в дом. А буду ли я в безопасности в Вашем доме?

Воевода

Конечно! В дом другим ходом не зайти и не выйти, на окнах решетки, а дверь буду охранять самолично.

Звездочет

Отлично! Показывайте, где я буду заниматься научными вопросами?

Воевода открывает дверь ключом. Звездочет неожиданно толкает воеводу внутрь и закрывает дверь на ключ.

Звездочет

Звезды мне сказали, что надо встретиться с царицей и немедленно!

Часть 3.

Царица, царевич и няня стоят в саду.

Царевич

Няня, что-то мне сегодня спать сильно хочется! Матушка, когда батюшка вернется?

Царица

Через три дня, милый. Иди спать, сынок, а я подожду нарочного, он должен привести письмо от государя.

Царевич

Я тоже хотел дождаться, но почему-то глаза слипаются.

Няня

Пойдемте, царевич, я положу Вас спать, сказку расскажу.

Царевич

Какая сказка! Мне бы до подушки добраться! Матушка, я тоже хочу дождаться нарочного!

Царица

Иди, сынок, спокойной ночи! Я разбужу тебя, когда получу письмо.

Царевич

Хорошо, матушка! Спокойной ночи.

Няня уводит царевича во дворец. Царица стоит одна. К ней подходит звездочет.

Звездочет

Любуетесь природой? У Вас очень красиво!

Царица

Вы кто?

Звездочет

Я – Ваш гость. Меня пропустил воевода поговорить с Вами, но он здесь, недалеко.

Царица

Царь запретил Вам появляться во дворце.

Звездочет

Неужели? Он мне ничего не сказал. Ну, хорошо, я уйду, если велите. Я только скажу, что такой красивой женщины не видел на всем белом свете, а я бывал во многих странах. У Вас какое-то горе?

Царица

Нет, я просто устала.

Звездочет

Нелегко быть царицей, правда? Вся жизнь на виду. Вы бывали в других странах?

Царица

Я люблю свою семью и всегда с ними.

Звездочет

Это заметно. Но Вы себя обедняете тем, что не видите других стран, другой природы, других людей. Посмотрите на меня, я живу далеко, мой замок совсем не похож на Ваш дворец. И за окном совсем другие деревья, цветы и птицы, другое небо и очень яркие звезды. Поедемте со мной!

Входит няня.

Няня

Царевич спит.

Звездочет

Видите, царевич спит. Воевода на страже. Ветер сможет унести нас в мою страну и обратно, и никто ничего не узнает. И няня не скажет.

Няня

Я не скажу. Что с Вами, Ваше Величество?

Царица

Мне после ужина нездоровится, я какая-то сонная. Няня, проводите ученого, а я пойду почивать. Я просто падаю от усталости! (падает, звездочет подхватывает ее на руки)

Няня

Снотворное подействовало. Она будет долго спать.

Звездочет

Здравствуй, сестрица!

Няня

Здравствуй, братец!

Звездочет

Услышал твою странную просьбу и принесся тебе на помощь. Ты в семье меньшая и самая безголовая – влюбилась в царя-батюшку!

Няня

Он такой умный и красивый!

Звездочет

Подсыпала бы наше колдовское зелье, он в ту же минуту стал бы твоим.

Няня

Нет, я хочу, чтобы он меня полюбил. По-человечески. За мою доброту.

Звездочет

Доброта? Не смеши меня! Ты подсыпала дурману царице, теперь она ничего не помнит, да еще отправляешь ее со мной на нашу колдовскую родину.

Няня

Это единственное зло, которое я совершила. А теперь я буду очень доброй с царем и царевичем.

Звездочет

Зачем тебе царь? Он малохольный! Жена ему говорит, что опасается меня, а он все равно уехал по делам. И тебе, милая, он не будет опорой!

Няня

Ну и что! Я  буду опорой ему и царевичу. Мне нравится жить так, как живут люди. Смеяться!

Звездочет

Смейся, да помни, что плакать нам нельзя. Слезы для нас - просто смерть. Заплачешь - останется от тебя кучка сухой трухи!

Няня

Я помню! Тебе пора в дорогу!

