Успеть в последний вагон

Сестры Ивенс
Лирическая пьса в 3-х действиях.

Анонс: Поезд следует по расписанию со всеми остановками. Не выходите из вагона на ходу поезда.

Действующие лица

Ирина, 46 лет
Лена, дочь Ирины, 23 года
Степан, муж Лены, ровесник Лены
Потолков, кинорежиссер
Рустам Алибекович, киносценарист
Героиня, 18 лет
Монтер, 20 лет
Рабочие сцены
Полковник, морской офицер, 50 лет.

Действие 1

Картина 1

Сцена представляет собой широкий городской проспект, уходящий вдаль. С правой стороны – деревья и рекламный щит. На нем – реклама фильма «Утомленные солнцем-2». С левой стороны сцены – подиум, где представлена комната в квартире Ирины. За накрытым белой скатертью столом завтракают Ирина в скромном домашнем халате и Лена в деловом костюме, третий стул у стола свободен.

Ирина. Еще кофе?

Лена подает свою чашку, Ирина наливает кофе из изящного кофейника. В комнату стремительно входит Степа.

Степа. Ну, ты готова?
Ирина. Ты завтракать будешь?
Степа. Нет времени. А что тут – блинчики?

Степа стоя хватает с блюда горячий еще блинчик и, обжигаясь, торопливо ест его. На лице Ирины проступает недовольство.

Ирина (кисло). Может, кофе?
Степа. Некогда.

Он берет стоящую на столе бутылку с минеральной водой и пьет из горлышка. Ирина с трудом сдерживает негодование. Лена молча наблюдает за ними. Степа щипком вытирает масляные пальца о скатерть.

Степа. Идешь?
Лена. Нет. Я сегодня в редакцию.
Степа. Ну, я тогда побежал.

Степа выходит на авансцену и скрывается за кулисами. Ирина и Лена некоторое время сидят молча.

Ирина. Нет, я этого не вынесу.
Лена. Чего именно?
Ирина. Хамства.
Лена. Мама, ты сама его провоцируешь. Разве ты не видишь, что рядом с тобой он сам не свой?
Ирина. Так и я «не своя»! Мы с ним разные люди.
Лена. Конечно, он же мой муж, не твой.
Ирина. Но семья-то у нас теперь одна.
Лена. Семьи у нас теперь две. Квартира одна.
Ирина. Понимаю: я лишняя, никому не нужна. Что ж! Разменивайте квартиру.

Лена (примирительно). Мама, можно либо квартиру разменять, либо попробовать семью соединить. Где все будут нужны друг другу. Постарайся понять и принять Степана.
Ирина. Как, как «принять»? Он герой не моего романа. И вообще не герой. Как ты могла полюбить такого?!
Лена. Ты же полюбила папу. Он был для тебя героем. Однако это не помешало ему оставить семью ради молодой женщины.
Ирина. Ах! (закрывает лицо ладонями).
Лена. Прости, мамочка… Действительно, нужно было быть настоящим  «героем», чтобы уйти от такой женщины, как ты. Ну ты же еще молода – найдешь еще своего героя.
Ирина. Лена, что ты глупости говоришь! Какие теперь герои! Они все остались в эпохе романтизма, которая давно кончилась.
Лена. Мам, но ты-то до сих пор остаешься в эпохе романтизма. Выйди уже из нее!
 
Ирина, опустив голову,  молчит.

Лена. Может, тебе на работу вернуться?
Ирина (решительно). Нет. Я не могу «перестроиться»: в мое время мы "служили" идее, а сейчас нужно "прислуживать" ловкачам. Тебе трудно меня содержать? Я же работаю у вас домработницей.
Лена (с сожалением). Эх, мама, найди себя в новых условиях. Неужели у тебя нет никакой мечты?

Ирина сидит, опустив голову.

Лена. Мамочка, я убегаю. Давай не грусти, все будет хорошо. Ну, до вечера, дорогая?

Лена целует Ирину и выходит на авансцену, затем за кулисы.

Ирина (с горечью). Какая может быть мечта у романтичной домохозяйки?

Ирина собирает со стола посуду и уносит ее из комнаты. Через некоторое время возвращается в плаще и берете, с хозяйственной сумкой в руках. Спускается по ступенькам на авансцену и останавливается, глядя на афишу на противоположной стороне улицы.

 Ирина. Какой мужчина! Настоящий герой. Как сложилась бы моя жизнь, если бы я встретила в жизни такого…

 Погруженная в мечты, Ирина начинает  переходить улицу. Раздается визг и скрежет тормозов автомобиля. Затемнение.

 Картина 2

 Сейчас на подиуме комната Ирины. Она лежит в кровати. Шея в корсете, обе руки в гипсе. Возле нее сидит на стуле Лена в домашней одежде. На тумбочке горит ночная лампа.

