ХР Основы языческого миропонимания Шаманизм

Александр Суворый
ХР. 2.7.43.4.Основы языческого миропонимания. Шаманизм.

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 43.4. Основы языческого миропонимания. Шаманизм.

Иллюстрация из открытой сети Интернет (Википедия).


Весь мир. Миграции первобытных людей. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Основы языческого миропонимания. Древнейшие формы проявления религиозного чувства. Шаманизм. 50 000 до н.э.


Мифологические и мифопоэтическое мировоззрение и творчество, ведическое естествознание и бытовая практика естественных трудовых, семейных, хозяйственных и общественных процессов общения неизбежно и закономерно привели всё человечество к возникновению обычаев, обрядов, традиций, культов и ритуалов.

Например, культ тотемов – ключевых видов (структур-образов) животных, птиц, растений и иных одухотворённых объектов природы, культ фетишей – одухотворённых предметов-оберегов, чуринг, талисманов и амулетов и культ шаманов – ведунов и ведуний, посредников между явным (реальным, фактическим, действительным) миром людей и потусторонним миром духов.

Шаманизм – это неизбежное, закономерное и естественное превращение (развитие, преобразование, модернизация) абстрактных первичных структур-образов или представлений человека обо всех феноменах (явлениях, событиях, объектах и субъектах) окружающей действительности и мира в систему устойчивых во времени и пространстве архетипических структур-образов, понятий и форм поведения (обычаев, обрядов, ритуалов).

Шаманизм – это, возможно, первая и первичная форма древнейшей первобытной религии (не верований, а религии). Потому, что эта система мировоззрения уже полностью является продуктом чувственного, эмоционального и интеллектуального (логического) мышления человека. Потому, что шаманизм, как феномен окружающей действительности и мира, не существует вне человека, без человека, не для человека.

Шаманизм – чисто человеческое «изобретение»…


Древнейшими формами проявления религиозного чувства (веры, надежды и любви) являются:

анимизм – одухотворение или «оживление» всего и всех, вера в существование духа и души, в одушевлённость всего и всякого;

зоолатрия – одухотворение (очеловечивание) и почитание животных (особенно промысловых животных и животных ключевых видов);

культ предков – одухотворение и культурная память о прародителях, родителях, старейшинах и героях, почитание и поклонение умершим сородичам;

первобытная магия – одухотворение практических или символических действий и поступков с целью взаимодействия с одухотворённым миром (духами и душами) посредством одушевлённых предметов, орудий, вещей и веществ;

полидоксия – вариативность (множественность, многоликость) одухотворения различных воплощений одного или верховного духа (божества), идолопоклонство;

тотемизм – одухотворение (очеловечивание) культово-статусного объекта или субъекта (животного, растения, объекта или феномена окружающей действительности) с целью установления с ним знаково-символьного родства или отличия (первобытная геральдика);

фетишизм – одухотворение неодушевлённых материальных предметов, наделение их сверхъестественными магическими свойствами.

Все эти древнейшие формы проявления религиозного чувства первобытных людей выражаются мифопоэтическим и мифотворческим мировоззрением в виде примерного, типового или архетипического поведения, в виде представлений, мистерий, обрядов, ритуалов, культов, устного народного творчества (фольклора).

Шаманизм фактически является развитием всех этих древнейших форм проявления религиозного чувства, но основанным на новой (прогрессивной) форме миропонимания – ведическом (донаучном, языческом) естествознании.

Кстати, вполне вероятно, что известные нам веды, мифы, легенды, предания и иные религиозные формы объяснения, представления и выражения окружающей действительности и мира есть ведические или истинно научные знания мифических (легендарных) цивилизаций типа Арктиды-Гипербореи, Меганезии-Лемурии-Му и Атлантиды.

Только эти древнейшие ведические или научные знания мифических цивилизаций в результате глобальных всемирных катастроф и с течением времени претерпели значительные (если не катастрофические) изменения или намеренно были зашифрованы в мифологические формы.