Звездочет (спящей царице)

Да, красавица, нам пора. Проснешься в моем замке моей женой. Ветер, ко мне!

Няня идет во дворец. Подул ветер. Ветер  уносит звездочета с царицей на руках.


Часть 4.

Царь и воевода.

Царь

Где царица, отвечай!

Воевода

Не знаю, Ваше Величество!  Я рассказал все, как было дело.

Царь

Я приказал тебе глаз с него не спускать! Как ты мог…

Воевода

Я не мог предположить, что он обладает такой страшной силой. Он забросил меня в дом, я лишился чувств и ничего не помню. Может быть, няня что-то знает?

Царь

Давай ее сюда!

Воевода

Няня! Зайди!

Входит няня.

Няня

Слушаю, царь-батюшка!

Царь

Не знаешь ли ты, где царица?

Няня

Она разговаривала со звездочетом. Я пошла во дворец, чтобы уложить царевича спать, и больше не видела ни царицу, ни звездочета.

Царь

Ты хочешь сказать,  что царица сбежала со звездочетом?

Няня

Я не видела этого.

Воевода

Он украл ее! Он спрашивал, можно ли увидеть царицу.

Царь

И на чем он ее увез? Все лошади в конюшне на месте.

Воевода

Он – колдун. Колдуны по воздуху летают!

Царь

Ты опросил слуг?

Воевода

Я опросил слуг и крестьян. Ни одна лошадь, ни одна повозка не отходила от дворца. Здесь без волшебства не обошлось!

Царь

Я приказал тебе охранять царицу, а ты не выполнил приказание! Впрочем, виноват я сам. Она просила меня убрать этого звездочета, а я не послушал ее. Что я скажу своему сыну? Как он будет жить без матери?

Няня

Ваше Величество! Я буду царевичу вместо матери и жизнь за него отдам!

Царь

А как же буду жить я без нее? Пусто мне без нее. Кругом столько людей, а я чувствую себя одиноким странником в пустыне.

Воевода

Ваше Величество, царь-батюшка, она вернется!

Царь

Иди и больше не попадайся мне на глаза!

Часть 5.

Колдун, царица и сын колдуна в замке колдуна.

Сын  колдуна

Матушка, расскажи мне сказку!

Колдун

Тебе уже почти 10 лет, а ты все сказки слушаешь! Скоро я возьмусь за твое колдовское воспитание!

Сын  колдуна

Я не хочу быть колдуном! Я хочу быть садовником!

Колдун

Я растил тебя не для того, чтобы ты цветочки выращивал! Ты должен стать мужчиной с твердым характером и жестоким сердцем.

Сын  колдуна

Я не буду!

Колдун

Выйди, я поговорю с матерью!

Сын колдуна уходит.

Колдун

Как ты воспитываешь сына?

Царица

Он хороший умный мальчик с добрым сердцем.

Колдун

Сколько раз можно говорить одно и то же: у колдуна не должно быть доброго сердца! Я понял, ты накапала ему в воду своих слез!

Царица

Я не помню, что это такое.

Колдун

Смотри, если ты лишишь его колдовской силы, я уничтожу тебя! Поговори с ним, я должен передать ему знания. Я улетаю по делам, но ненадолго.

Колдун улетает. В комнату входит сын колдуна.

Сын  колдуна

Матушка, почему я должен быть колдуном? Мне совсем не хочется приносить кому-либо страдания.

Царица

Твой отец приказал мне поговорить с тобой.

Сын  колдуна

Матушка, расскажи мне лучше, почему ты не колдунья? Где ты раньше жила, чем занималась?

Царица

Я не помню.

Сын  колдуна

Отец заколдовал тебя. Ночью, когда ты спала, я открыл вот эту штучку, что висит у тебя на шее. Там чьи-то светлые волосы. У меня же волосы черные.

Царица приложила руку к медальону.

Царица

Сынок, я вспомнила! У меня же есть еще один сын, царевич! А в медальоне его волосы. Как он там, без меня? Няня, это няня что-то подсыпала нам в еду… Сначала царевич заснул, потом я просто упала без чувств…

Сын  колдуна

У тебя в другой жизни был сын? Значит, ты больше не любишь меня?

