Федор Гнедашев против есаула Конарева. 1920 г

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Здание в котором в советское время размещался Благодарненский уездный, затем районный исполком. Фото В.И. Пузикова - автора.
Фото Ф.С. Тучина из архива Н.И. Сидорова. Г. Благодарный Ставропольского края.


***

ГНЕДАШЕВ ФЕДОР И ЕСАУЛ КОНАРЕВ
ОДНОПОЛЧАНЕ И ВРАГИ
1920 г.

Социалистическая революция 1917 года застала нашего земляка, уроженца села Сотниковского Благодарненского уезда Ставропольской губернии Гнедашева Федора Сергеевича в Румынии. Информация о событиях в России доходила до окопных солдат отрывочной. Офицеры скрывали от них правду об «Октябрьском перевороте». А когда весть о революции охватила роты, полки, армию, то солдаты дружно «воткнули штыки в землю», и сказали:
- Будя! Навоевались! Пошли по хатам…

А так как идти до родного Ставрополья было далековато, экспроприировали они военный эшелон и, вооруженные по штату военного времени, отправились в сторону Советской России. Долгим, полным приключениями, был путь! Но, какой бы длинной ни была дорога, и она заканчивается. Дома в селе Сотниковском воинов первой мировой войны, ее еще называли Великой, ждали родители, жены, дети, друзья и, конечно, тяжелый, но благородный, крестьянский труд.

1918 год оказался неспокойным. Вчерашних солдат, теперь уже красные военные комиссары, позвали воевать с кадетами, с белыми офицерами и вчерашними рядовыми окопниками, мобилизованными в Добровольческую Армию. Федор Гнедашев в сентябре 1918 года добровольцем вступил в Стальную дивизию Дмитрия Жлобы, которая проходила через село Сотниковское во время ее спасительного рейда от Святого Креста (ныне г. Буденновск) к Царицину (ныне г. Волгоград).

Воевал Федор с белогвардейцами на Маныче, в Калмыкии, брал города Ростов, Харьков, Таганрог. Он вспоминал: «…Много трудностей пришлось испытать на нашем пути. Не хватало патронов, снарядов, не было нормального питания. Но мы, воодушевленные примером коммунистов и идеями коммунизма, преодолевая трудности, с успехом громили банды…» [1]

В 1920 году Ф.С. Гнедашев участвовал в польской кампании, воевал в районе города Львова. Затем их полк расквартировали в городе Киеве. Из Сотниковского ему приходили письма, в которых родные рассказывали о неспокойной жизни на Ставрополье. Особенно крестьян досаждали многочисленные банды. Федор выхлопотал у командования длительную командировку и 20 августа 1920 года отбыл на родину.

***

После постановки на учет в Благодарненском уездном военкомате, Ф.С. Гнедашев имел беседу с только что избранным председателем уездного исполкома – Тучиным Федотом Савельевичем. С 23 мая 1920 года председателем Благодарненского уездного исполкома работал Василий Ниценко, но уже осенью он был направлен на должность председателя Новогригорьевского уездного ревкома.

Ф.С. Тучин тепло приветствовал своего земляка:
- Здорово, Федор! Рад твоему прибытию на помощь. Совсем бандиты распоясались. Только в одном месте их уничтожим, рассеем, а они в другом – бучу устроят… Склады и магазины грабят, посевы жгут, активистов убивают…

Недолгой была беседа однополчан Стальной дивизии. Тучин направил Федора в село Сотниковское командовать взводом добровольцев. Началась полная опасностей, как на фронте, жизнь.

Ф.С. Гнедашев вспоминал:
- Банды не давали работать органам власти, крестьянам. Они отбирали лошадей, продовольствие, угоняли овец и скот, насиловали женщин. Отряд мой состоял из коммунистов и комсомольцев. Они мирно трудились на полях и фермах, но были при оружии. По условному паролю активисты собирались в назначенном месте и выезжали на уничтожение бандитов.