Недаром говорится: «Нет ничего нового под луной», «Всё возвращается на круги своя», «Всё, что будет, уже было»…

Есть один параметр интеллектуального развития человечества, который, возможно, косвенно подтверждает наличие в глубоком прошлом человечества глубоких и обширных ведических (донаучных) знаний – это общечеловеческие понятия.

Не слова, как знаково-символьные комбинации звуков, а ключевые понятия – мысленные структуры-образы, которые могут выражаться различными словами, но иметь одно, единое, одинаковое, типовое или ключевое содержание (смысл).


В шаманизме, в этой системе древнейшей первобытной религии, такими едиными ключевыми понятиями (институтами) были и остаются:
 
дух (духи),
бог (божество),
бог-отец (первопредок),
богиня-мать (прародительница),
герой-демиург,
магическое действие (камлание),
ведическое гадание (предсказание),
дарообмен (жертвоприношение),
потусторонний мир (мир духов),
«золотой век» (век счастья, райского блаженства),
«мать-сыра земля»;
мировая ось (мировая гора),
мировое дерево (мировоззрение, мироустройство),
миф (предание – даяние предков),
монотеизм (однобожие),
политеизм (многобожие),
сакральное видение (священная тайна, священный смысл, священный образ),
священные предметы (освящённые и одухотворённые предметы, вещи, орудия),
синкретизм (нерасчленённость или нераздельность инстинктивного, интуитивного, интеллектуального и практического чувственного восприятия, осмысления, отражения и выражения феноменов окружающей действительности и мира),
тайная избранность посвящённых (шаманское посвящение, богоизбранность).


Шаманизм возник и распространился в разных формах, но как единая система древнейшей первобытной религии, в следующих регионах:

Африка (традиционные верования, африканское первобытное язычество);
Ближний Восток и Средиземноморье (восточное и западное древнее язычество, зороастризм, иудаизм, христианство, ислам);
Южная, Восточная и Юго-Восточная Азия (ведизм, индуизм, бон, буддизм, гиндукушская религия, даосизм, джайнизм, мусок, синтоизм, тенгрианство);
Америка (традиционные верования и первобытное язычество «доколумбовой Мезоамерики»);
Западная и Восточная Европа, Евразия (мифическое первобытное язычество, ведизм, античное и православное язычество, православное христианство):
Австралия и Океания (традиционные верования, первобытное язычество аборигенов).


Профессиональными служителями шаманизма в разных странах и у разных народов являются:

шаман,
ведун,
волхв,
колдун,
жрец,
друид,
маг,
оракул,
коэны,
брахман,
лама,
мобед,
имам,
монах,
священник.


Сверхъестественными существами (сущностями), с которыми общаются (взаимодействуют) шаманы и другие профессиональные служители шаманизма являются:

духи,
оборотни,
дэвы,
эльфы,
асуры,
албаста,
джинны,
демоны,
призраки,
бог,
боги,
ангелы,
дьявол,
черти.


Сильнее и ярче всего классический шаманизм будет развит у коренных народов Африки, севера Евразии, Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Мезоамерики.

При этом на каждом континенте или в изолированных регионах обитания первобытных людей сформируются свои системы шаманизма, так как у каждого народа свои предки, свои духи и герои, своя история, своё мифотворчество и свой уровень ведических знаний – основа шаманизма.

Однако несомненно, что корневые или ключевые структуры-образы, архетипы и понятия шаманизма (институты шаманизма) возникли из единой основы, из единой системы традиционных первобытных верований, основой которых являются общечеловеческие инстинкты, генетическая память и естественная система первобытных отношений доминирования в общинах общечеловеческих первопредков.

Сравнивая, анализируя и обобщая общие признаки различных видов и систем шаманизма, можно составить приблизительную модель первичной древнейшей системы шаманизма, определить первоначальный комплекс структур-образов, архетипов и понятий (институтов) древнейшей первобытной религии – шаманизма.