Царица

Как же я не люблю тебя! Я без тебя часу не могу прожить, но и того сыночка я люблю тоже! (в голосе царицы слышны слезы)

Сын  колдуна

Матушка, у тебя по щеке текут капельки воды? Что это?

Царица

Это слезы.

Сын  колдуна

Зачем они? Какие они на вкус?

Царица пытается отвернуть свое лицо, но сын колдуна проводит пальцем по ее щеке и берет палец в рот.

Сын  колдуна

Соленые!

Влетает разгневанный колдун.

Колдун

Что у вас тут случилось? Говорите, я все равно узнаю! Ага, слезы распустила! Лишила меня сына и помощника! Что тебе не хватало? Бриллиантов полно, погода всегда прекрасная. Хочешь зиму – вот тебе зима на полчаса  (в окне появляется снег). Гости тебя развлекали, а ты всегда унылая. Только со своим сыночком играла и смеялась: хи-хи да ха-ха.

Царица

Где мой сын, царевич? Что с ним?

Колдун

Вспомнила? Жив, здоров твой царевич и супруг твой тоже. Ты мне испортила все, что могла. Можешь теперь вернуться к ним, если они захотят тебя видеть. Но ты вернешься туда не человеком, а в образе черной чайки – вестнике смерти. Или не вернешься никогда! Согласна?

Царица

Да, я хочу увидеть сына и мужа хоть глазком! Ведь прошло целых 10 лет!

Сын  колдуна

Матушка, там время другое. У нас время идет в 5 раз быстрее, там прошло два года. А как же я? Я тоже хочу с тобой!

Колдун

Решил бросить отца? Лети с ней! Да только в виде белого ворона! Пусть вас не примут ни птицы, ни люди! Я так сказал!

Царица и  сын  колдуна превращаются в птиц.

Колдун

Вас никто не сможет расколдовать, кроме меня. Вы можете стать людьми, если в вас попадет пуля, но зато никто не сможет вас спасти от смерти, кроме меня! Жду обратно, мои дорогие!
 
Колдун берет в руку бокал с вином. Чайка летает над ним, слезы капают ему в лицо и в бокал.

Колдун

Когда я заделаю крышу? Дождь капает прямо на голову! Хотя зачем мне что-то делать? (птицам) Вы еще здесь? Вон отсюда!

Птицы улетают.

Колдун

Наконец-то я один! Семья забирает столько сил, то им одно, то другое. И никакой благодарности! Выпью я за мою свободу!

Колдун пьет вино и падает на стол.

Колдун

Ох, что это за вино? Сил нет! Что она сделала со мной? То не дождь был, у-у-у-у-у! Она лишила меня силы, и теперь они навсегда останутся птицами! Если их подстрелят, они упадут на землю, станут людьми, но смертельно ранеными!  Им никто не сможет помочь!
 
Часть 6.

Чайка и ворон сели отдохнуть на ветку дерева.

Чайка

Сынок, ты не устал? Мы летели очень долго!

Ворон

Устал. Давай отдохнем! Мама, почему птицы набрасываются на нас? Мы не сделали им ничего плохого.

Чайка

Мы не похожи на них. Черных чаек не бывает, а белые вороны бывают очень редко. Обычные вороны не любят их и выгоняют из стаи.

Ворон

Может быть, нам вернуться к отцу и стать снова людьми?

Чайка

Я не могу вернуться, я должна увидеть сына и мужа. Твой отец не даст мне другой возможности. Ты не переживай, я не оставлю тебя.

Ворон

Мы можем попросить мою бабушку, она расколдует нас. Лишь бы нас никто не подстрелил!

Чайка

Если будут стрелять, я заслоню тебя собой, сынок! Но ты обещай мне, что улетишь к бабушке, не будешь ждать моей кончины.

Ворон

Я не смогу бросить тебя и улететь! Меня одного все равно заклюют птицы.

Чайка

Успокойся! Если будут стрелять, ты лети в одну сторону, я в другую. Тогда в нас не попадут. А потом мы вместе полетим к бабушке!
 
Часть 7.

Колдун сидит в своем замке. К нему приходит его друг, тоже колдун.

Колдун

А, это ты! Проходи!

