Железным леди XX века посвящается

Прусов Николай Сергеевич
                «Железным леди» XX века посвящается…
                I
    Все! Померла бабка. Теперь "Железных леди" XX века в живых осталось только две: Королева Английская… да моя драгоценная Тамара Дмитриевна. Маргарет Тэтчер больше нет.
    У всех троих очень много общего. Все три бабки всю свою жизнь были действительно железными. Между прочим, все три бабки были сектантками-протестантками. Все три бабки были верными женами и помощницами своим мужчинам.
    Когда я, даже близко ни на что не намекая, рассказал Тамаре Дмитриевне, что Тэтчер больше нет, а ей, Тэтчер, между прочим, было восемьдесят семь лет, а Тамаре Дмитриевне уже восемьдесят восемь, Тамара Дмитриевна заявила: не дождёшься!
    Она не помрет до тех пор, пока я у нее не выбьюсь в люди. Значит… я помру первым.
    Определение: "выбиться в люди" – любимая бабкина забава. На старте испытуемый ставится в заранее невыгодные условия. При этом к финишу он должен добиться многого почти без помощи извне в агрессивно враждебном окружении.
    Жаловаться при этом нельзя. Ссылаться на тонкую организацию души – тоже. Над непонятыми поэтами смеется. Любовь к живописи презирает. «Книг в доме много, а жрать порой нечего». Вечно забитый холодильник при этом как аргумент не рассматривается. Вечное ожидание голода или оккупации преследует бабушку, а значит и меня, постоянно.
    В ответ на жалобы начинает рассказывать, как ей было не просто в 42 году, как непросто ей было вообще всю жизнь, ей, единственному директору школы в СССР (стаж больше 50 лет), который при этом всю жизнь был связан узами брака с дьяконом гонимой церкви пятидесятников.
    Почему терпели такого директора? Потому что с самой большой по численности школой Ташкента справиться больше никто не мог. И я в это верю.
    Четверо детей, куча внуков. Но, поскольку я «самый несчастный», доживать решила у меня и, если честно, я уже не знаю, кто из нас живет, а кто – доживает.
    Очень напоминает королеву-мать из «Королевы Марго». Но та, конечно, помягче.
Часто спрашиваю себя: если такие вот женщины, то какими железными были их мужчины?
    Гарри, держись! Да, для красавиц Лондона ты – принц. А для кого-то ты просто …внук.
                II
    Сравнение с Екатериной Медичи не случайно.
    Глядя на свою бабушку я понимаю, откуда у меня это неуемная жажда «поскандалить».
    Слава Богу, что у нашего семейства, в отличие от Валуа и Медичей, никакой власти нет. Иначе пара-тройка «Варфоломеевских ночей» была бы обеспечена. В чем тут дело – я не знаю. Может быть, дело в том коктейле, что течет в наших венах, может быть дело в религиозности, наложенной на бунтарский, авантюристский дух.
    Я долго не понимал, почему бабка выбрала именно деда. Могла бы и за министра замуж выйти.
    Только сейчас понял. Все дело в авантюризме, жажде плыть против течения, строить свою жизнь наперекор всему.
    Нельзя идти за сектанта замуж – а я все равно пойду! Нельзя больше рожать, хватит, умереть можешь. А я все равно буду рожать! Точно как Екатерина Медичи – всю жизнь знала только одного мужчину.
    Она жутко, до остервенения ненавидит бросившую меня несколько лет назад мою бывшую жену. Она бы казнила ее, не задумываясь.
    Зная прекрасно Библию, она бы вывела такое оправдание казни, что сам Папа Римский не смог бы найти в нем изъяна.
    Немцы в 42 повернули назад не из-за морозов, а из-за таких вот «Титанш» в тылу Красной Армии. Уж лучше погибнуть в бою, чем вернуться домой, назад к ним … без Победы.
    Однажды моя мать сказала, что мужчину делает его женщина. Нет, мой дед, конечно, сам был самодостаточной и интересной личностью. Но праведником он стал исключительно благодаря бабке. А куда тут денешься?
                III
    Однажды мать сравнила наш семейный ташкентский улей с телесериалом "Санта-Барбара". С этим сравнением я в корне не согласен. В Санта-Барбаре все гораздо спокойней, степенней и … в Санта-Барбаре страсти не кипят, никто никого не убивает. В отличие от нашего ташкентского улья…
    Нет, у нас тоже …не убивали. Но не убивали не «потому что», а скорее «несмотря ни на что».
    Когда спокойные жители Поволжья переехали в жаркую Среднюю Азию они вдруг преобразились и стали напоминать … итальянцев! Да-да, именно итальянцев, с их вечными экспромтами, любовью поговорить-поскандалить, обмыть свои и чужие косточки. Такие вот "Монтеки" рязанского разлива, с жуткими интригами, внутри клановой борьбой за власть и влияние, скрытой ревностью и враждой, но при этом с сохранением всех внешних признаков дружелюбия. Когда кто-то извне нападал на членов клана – слетались все со всего Ташкента. И часто главным в таком слете было не решение той или иной проблемы, а … банальное желание "слететься".
    И над всей этой шумной толпою, умело ей управляя, царила она, моя бабушка, Павлова Тамара Дмитриевна.
    Дед не царил, потому что, будучи более эмоциональным и более зацикленным на справедливости человеком, он часто брал сторону одних, огорчая, тем самым, других. Потому его мнение уважали лишь формально. Мнение бабки было бесспорным.
    Потерять ее покровительство? О! Это было страшно! Зятья не разводились с ее дочерями потому что … банально боялись мести. Способы мести Екатерины Медичи просто меркнут по сравнению с возможностями моей бабки. Зачем нужны яды, кинжалы, аркебузы, когда есть один (!!!) звонок в РАЙОНО, после которого ты в Ташкенте просто …труп?
                IV
    Я нудный? Мой дед был еще более нудным человеком. Таким был занудой, каких свет не видывал. Может быть, из-за этого его дети и не ушли в религию, как ушел в нее я.
    Мать объяснила: на тебя Библия лилась 2 дня в неделю, а на нас – каждый день.
    Единственное чего добился дед от детей – так это сухого закона на территории своего дома.
    В их с бабкой доме не пили. Вообще. Табу.
    К чему это привело? К чему приводит Русского человека то, что ему хочется выпить, а выпить – низяяяя? В таких условиях Русский человек становится немного … арабом.
    Немного итальянцы, немного арабы, в основном, конечно, Русские, все вдруг полюбили бесконечные чаепития и такие же бесконечные баталии в шашки.
    Шашечные баталии и чаепития порой сопровождали такие баталии словесные, что соперники забывали и о чае и об игре и победившим считался именно победивший в споре, а не в игре.
    Чтобы не упасть в грязь лицом к воскресному обеду некоторые готовились заранее: заучивали цитаты, просто много читали. Обсуждали все, кроме секса (тоже табу): веру, политику, экономику. Незримым арбитром всех диспутов была именно бабка. Именно она следила, чтобы все разговоры были на грани фола, но за грань не выходили. Она никогда не была против внутри кланового соперничества, считая его хорошим стимулом для развития всех членов клана.
    Последние несколько лет она стравливала таким образом меня с моим кузеном, рассказывая мне о его успехах, ему – о моих. Когда я узнал, как хорошо он осведомлен обо всех моих делах, я опешил. Он, кстати, тоже. На вопрос «зачем?» бабка резонно заметила: а чтоб вы, парни, не расслаблялись!