Понятие (но не слово) «шаман» используется во многих современных языках всего мира. Сегодня считается, что слово «шаман» произошло от эвенкийского слова «saman».

Сегодня мы знаем, что практически любое слово любого языка является сложносоставным, состоящим из отдельных звуков и звукосочетаний, сложенных вместе для того, чтобы обозначить то или иное понятие, явление, событие, действие, феномен, структуру-образ, ощущение, чувство, цель, мысль и т.д.

Звукосочетание или слово-понятие «шаман», вероятно, очень древнее – данного времени (50 000 до н.э.). Потому, что истоки шаманизма в ещё более древних первобытных верованиях, потому что предки эвенков уже существуют в данное время (50 000 до н.э.), а древнейшие традиции шаманизма живут и сохраняются (по сей день).

Слово «шаман» чётко разделяется на два слога-слова – «ша» и «ман». В свою очередь слова «ша» и «ман» также разделяются на звуки-фонемы: «ш» и «а», «м», «а» и «н». Что они обозначают?

Звук «ш» - это звук-символ тишины, сдержанности, тайны, сокрытия. Такой звук «ш-ш-ш» произносят для того, чтобы утихомирить кого-либо, спрятаться, затаиться, сдержаться. Одновременно звук-фонема «ш» - это символ широты, объёмности, пространства (ширь бескрайняя), умножения (увеличения чего-либо до всеохватности).

Звук «а» - однозначно самый первый и основной звук-фонема любого языка в мире. «А» - это «альфа», начало-начал, первый звук-крик ребёнка, первосущность личности («аз есьм – я существую»), ас (например, лётчик – ас), совершенный (богоподобный) человек.

Звук «м-м» - это сдавленный звук стона, издаваемый, например женщиной, при родовых схватках (кричать в голос нельзя – испугается и запаникует плод-детёныш). Звук «м-м» - это звук замешательства при затруднении мышления или речи. Звук-буква «м» - мыслете - является знаком-символом рождения (человека, мысли), мышления, мудрости.

Звук «н» - наш – это звук-символ всего нашего и не нашего, всего известного и неизвестного, это «наше всё».

Звукосочетание «ма» издревле означает и символизирует маму, мать или (смотри пояснение звуков «м» и «а») «рождающее начало», рождающего человека, женщину-мать, рожаницу, роданицу (не путать со звукосочетанием «ба» - большой человек, баба, бабушка, богиня).

Звукосочетание «ман» издревле означает и символизирует понятие (структуру-образ) человека, личности, «мыслящего совершенного человека нашего» (круга) или «нашего человека», например, близкого, родного, родственного человека, единомышленника, союзника.

Таким образом, слово «шаман» является сложносоставным словом-понятием, в котором сконцентрированы различные архетипические структуры-образы, инстинктивные и интуитивные знаки-символы, образующие многомерную структуру-образ необычного или выдающегося человека – «таинственного широко мыслящего совершенного нашего человека», близкого мудрого человека, которому можно доверять, как родной матери.

Кстати, структура-образ врача или доктора также несёт в себе этот изначальный образ «шамана». Современному врачу или доктору также интуитивно (инстинктивно) доверяют свою жизнь и здоровье больные и пациенты, точно так же, как в данное время (50 000 до н.э.) первобытные люди доверяются шаманам.

Недаром одна из основных функций шаманов – это врачевание тела и душ человеческих…


Далее под словом-понятием «шаман» Автор подразумевает всех профессиональных служителей шаманизма (перечисленных выше) с поправкой на их особенности.


Общими и характерными общечеловеческими (а значит, древнейшими) особенностями первоначального комплекса структур-образов, архетипов и понятий шаманизма являются следующие феномены (институты) шаманизма:


Сакральная или тайная (сокровенная, исключительная, особенная, выдающаяся) избранность шаманов.