Друг

Ты один? Где сын и жена?

Колдун

Я превратил их в птиц и выгнал. Она лишила меня и сына колдовской силы. И теперь они оба в безнадежном состоянии, их нельзя спасти.

Друг

Зачем ты это сделал? Мы все тебе завидовали, что у тебя были жена и сын.

Колдун

Я только теперь понял, чего лишился. Хорошо иметь хотя бы одного преданного тебе человека.

Друг

Я старше тебя и знаю, что преданность – это великая штука. Но преданным может быть и дурак. Особая ценность – иметь в друзьях человека с благородным сердцем! Все мечтают об этом! У каждого должен быть такой человек, который может тебя понять и простить. Он оправдает тебя в твоих же глазах и объяснит твои ошибки. И у тебя такой человек был – твоя жена. Знаешь, почему мы собирались у тебя? Из-за нее!

Колдун

Неужели?

Друг

Ты не знаешь, мы жаловались ей на свою колдовскую жизнь! Она нас утешала! И еще она рассказывала нам о твоем сыне, когда прорезался первый зуб, когда сын сделал первый шаг… Ты помнишь об этом?

Колдун

Нет, меня тогда не интересовали ни сын, ни жена. А вот сейчас мне хотелось бы как-то помочь им, хотя бы быть рядом с ними.

Друг

Я помогу, но не из-за тебя, а из-за нее. Сделай все и измени свое страшное наказание. Ветер, быстро отнеси его в царство!

Налетает ветер и уносит колдуна.

Часть 8.

Няня и колдун.

Колдун

Сестра, я рассказал тебе свою историю. Помоги мне превратить жену и сына в людей, я виноват перед ними. Мне нужны твои слезы!

Няня

Если я отдам тебе свои слезы – я умру. Почему я должна лишиться жизни из-за них, если ты сделал глупость!? Как ты можешь мне это предлагать! (с отчаяньем в голосе) Ты прожил 500 лет, а я всего двадцать! Я жить хочу!

Колдун

Царь любит тебя?

Няня

Нет, он тоскует по царице. А царевич меня любит, как вторую маму.

Колдун

Ты придумала похищение царицы, из-за тебя погибнет мой сын, а он еще маленький…

Няня

Я тоже еще молодая! Успокойся, я не дам застрелить их, и сама буду кормить их каждый день.

Колдун

Ты хочешь, чтобы они всю жизнь прожили птицами?

Няня

Я не хочу этого,  ты сам придумал для них такое наказание! Попроси мать, может быть она…

Колдун

Она не простит меня.  Я больше не колдун, и она не захочет мне помогать. Ну, кто же поможет им? Я перехитрил сам себя!

Няня

Там какие-то крики, я должна быть рядом с царевичем! Жди меня здесь, я подумаю, что можно сделать! (убегает)

Часть 9.

Царь, царевич и воевода в саду.

Царь

Воевода, ты видишь, летит черная чайка! Она вестник смерти! Такая же чайка летала, когда пропала царица! Убей ее!

Воевода

А рядом с ней белый ворон! Чудеса!

Царь

И его убей!

Царевич

Зачем убивать птиц?

Царь

Эти птицы могут принести плохую весть!

Царевич

Разве можно убивать гонца, принесшего плохую весть? Разве он виновен?

Царь

Воевода, ты уже один раз провинился передо мной, выполняй приказание!

Царь уходит. Воевода наводит ружье на черную чайку, которая приближалась к людям.

Царевич

Не убивай ее!
 
Воевода

Посмотрите, какие они странные, ни на кого не похожие! Таких птиц даже из стаи выгоняют!

Царевич

Разве это повод - убивать тех, кто ни на кого не похож?

Царевич опускает ствол ружья и прикладывает его к своей груди. Чайка видит, что царевич в опасности, подлетает к воеводе и пытается клюнуть его в лицо. Воевода от неожиданности нечаянно нажимает на курок и стреляет в царевича. Тело царевича оседает, и он падает. Чайка с плачем садится рядом и ложится на царевича, распластав крылья. Воевода бросает ружье.

Воевода

Царевич, как же так? Лекаря надо! С кем же тебя оставить? Кого за лекарем послать?

