Паломничество в Кобург

Аркадий Костерин
   Хочу здесь рассказать о паломнической поездке в город Кобург. Хотя в Кобурге нет никаких почитаемых православных святынь, но поездка эта была именно паломнической. И по внешним признакам и по внутреннему смыслу. Надеюсь, что в дальнейшем тексте читатели это увидят.
   Итак, начиналось паломничество утром, у нашей церкви. Здесь собрались все, кто причастен к воскресной школе: дети, их родители и преподаватели. Батюшка пригласил нас в церковь для общей молитвы, а потом сказал напутствие и окропил всех святой водой.
   Тут и автобус пришёл. Я с радостью увидел, что водитель у нас – пожилой серб Мирко, тот самый, что возил нас в Бари, к святителю Николаю. После приветствий и объявлений мы отправились в путь.
   Дорога не была долгой, ведь до Кобурга чуть более 100км. За это время руководительница воскресной школы успела нам рассказать об истории этого небольшого городка и его святом покровителе – св. Маврикии. Его изображение, в виде толстогубого африканца, встречается в Кобурге очень часто. Вообще-то это ошибка, потому что св. Маврикий не был негром, он был родом из Испании, и командовал Африканским легионом. Легион состоял сплошь из христиан, и квартировался в этих местах. Когда начались гонения на христиан, все солдаты и командиры отказались поклониться языческим богам. Из-за этого они были преданы жестокой казни – они должны были убивать друг друга. Убит был и их командир Маурициус, которого и прославили потом как св. Маврикия.
   Наша руководительница рассказала и о сложных династических связях родовитых кобургских князей. Они породнились со всеми царственными домами Европы, в том числе и с русскими царями. Дочь Александра I была женой здешнего князя. А жена последнего русского царя Николая II была сестрой кобургского князя и внучкой английской королевы. Здеь, в Кобурге, произошло обручение наследника русского престола Николая и Аликс – будущей императрицы Александры Фёдоровны.
   Вот, наконец, и сам Кобург появился, вернее, его крепость Veste. Надо сказать, что это очень внушительная крепость, и стоит она на высокой горе. А затем появились живописные особняки на холмах вдоль извилистого шоссе. Наконец, пошли нормальные улицы, и мы остановились у православной церкви во имя преп. Серафима Саровского. Конечно, она не выглядела как церковь, этого мы и не ожидали. Просто на стеклянной двери этого помещения висел плакат, изображающий Спаса Нерукотворного. Ну, и надпись соответствующая имелась.
   Здесь нас встретил с распростёртыми объятиями сияющий отец Артемий, настоятель этого маленького прихода. Это очень добрый и благообразный, молодой ещё батюшка. Он особенно любит детвору и умеет прекрасно с ней разговаривать. После того, как все приложились к иконкам и поставили свечки, о. Артемий просто и образно рассказал нам о приходе г. Кобурга, об истории православия в Германии, о древней неразделённой церкви и наших общих с немцами святынях. На вопрос: почему приход носит имя св. Серафима Саровского? – он ответил так:
   «Мы хотели назвать приход в честь св. Царственных Страстотерпцев, но оказалось, что такой приход в Берлинской епархии уже есть. А вот прихода в честь св. Серафима ещё не было. Св. Серафим Саровский был любимым святым последнего императора, он был прославлен по личному ходатайству Николая II». После этого о. Артемий рассказал историю мученичества царя и его семьи. – Как они отказались бежать из охваченной бунтом страны и сознательно, со смирением приняли свой мученический крест. Рассказ этот был тем более интересен, что как раз приближался день памяти св. Царственных Страстотерпцев.
   После того, как о. Артемий благословил нас и напоил освящённой водой, мы забрались в автобус и отправились на поиски дороги к Veste. Это было жизненно важно, поскольку в состав группы входили малые дети и пожилые люди. Не прошло и получаса когда, наконец, терпеливый Мирко отыскал извилистый путь и привёз нас почти на самую вершину горы. Над нами возвышался величественный замок, где должна была начаться наша экскурсия. Мы миновали крепостные ворота и впервые окунулись в атмосферу городского праздника. В большом дворе крепости играла какая-то рок-группа, а на площадке перед сценой происходили показательные поединки на традиционных видах оружия. Всюду развевались красивые флаги и стояли группы зрителей, многие из которых были одеты в старинные костюмы.
   Полюбовавшись на мужественных бойцов и красочных зрителей, мы вошли в замок. Здесь мы отправились, первым делом, в комнаты, где жил Мартин Лютер, скрываясь от папских преследований. В этих комнатах он переводил Евангелие с латыни на немецкий язык и готовил защитительную речь для имперского суда в Аугсбурге. Мебели тех времён почти не сохранилось, только переносная печка и бюро, но стены этих комнат украшены хорошими портретами работы Лукаса Кранаха и его учеников. Из окон этих комнат открывается великолепный вид на близлежащие долины.
   Затем мы прошли в залы художественной выставки и выставки оружия. Художественный музей богат картинами Кранаха, который был местным уроженцем, есть также картины Гольбейна, Бальдура Грина и их современников. Оружейный зал не хуже, чем в большом музее Нюрнберга – видимо местные князья накопили большую коллекцию рыцарских доспехов и оружия. После осмотра мы вышли на смотровую площадку замка и полюбовались великолепной панорамой окрестностей.