Шамана всегда выбирает вселяющийся в него дух (проявленная генетическая память предков, наследственный опыт, экстрасенсорные способности, инстинктивное или интуитивное ощущение, осознание и понимание окружающей действительности и мира, «энергия шаманства» или «шаманская болезнь»).

Человек не становится шаманом по своему хотению или вследствие обучения шаманскому делу (искусству). Человек обретает дар шаманства и становится шаманом по воле духа (духов), с которым он поддерживает непосредственную связь, контакт и общение.


Индивидуальность или особенность (исключительность) шамана.

Шаманизм шамана всегда индивидуален, несмотря на общие или единые для всего человечества ключевые понятия шаманизма (смотри выше).

Шаман использует в первую очередь свой собственный (индивидуальный) опыт взаимодействия с духом (духами) и только потом корректирует свою шаманскую деятельность с учётом приобретённого жизненного шаманского опыта.

Практически каждому новому избранному шаману приходится интуитивным и практическим путём самообучаться (открывать для себя) шаманский талант, возможности и опыт.

Шаманство данного времени (50 000 до н.э.) и последующих тысячелетий не имеет иных средств накопления и передачи шаманского опыта кроме древнейших методов и форм воспитания и обучения: показа, представления, дрессуры, тренинга, примерного или традиционного поведения, испытаний инициации, обрядов, ритуалов, культовых действий и т.д.

Образ жизни и все виды хозяйственной, бытовой и общественной жизнедеятельности первобытных людей данного и последующего времени полностью являются «шаманскими» - насыщенными мифологической энергетикой – памятью, традициями, практической магией и составляющими верованиями шаманизма (смотри выше).

Вот почему шаман – это первый или выдающийся «экстрасенс» среди подобных ему, но ординарных (обычных) людей, живущих в традициях верований шаманизма.

Критериями мощи, таланта и авторитета шамана в первобытном обществе всегда являются его индивидуальное экстрасенсорное переживание, «шаманское поведение» и общение с духами (камлание).


Посредничество шамана между мирами людей, духов и богов (божеств). 

Шаман, как правило, является только посредником между живыми людьми и духами, людьми и богами-божествами, людьми и природными стихиями (феноменами окружающей действительности).

Шаман, как правило, не может полностью контролировать «своего» духа. Он иногда «дружит» с ним, иногда – борется с ним, но чаще всего – следует воле духа, с которым общается или который вселяется в шамана.

В процессе общения и взаимодействия с духом (духами, миром духов и богов-божеств) шаман может изучать или исследовать этих духов, богов-божеств и этот потусторонний мир, путешествовать, быть и даже жить в нём.

При этом каждый шаман, опираясь на свой личный «шаманский опыт», как правило, составляет свой индивидуальный образ, мысленную структуру или картину мира (как явного, реального, так и потустороннего).


Шаманские средства шаманского воздействия.

Повсеместно шаманы всего мира для камлания используют определённый набор шаманских средств: бубен, барабан или варган; ритмичные и мелодичные звуки и бессловесные песни; ритмичные и определённые движения и танцы; знаково-сигнальные крики, возгласы, слова-команды.

В шаманские средства шаманского воздействия входят: орудия, предметы, вещи, инвентарь, атрибуты, символы, костюм, маски, обереги, амулеты, фетиши, лекарственные и психотропные средства, объекты и субъекты окружающей действительности, элементы окружающего ландшафта и природные феномены окружающей среды.

Как правило, на слушателей и зрителей шаманское камлание шаманскими средствами действует гипнотически, магически, на уровне подсознания, пробуждая эйдетическую, наследственную и генетическую память, соответствующие инстинктивные или интуитивные структуры-образы и соответствующие им физиологические, эмоциональные, чувственные и интеллектуальные реакции.


Камлание (ритуальное поведение) шаманов.