В то время на Северном Кавказе действовали многочисленные отряды и группы «зеленых» и других недобитых белогвардейских и кулацких банд. Ф.С. Гнедашеву был поручен участок территории Благодарненского уезда от села Благодарного на восток и северо-восток, включая села: Бурлацкое, Спасское, Сотниковское, Серафимовское, поселок Большевистская искра. В зону ответственности Федора заходили банды Конарева, Чепурного, Мартынова и другие.

О Льве Конареве Гнедашев рассказывал следующее: «…Особенно отличался мародерством главарь банды Конарев. Воюя в отряде Жлобы, я никогда не думал, что мы встретимся с Конаревым, как враги. Еще в отряде он отличался мародерством, потом, спасаясь от возмездия, бежал. В районе села Серафимовского он собрал банду, которая была неуловимой. Только с помощью честных советских людей я узнал о ее местонахождении…» [1]

Гнедашеву помогала дочь, которая с 14 лет работала батрачкой у зажиточного хозяина. Секретную информацию о передвижении бандитов, выведанную у кулаков, она сообщала отцу. За что ее, однажды, чуть не убили местные кулаки. Дочери пришлось из села Сотниковского скрытно переехать в соседний поселок «Большевистская искра».

Недалеко от поселка «Большевистская искра» находился хутор кулака Волосатова. Конарев часто там появлялся, отдыхал, обдумывал свои новые диверсии. Получив сведения из достоверного источника, Гнедашев, не желая упустить время, взял с собой только четырех бойцов. Но Конарев имел свою агентурную сеть, его своевременно предупредили о движении советских активистов. При их появлении у хутора Волосатова раздался винтовочный залп. С первых выстрелов были убиты все лошади и один боец.

Ф.С. Гнедашев вспоминал:
- Мы рассредоточились вокруг хутора, залегли, начали отстреливаться. Бандитов было более пятнадцати, нас – четверо. Бандиты находились в укрытии, а вот мы – на открытой местности. Силы были явно неравными.

Через некоторое время все активисты, кроме Гнедашева, были ранены. Бандиты застрелили Ромасева, а раненых Куликова и Терещенко увели в кулацкий дом. Позднее тело Ромасева будет найдено в колодце. Гнедашев не сдавался, он еще не менее двух часов отстреливался. Сколь ни экономил Федор патроны, но они заканчивались.

Конарев хотел взять Гнедашева в плен живым. Он, осмелев, на лошади направился в сторону Федора. При этом Конарев крикнул:
- Федька! Однополчанин мой дорогой! Ходи до нас! Будешь моим заместителем… Красных гадов вместе будем душить!

Гнедашев тоже мечтал взять Конарева живым. Но нынче удача от него отвернулась. Последняя пуля, оставленная для себя, полетела в сторону бандита. Лошадь под Конарем встала на дыбы и медленно завалилась на бок, придавив седока. Главарь банды временно был выведен из боя.

Далее Гнедашев рассказывал: «…Оглядевшись, я увидел, что в стороне от хутора пашет какой-то крестьянин. Я подбежал к нему и потребовал лошадь, которую вдвоем мы быстро выпрягли. Вскочив на лошадь, хотя седла не было, я выхватил саблю и кинулся на бандитов. От неожиданности и моей наглой выходки они бросились врассыпную. Было выиграно время. Я поскакал в сторону села. Бандиты меня не догнали…» [1]

Банда Конарева безнаказанно ушла в село Серафимовское, где жестоко расправилась с местными активистами. Ф.С. Гнедашев собрал многочисленный отряд, пошел по следам банды, но безуспешно. На этот раз Лев Конарев оказался удачливее…

***

Федор Гнедашев принимал участие в ликвидации банд Гриднева, Чепурного. Обе банды были уничтожены в десяти километрах от села Сотниковского.

В мирное время Ф.С. Гнедашев работал в совхозе «Большевистская искра» в животноводстве: гуртоправом, чабаном. Он любил сельский крестьянский труд, родные степные просторы, и считал, что не зря с оружием в руках отстаивал идеалы Октября.


ИСТОЧНИКИ:
1. Песков И. Крепко били врагов. «Путь Ленина». 1957 г. С. Благодарное.

21 июля 2013 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков