Как реагировать на замечания и обиды

Жанна Марова
    Вот уж – действительно…
Многие люди воспринимают данное, словно над ними проводят тест: есть у них темперамент – нет у них темперамента. Можно подумать, что в этом дело…

    История 1.
    Год назад я повезла свою трёхлетнюю внучку в Тунис.
Без мамы и папы, в первый раз - с бабушкой, которую она практически не знала. Было понятно, что ребёнку придётся нелегко. Но поняв по разговорам родителей, что есть на свете какое-то море, куда её может увезти только бабушка, ребёнок и воспылал желанием.
    Надо сказать, что я не тАю перед малыми детьми и абсолютно не приемлю никаких сюсюканий.  Дети – умнейшие и хитрющие создания. Особенно – девочки.

   Когда она с утра в полный голос начинала реветь очередной концерт, что хочет к маме, я ей предлагала не делать этого. Потому что все вокруг решат, что она просто заболела, ей пришлют врачей, которые ни слова – по-русски, и так и не догадавшись кому она плачет, её увезут в больничку. После этого она долго не увидит ни мамы, ни моря. Ребёнок испугано смолкал, и я предлагала поплакать по этому поводу вместе, в обнимку. Но – очень тихо. Ведь и я – хочу к маме!
 
   - Где – твоя мама? – удивление в глазах высушивало её слёзы.
Периодически я её даже ставила перед фактом, что жизнь – не такая, как ей хочется. Когда она заводила песню, что её мама в миллион раз лучше, чем я, её бабушка.
- Конечно, - отвечала я, - ведь твоя мама – моя дочка!
- Нет, нет! – топала ногами малышка. – Моя мама – только моя дочка!
    Я весело смотрела на неё так, чтобы она сама поняла – в какую бутылку вредоносных мыслей залезла.

    Не смотря на то, что отдохнули мы без особых происшествий, когда я по приезду передала её на руки папе, эта  принцесса одарила меня таким холодным и надменным взглядом, словно подписывала приговор «отрубить голову». По телефону она со мной разговаривать долго отказывалась, а вся родня похихикивала.  Что-то по типу «пытаясь купить любовь ребёнка, она села в лужу».

    Надо сказать, что «мокрой» я себя ни сколько не ощущала. Хитро посмеивалась в ответ. Потому что – УМЕЮ ВИДЕТЬ ДАЛЬШЕ СВОЕГО НОСА!
   И если не очень далеко вижу, то уж – за полгода ручаюсь. Полгода уже – неплохой срок для видения ситуаций из другого ракурса!

   Через полгода, а надо сказать, что она уже начала общаться со мной и обиды покидали её, как тёмные тучки на ясном небе под силою ветра перемен, она сама позвонила мне.
- Бабушка! Мы завтра в гости идём! А там – Марина с Мишей только что вернулись с моря.
    К концу фразы её голос совсем упал и дальше она замолчала.
 
    Кто бы сомневался что – я, как Дракон, умею считывать её, как Крысу (не смейтесь, Крысы – один из самых очаровательных знаков в 12-летнем цикле).
   - О! Так ты им и расскажешь, что была под пальмами на средиземном море и тебя даже ужалила медуза! – подсказывала я ей линию поведения по очаровыванию публики.

    - Так ведь – всё прошло!!! – совершенно отчаянная её трагедия переходила в плач.

   - Не важно. Главное, что – это было. А, потом, они же ездили на поезде, а ты летела в самолёте и всё теперь знаешь про стюардесс.
    Ребёнок взлетел на крыльях счастья от собственного опыта за спиной.
    Теперь она мне часто звонит и просится снова «на моле».
А когда мама спрашивает – зачем она опять пошла бабушке звонить? Та отвечает, что хочет поговорить с тем, кто её понимает. …

      История 2.
   Зимой ко мне приезжали гостить дальние родственники из той самой Елабуги, о которой я вела повествование в «Платье, тело, душа»  http://www.proza.ru/2009/08/31/319
    Мы не виделись с двоюродной сестрой много лет, а её мужа Колю мне вообще предстояло увидеть впервые.
Они меня попросили дать им почитать что-нибудь из моего. …

   Зная, что мы находимся на каких-то совершенно разных уровнях восприятия, я им и предложила почитать "Платье, тело, душа". Тут они участвовали хотя бы в качестве персонажей, поэтому было больше шансов, что вообще дочитают до конца.

   Первым прочёл Коля. И выразил мне своё полное недовольство. Якобы сестра там получилась какая-то более отсталая, нежели я. Сестра – меньше выражала отрицательные чувства. Я делала вид, что вообще не слышу. Смотрела весело куда-то вдаль, ту, что - дальше моего носа и молчала.
   Через несколько дней, пронаблюдав мой образ жизни и то, сколько советов мне приходится выдавать по телефону и электронной почте, Коля и обратился ко мне со своей проблемой.
- Толстый я. И – большой. А кушать – всё время хочется.

   Я его тут же повела показывать упражнения, чтобы не быть толстым и чтобы вредной пищи не хотелось. Я показывала, он повторял, запоминал, мы обсуждали – как дышать. Рядом же стояла сестра. Её взгляд совершенно искренне осуждал меня за то, что теперь он ещё будет и собой заниматься, вместо того, чтобы полностью отдаваться домашним делам…
    Я снова делала вид, что ничего не вижу, и не понимаю, продолжая увлекать Колю сакральным действом общения с Мирозданием.
- Делать – каждый день. Утром. Натощак. – жёстко заключила я.

   Я продолжала делать вид что не слышу, когда она через месяц хохотала в трубку, что Коля надрывается над упражнялками каждый день. Руки-ноги похудели, а живот выделяется ещё больше…

    Прошло полгода. Удивительный по силе интервал! В очередной раз позвонила из Елабуги сестра.
   - Ты представляешь, Коля сегодня весь вечер вспоминал моего племянника (её любимого племянника!), говорил – что-то у него сейчас очень важное происходит! Из ряда – вон! И вот, полчаса назад он нам и позвонил. У него, действительно происходило – из ряда вон.

   Её напряжённый голос не стал вслух озвучивать ту обиду, которая стояла в воздухе и которую очень явственно слышала я. Почему её племянника «видит-слышит» - чужой Коля? А не она? Которая вкладывала в него свою душу и средства на протяжении всей его жизни?

   - А выглядит сейчас Коля – как? – только и спросила я.

     - Фигуристый стал, подтянутый, живот исчез.
   Она помолчала, а потом добавила: «Ты знаешь, завтра к нам приезжает пожить моя подруга, мы, пожалуй, вместе с ней и начнём делать эти упражнения. Ведь и всего – двадцать минут в день».

   Я-то давно знаю,  чтобы видеть дальше своего носа, следует и тело тренировать не только для ношения по миру этого самого носа.

   Поэтому, кто видит дальше своего носа, хотя бы на полгода, тот никогда не будет отрицательно реагировать на обиды и замечания. Станет лишь искать тех, кто видит ещё дальше!

    Что делать тем, кто дальше собственного носа не видит?
     Возможно, всё-таки – реагировать на замечания?
             Ну, уж на советы – точно!
                Положительно реагировать.