Для вызова духа, для встречи с ним, для вселения духа в себя, для общения с духом и для других шаманских действий шаман всегда использует ритуалы «камлания» - вхождения в состояние транса или изменённого сознания.

Вероятнее всего, шаманское камлание – это метод гипнотического самовнушения, способ погружения человека в глубины благоприобретённой (эйдетической), наследственной и/или даже генетической памяти, практическая магия перевоплощения человека в духа (оборотничество), «включение и отключение» своих центров и органов экстрасенсорного восприятия окружающей действительности и мира.

Ритуальное поведение (камлание) шаманов – это ярко выраженное традиционное древнейшее инстинктивное поведение человека, заложенное в его наследственную или даже генетическую память всеми предыдущими поколениями, начиная от поведения первых человекоподобных гоминид до характерного поведения родителей.

Ритуальное поведение (камлание) шаманов – это образцовое, примерное и эталонное поведение духов-предков, возможно, уже утратившее свою значимость и смысл в соответствии с реальностями окружающей действительности, но остающееся в памяти и обладающее магическим (пробуждающим) воздействием на первобытных людей.

 
Доверие и вера шаману.

Шаманское воздействие (результат шаманских действий или камлания) основано на доверии и вере ему людей.

С древнейших времён начала истории человечества единственным критерием истины для человека является практика или опробование (опыт). Человек убеждается на собственном опыте в истинности или правдивости различных феноменов окружающей среды и мира.

Однако собственный опыт человека несоизмеримо менее обширен и глубок, чем коллективный опыт семьи, рода, общины, племени и человечества. Поэтому естественная острая необходимость в осмысливании множества различных феноменов порождает феномен доверия и веры в накопленный и переданный из поколения в поколения жизненный опыт.

Древний принцип примерного поведения: «Делай как я» с развитием человеческой речи, языка общения и мифологии дополнился принципом: «Делай как все». Инстинктивное стайное или стадное поведение дополнилось сознательным поведением на основе общего мнения и согласия (консенсуса).

Однако каждая личность может непосредственно контактировать и взаимодействовать не со всеми вообще, а с ограниченным числом сородичей и соплеменников. Поэтому указанные принципы поведения трансформируются в принцип: «Делай как общепризнанные авторитеты».

Шаман – это и есть «общепризнанный авторитет», хранитель древних общих традиций, ведун, знаток тайных (сакральных) знаний общины, рода и племени, посредник и «связующее звено» между живыми людьми и духом памяти предков («авторитетами прошлого»).

Шаманы (колдуны, жрецы, волхвы, маги, волшебники, экстрасенсы) воспринимаются не только сами по себе как выдающиеся личности, но и как феномены доверительного общения людей с миром духов-божеств.

Так возникают феномены культурных и религиозных традиций и обычаев, феномены доверия и веры общепризнанным авторитетам.

Следование традициям и обычаям, как правило, даёт проверенные практикой поколений полезные результаты, обеспечивает жизнедеятельность, здоровье и благополучие человека.

При этом, зафиксированные в древнейших мифах структуры-образы, сюжеты и описание феноменов, примеры поведения, традиции и обычаи становятся уже настолько далёкими от времени их возникновения и непосредственного (понятного) восприятия, что уже неизбежно и естественно должны приниматься только на веру.

«Вера же, - есть доверие к тому, на что уповаем, ручательство за вещи невидимые» (Библия. Послание к Евреям. 11:1).

Доверие к общепризнанному феномену или авторитетному мнению-суждению шамана – это и есть феномен веры шаманизма.

(Более подробно и специально феномен доверия и веры исследован Автором в главе «ХР. 2.7.6. Эпоха мифических цивилизаций. Феномен доверия и веры», 54 000 до н.э.).


Ритуалы шаманизма.

Шаманизм выражается и отражает мир людей и духов в виде всевозможных ритуалов, обрядов, ритуальных действий и поступков (деяний), игр, испытаний (инициации), выборов, мистерий, представлений, а также в форме ритуального дарообмена, делёжки и жертвоприношений.   