                V
    Много Христиан живут, отрешаясь совершенно от мирской славы, мирских успехов. Так проще.
    А вот жить по строгим Христианским ТАБУ и при этом пытаться выбиться в люди – гораздо сложнее. Это как играть в шашки, отказавшись от трех-четырех шашек в виде форы противнику.
    Я всю свою жизнь играю в такого рода шашки. И в этом виноваты,в первую очередь, мои дед с бабкой. Воспитание, будь оно неладно. Пример предков.
    Они в этом плане очень похожи на Роб Роя с его супругой из последней экранизации романа Вальтера Скотта: всю жизнь бедные, потому что честные до безумия, всю жизнь не без труда несущие свой крест. Но, при этом, так же до безумия, любящие друг друга и гордящиеся друг другом. Эдакие «дворяне во крестьянстве».
    Бабка за все время работы в школе из школы приносила только (и только!!!) зарплату.
    Дед, простой работяга, ни разу в жизни болтика чужого не взял. При этом умудриться дать всем детям образование и обеспечить, по сути, жильем! Непостижимо.
    А сколько они добра сделали окружающим? Когда хоронили деда перекрывали окружную ташкентскую дорогу. Жить не просто честно, а «честно» в религиозном, строгом, пуританском смысле. И при этом умереть не должником, а для многих благодетелем!
    Когда уйдет Тамара Дмитриевна скорбеть будет гораздо больше народу, чем скорбит сегодня по миссис Тэтчер.
    Когда меня начинают спрашивать, почему я не пошел на фиктивный брак, чтобы остаться в Америке, почему я отказался брать взятки, хотя мог бы на вырученные деньги давно квартиру в Москве купить, я всегда вспоминаю фото моих деда с бабкой и … не знаю что сказать… Слишком долго рассказывать.

P.S.1.
    Две трети населения земли живут «вне Христианской Цивилизации».
    Весь вопрос: как живут?
    Хотя… Я хоть и стараюсь жить вполне в русле Христианской Цивилизации, но все равно, живу, как собака. Недоедая, недосыпая.
    Тамара Дмитриевна, мой 88-летний диктатор, и знать ничего не хочет о том, что, согласно Евангелию, все люди равны между собой.
    Я для нее не человек. Я — внук. И этим все сказано. Несколько месяцев назад у нее умер старший сын, мой родной дядя. Несколько дней назад умер ее родной брат.
    Мыслить, переживать, заботится ей теперь больше не о ком, кроме меня. Нет, дети и внуки у нее еще есть. Но мне «повезло». Я — самый несчастный. И она твердо решила, что я в люди выбьюсь. Она этого добьется. Даже через мой труп.
    В воскресение заставила убирать старый забор. Следующие выходные буду ставить новый. Дальше нужно кровлю подправить. Потом наружная штукатурка. Потом кое-где внутренняя. Потом, говорит, надо фундамент залить под еще 3 комнаты и завести кирпич. Она точно знает, что я справлюсь.
    Господи, скорее бы новые морозы.

P.S.2.
    Вот ответьте мне – почему человек пишет? А может у человека душа болит? Может ему выговориться нужно? А вокруг никто не слышит и не понимает? Даже любимая бабушка скептически смеется над любовью к чтению, участию в литературных конкурсах, собранию альбомов. «Ну, ну! Непонятый поэт с тонкой организацией души! Ты хлеба купил?»
    Вчера заставила работать целый день с утра до позднего вечера, жестоко пользуясь тем, что некоторые общины протестантов Благовещения не празднуют. «Какое Благовещение? У тебя забор скоро рухнет! Работай, негра, солнце еще высоко! Что ты дочкам оставишь?»

P.S.3.
    По поводу разоблачений «Благодатного огня» в Иерусалиме, которые недавно прокатились по всем СМИ России.
    Да хоть «переразоблачайтесь»! Мне до этого дела нету! Моя вера в Христа зиждется на более ярком примере.
    Мой 88-летний "Благодатный Огонь", морщинистое чудо во плоти, ждет меня после работы и готовит мне суп. И не дай Бог я забуду купить хлеба…