Подбегает няня.

Няня

Что тут случилось? Что за выстрелы? Царевич!

Воевода

Вы тут побудьте, я за лекарем! Может быть, он спасет! (убегает)

Подлетает белый ворон и садится рядом с чайкой. Ворон пытается погладить чайку своим крылом.

Ворон

Мама, не умирай! Не оставляй меня одного!

Няня

Лекарь! Что может сделать лекарь? Его никто не сможет спасти, кроме меня. Маленький мой, я читала тебе книжки, я рассказывала тебе сказки. Тебе больно? Ничего, скоро все пройдет! Сейчас ты проснешься, дорогой мой, здоровым мальчиком, а я превращусь в пыль. За все надо платить! (ворону) Да не плачь ты, не умрет твоя мама. Прощайте!

Няня плачет, слезы вытирает платком. Она  вытирает головы чайки и ворона, затем протирает рану царевича платком. После этого няня встает и протяжно кричит. Наступает темнота. Когда тьма проходит, царевич оживает и видит около себя мать и брата. Мать обнимает обоих сынов.

Царевич

Матушка! Как я скучал без Вас!

Царица

Сынок, а это твой родной брат.

Царевич

Мне приснился страшный сон, что я убит, и какие-то птицы… Как же отец обрадуется! Брат мой, побежим, обрадуем отца!

Мальчики убегают. Царица смотрит по сторонам.

Царица

Как сердце колотится! Примет ли меня мой супруг?

Подбегает воевода.

Воевода

Царица? Ваше Величество? Я всегда знал, что Вы вернетесь! Какое горе у нас, какое горе! Я убил царевича, нет мне пощады! И лекаря я не нашел! А где царевич? Что с ним?

Царица

Спасла царевича няня ценой своей жизни!

Воевода

Няня? А я почему-то не любил ее.

Прибегает царь.

Царь

Матушка, царица моя, вернулась! Душа моя, как плохо мне жилось без тебя! Все в упадке! Дай, я на тебя налюбуюсь! А сына твоего приму, даже не сомневайся! С колдовскими чарами бороться очень трудно, теперь я понимаю.

Царь обнимает царицу.

Царь

Воевода, прости меня, верный друг. Ты предупреждал меня, да я тебя не слышал!

Воевода

Сыну своему скажите спасибо, если бы не он, то неизвестно, чем бы все закончилось. Дети – они мудрее нас!

Часть 10.

Два брата: царевич и сын колдуна.

Царевич

Пойдем, я покажу тебе дворец! И познакомлю со своей няней.

Сын колдуна

Няня умерла, она спасла тебя от смерти. Ты был ранен!

Царевич

Значит, это был не сон? А куда пропали птицы?

Сын колдуна

Чайка – это наша мама, а белый ворон – это был я. Мой отец нас заколдовал. Няня  была моей тетей.

Царевич

Почему мне никто не сказал об этом? Она была прекрасной няней!

Сын колдуна

Хорошо, что ты так отозвался о ней.

Царевич

Я хотел бы сходить на ее могилу…

Сын колдуна

Потом сходишь. Там сидит мой отец. А ты побудь с матушкой, она скучала по тебе.

Царевич

И я скучал, очень скучал.

Часть 11.

Колдун сидит около места, где погибла его сестра.

Колдун

Вот и все. Поплакать бы, да создатель наказал меня – не дал слез! Теперь я вечный изгнанник, уже не колдун, но и не человек. Если бы меня пожалел какой-нибудь человек, то я стал бы простым смертным, и это было бы прекрасно.

Идет сын колдуна с лейкой. Колдун отворачивается от него.

Сын  колдуна

Я садовником родился!

Сын колдуна  полил место, где погибла его тетя, и сел недалеко от отца, спиной к спине отца. Вдруг из-под земли поднялся росток и превратился в цветок. Колдун и его сын молча смотрели на это чудо. Потом вместе отвернулись и стали смотреть перед собой. Сын прижался спиной к спине отца.

Колдун  начал поднимать лицо вверх, закрыл глаза рукой, чтобы скрыть от мира навернувшиеся на глаза слезы.

Конец.