   Между тем, стало жарко, многие наши спутники проголодались и устали. Руководительница торопила нас в путь, чтобы скорее спуститься в парк, где намечался отдых. Моя супруга сетовала на усталость, приуныла и младшая внучка. Пришлось взять её на руки, и мы тронулись. Пройдя некоторое расстояние, мы всё же решили передохнуть. Чтобы не задерживать остальную группу, договорились встретиться у Нижнего замка и поддерживать связь по мобильнику.
   Глядя на моих спутников, я понял, что дальнейшее путешествие становится проблематичным. Но выхода из ситуации не просматривалось, нужно было двигаться. И тут, вдруг, снизу позвонила руководительница Татьяна и сказала, что к нам поднимается «паровозик». Это такой декоративный автомобиль с двумя вагончиками, на которых возят экскурсии. Мы решили попытаться перехватить паровозик на обратном спуске. Вообще-то, в Германии так не принято, но ситуация была трудная и Бог помог – паровозик остановился! В последнем вагончике была свободная скамейка, мы забились туда впятером и поехали под весёлую болтовню каких-то бразильцев, славя Бога, вполне счастливые.
   Паровозик привёз нас на площадь перед театром. Было страшное пекло, а вокруг бушевал карнавал. Я отвел своих спутников на затенённую скамейку, а сам связался с Татьяной. Она сказала, что придёт за нами, и мы договорились о встрече. Девочки отпросились за мороженым, а я остался дежурить у памятника кобургскому принцу, который принимал участие в русско-турецкой войне на стороне России. Вот, наконец, появилась и наша самоотверженная Татьяна со спутницей. Они сказали, что с трудом пробились через карнавал, Нижний замок закрыт, и нам туда идти не стоит. Автобус подойдёт к церкви св. Серафима, и от замка туда идти – будет большой крюк.
   Нам предстояло пробиваться к церкви самостоятельно. Я взял у Татьяны карту, и мы распрощались. Проблема состояла не только в том, чтобы найти церковь, а ещё и в том, что на этом пути надо было перейти через пространство карнавала. Он был организован, как коммерческое предприятие, и билеты на него продавались заранее. Обходить же карнавал кругом было нам явно не под силу. Но делать было нечего, и мы, перекрестившись, тронулись в путь. На первой же загородке охрана нас застопорила. Молодой охранник никак не хотел нас пускать на карнавал, несмотря на все уговоры. Пока шедшая с нами нюрнбергская гимназистка Юля красноречиво убеждала охрану пропустить детей и больных стариков, я мысленно взмолился Богу. Тут подошёл старший охранник и сказал молодому, чтобы пропустил. Мы возликовали и ринулись вперёд.
   Но, радость наша была недолгой. Потому что вскоре, обходя киоски и столы пирующих, мы упёрлись в карнавальное шествие. В знойном мареве оглушительно грохотали африканские барабаны и проплывали какие-то демонские маски. Юля вызвалась пойти на разведку, а мы остались, растерянно озираясь. Нервы у женщин не выдержали, и они двинулись, как они думали, навстречу Юле. Я пытался их удержать, но всё было тщетно. Вдруг, откуда-то появилась Юля и сказала, что можно пройти. Мимо пробегали раскрашенные потные люди, но музыка, слава Богу, закончилась. Мы протолкнулись через толпу и вышли на свободное пространство, а вскоре миновали и загородку. Перед нами открылась безлюдная Леопольдштрассе, именно та улица, которая и была нам нужна!
   Мы быстро дошли до дома №15 и, о чудо! Церковь оказалась открыта! Чувствуя себя спасёнными, мы вбежали в прохладный покой и сходу поклонились преподобному Серафиму. Слава Богу! Позвонили Тане, она сказала, что группа доберётся до церкви не быстрее, чем через полчаса. Мы сели в блаженной сени, обсуждая своё спасение. А тут и Мирко подъехал со своим благословенным автобусом и нашими припасами. Он сразу угостил нас лимонадом и холодным пивом, и мы, забравшись в трапезную, возблагодарили Бога и подкрепили свои силы. Пока закусывали, подошла и группа. Все люди в ней тоже были очень воодушевлены и говорили о чуде. Так, радостно и благополучно закончилось наше пребывание в Кобурге. Следующим пунктом нашего путешествия был любезный детям Макдональдс.
   Но, судьба и руководители приготовили для нас ещё один приятный сюрприз. Нам вдруг сказали, что мы заедем ненадолго в монастырь Штаффельштайн, в капеллу 14 святых. Честно говоря, мы не обрадовались, потому, что все устали, да и время уже было 7 часов. Но, когда вышли из автобуса, увидели прекрасный вид, открывающийся с этой горы, а затем зашли в огромный собор, и просто ахнули. Мы много красивых европейских церквей повидали, но такой ещё не было! Это было барокко, но не та архитектура, которую мы видели в Санкт Петербурге и в Риме, а совсем другая. Внутри собор был весь отделан белым мрамором, с зеленоватыми и золотыми орнаментами и лепниной, и это было просто великолепно! Собор был весь воздушный, лёгкий и блистающий, и нас охватило ощущение какой-то одухотворённости.
   Нам рассказали, что собор этот построен на месте явления 14 святых отроку-пастуху. Всем этим святым и посвящён был собор. Святые эти все принадлежали неразделённой церкви, так что, хотя многих из них мы не знали, но со спокойной совестью помянули их добрым словом. Отсюда многие столетия начинался путь паломников-пилигримов в Испанию, к мощам св. апостола Иакова. Так и мы приобщились к этому великому паломничеству. А вскоре, мы уже подъезжали к нашей родной церкви, где нас радостно встречал батюшка и наши прихожане. Паломничество счастливо завершилось, причём все мы ощутили на этом пути направляющую и спасающую руку Господа!