Рождение музыки из духа трагедии

Карпенко Александр
Несколько перефразированное изречение Ницше как нельзя лучше объясняет сущность того, что я делаю в своём творчестве. Причём музыка эта необязательно минорна: она не живописует трагизм, а стремится от него отпочковаться. Так бывает: каламбур или анекдот неожиданно обрастает глубоким смыслом.

 Надо сказать, что дух трагедии вообще свойствен жизни и является её неотъемлемой частью. Просто мы, прожигатели жизни, слишком любим веселиться и не обращаем на это внимание, пока это не коснётся нас лично.

 Я не могу передать суть войны, в которой участвовал, выпустив из поля внимания дух трагедии. Более того, именно присутствие этого духа делает мои переживания истинными, не бутафорскими.

 Этот же дух сопровождал меня и в событиях из жизни страны, и в любовных взаимоотношениях, и в уходе близких людей. Он оказался вездесущим, этот тёмный, печальный и героический дух. Хороший вопрос: а надо ли поэтизировать трагедию?
 Не вредно ли это для духа нации? Не яд ли это для жизнеутверждающей силы? У меня нет однозначного ответа на этот вопрос. Всё зависит от подачи материала, от личности художника, от его умения уравновесить дух тяжести светом своей души.

 Нам тяжело, даже невозможно молчать о том, что с нами происходит, какая бы горечь ни исходила из сердца. Скажу больше: события, отмеченные духом трагедии, - как правило, наиболее значительные события в нашей жизни. Но скорбь должна быть дозирована и смягчена. Для этого существуют праздники. Скорбь должна постепенно становиться памятью. Искусство же пытается снять с драматических событий дух тяжести, творчески их переосмыслив. И в этом сила искусства, потому что мажор и минор в нём могут быть одновременны.

             *****
   музыка рождалась из духа трагедии
   и была она вестью
   и весть была вещью в себе
   и эту вещь в себе
   нельзя было передать другому
   но музыка не умирала
   у другого человека другая музыка
   тоже рождалась из духа трагедии
   по мере преодоления ступеней судьбы
   и судьба была роком
   и рок был рэпом
   и рэп был криком
   и крик был молчанием
   и молчание было золотом
   и ангелы были его старателями
   и крупицы молчания
   тщательно промывались ангелами
   поэтому вода под ситом
   снова засорялась речью
   и речь опять не знала
   стать ли ей музыкой
   или же угаснуть обетом
   раствориться в абсолютной немоте