Ритуалы шаманизма, как правило, это инсценировки (представление, проигрывание) былых (исторических, реальных) событий и феноменов, поступков и деяний, например, путешествий предков, случаев на охоте, приключений героев, делёжки добычи удачной охоты, счастливых отношений или, наоборот, стычек разнородных общин, благодарного подношения (задабривания) духам или борьбы с неблагодарными духами, злыми духами (демонами) и т.п.

Индивидуально или коллективно входя в транс (изменённое состояния сознания – совместного знания, совместного сочувствия, настроя), шаманы и участники ритуалов шаманизма (камлания, шаманских действий) вполне реально отправляются «путешествовать» в иные реалистично отображаемые миры генетической, наследственной или оперативной эйдетической памяти.

В трансе или в состоянии изменённого сознания первобытному человеку, непосредственно живущему в постоянной, органичной и естественной связи (контакте, единстве) с окружающей средой и миром, достаточно только услышать имитацию, например, змеиного шипения или тигриного рыка, чтобы «воочию» увидеть, услышать и всем своим существом (организмом) ощутить и прочувствовать структуру-образ и даже «присутствие» опасного животного-зверя.

Так в традициях ритуального шаманизма, например, современные пятилетние дети рассказывают-представляют-проигрывают в своём игровом воображении, перед зрителями и слушателями события и феномены просмотренных видео- или кинофильмов, телепередач, компьютерных игр или своих детских приключений.

При этом, из-за недостатка своего словарного запаса, они используют звуковые и зрительные имитации событий и феноменов, «свято» верят в истинность и реальность своих представлений, воссозданных их личным (индивидуальным) мифотворчеством реальных структур-образов, событий и феноменов.

Те, кто с возрастом сохраняет и развивает своё детское «шаманское» эйдетическое воображение и память, неизбежно и закономерно становятся творческими личностями: художниками, поэтами, писателями, учёными, сценаристами, режиссёрами, актёрами, лидерами, вождями и т.д.

В ритуалах шаманизма (прежде всего, в камлании) шаманы точно так же, как современные пятилетние дети (вернее, наоборот), предпринимают «экстатическое путешествие», чтобы:

«встретиться лицом к лицу» с духом или духами предков, с богом или богами (с их структурами-образами);

передать духам, богу или богам приношения (дары, жертвы) от своей общины или от конкретного члена общины (заказчика камлания);

отыскать чурингу (душу) больного (раненого) человека или объекта охоты;

помочь душе (чуринге) найтись, «выйти на путь истинный» или вернуться назад в тело человека или объекта охоты;

преодолеть боль, страх, тревогу и отчаяние, недомогание, усталость или болезнь;

вернуть душу (чурингу, тотем, добычу, вещи и т.д.), которая «заблудилась», потерялась или была похищена злыми духами (демонами);

перенести (переместить, передать, доставить) душу пропавшего без вести или умершего человека к её новому месту пребывания;

вдохнуть или вселить душу в новорождённого человека;

исследовать или обогатить свои ведические знания путём интуитивного или экстрасенсорного общения и взаимодействия со сверхъестественными феноменами окружающей действительности и мира (существами, духами).


Вероятно, первобытный шаманизм данного времени (50 000 до н.э.) стал первоисточником формирования религиозного системного представления человечества «о трёх мирах» - верхнем (небесном мире богов), среднем (земном мире людей) и нижнем (подземном мире мёртвых).

Возможно, шаманский образ-структура «мирового дерева» или «мировой горы» является первой ведической системной моделью первобытного мироустройства.

Без сомнений первобытный шаманизм может являться и является ведической (донаучной) основой практически всех форм первобытного и античного язычества, всех современных религий, верований и суеверий.

Сущность, формы, содержание и варианты шаманизма разных времён и народов будут раскрыты Автором в последующих главах «Хронологии…».