 Лена. Мама, ну не расстраивайся ты так! Дела идут на поправку.
 Ирина. Дела идут к тому, что я стану инвалидом. Безрукой, как Венера Милосская.
 Лена. Ой!
 Ирина. Да-да. Статую Венеры нашли при раскопках на какой-то помойке:  как статуя, безрукая,  она была никому не нужна.
 Лена. Чего это ты себя с Венерой сравниваешь?
 Ирина. Да я не о Венере говорю, а о помойке! Теперь мое место там. (смотрит на улицу с тоской) Жизнь идет на той стороне, а я здесь…. Ехала бы машина чуть быстрее, жизнь моя бы вообще закончилась. А что я видела? Что сделала? А теперь и без рук...

 Лена. Какие глупости ты говоришь! У тебя нет никаких причин для депрессии: руки у тебя останутся. Пошевели-ка пальцами…  Вот видишь, пальцы работают. Ты бы голову свою какой-нибудь работой заняла! Думай о чем-то хорошем, обопрись на положительные эмоции.
 Ирина. Да ничего хорошего в жизни у меня не было… любовь моя не удалась...
 Лена. Ох, «далась» тебе эта любовь! Забудь ты папашу наконец! Разве кроме любви в жизни больше ничего нет?

 Ирина. Нет. Для человека любовь – это базис всей жизни, фундамент, на котором возводится все остальное. Вот мои родители: сколько они были вместе, а мама на основе этой любви всю жизнь прожила, меня вырастила, тебя…
 Лена. Так вот и думай о них! А кто тебе мешает встретить такую любовь? Ты еще молода, и жизнь твоя не окончена.
 Ирина (упрямо). Нет, жизнь – там, а я – здесь. Иди, деточка, спать, вам завтра на работу. Не печалься, что-нибудь придумаем. Иди, иди…

 Лена целует Ирину, гасит свет и выходит из комнаты.

 Комната  в полумраке. На улице через дорогу горят неоновые огни. Постепенно их свет гаснет Затемнение.

 Картина 3

 Та же комната. Кровать пуста. У кровати - стул. Вместо тумбочки - стол. С авансцены на подиум поднимаются Ирина и Лена в прогулочной одежде. Лена раздевает Ирину и усаживает ее на кровать.

 Лена. Ну вот, мамусик, аппетит нагуляли. Степа! Завтрак готов?

 В комнату входит Степа с подносом в руках.

 Степа. Готов, готов. Не уверен только, что блинчики такие, как у твоей мамы, получились…
 Лена. Давай, давай. Проверим.

 Лена кормит Ирину. Степа наливает в чашку кофе из кофейника.

 Степа. Может кофейку?

 Ирина давится едой. Кашляет.
 
 Степа. Сейчас воды принесу!

 Степа выбегает из комнаты и возвращается со стаканом воды и ноутбуком в руках.
 Лена поит Ирину водой.

 Степа. Мы вот с Леной решили Вам  ноутбук подарить. Вы ведь умеете пользоваться компьютером? Будет Вам игрушка в наше отсутствие.
 Лена (поясняет). Будешь руки разрабатывать. А заодно и мостик на "ту" сторону перекинешь. Действуй!

 Лена берет у Степы ноутбук, кладет его на стол и подвигает к столу стул.

 Ирина. Спасибо…

 Лена и Степа выходят. Ирина подходит садится к столу. Затемнение.

Картина 4
 
 Та же комната. На кровати стоит дорожная сумка. Входит совершенно здоровая Ирина,  в плаще с блузкой в руках. Укладывает  в сумку блузку, затем ноутбук, застегивает сумку. Подходит к столу, пишет записку. Осматривает, прощаясь, комнату, берет сумку и уходит через авансцену.

Картина 5

Та же комната. В ней никого нет.
 
Лена (голос за сценой). Мам, мы пришли!

В комнату с авансцены входят Лена и Степа.

Лена. Мам, ты где?

Лена видит на столе записку. Читает ее.

Степа. Что такое?
 
Лена обессилено садится на стул.

Лена. Ну вот, дождались...
Степа. Что случилось?
Лена. Мама из дому ушла. Хочет  «успеть вскочить в последний вагон уходящего поезда». На, читай…

Лена протягивает записку Степе, он читает, последние строки произносит вслух.

Степа. «Благодарю вас, что так долго возились со мной. Прощайте».

Лена всхлипывает. Степа обнимает ее.

Степа. Ну что ты! Ирина Сергеевна не маленькая, не пропадет. Она хочет найти свое место в жизни. Что в этом плохого? Лишь  бы успела на этот свой поезд.
Лена. Ах, мама, мама…
Степа. Радуйся: она счастье свое искать пошла! Пожелаем ей удачи!

Затемнение