Урок ботаники и жизни

Галина Кравец
Сегодня гуляли с внучкой. Как всегда. Жарко. Наконец и к нам, в Сибирь, пришло лето в середине июля. Ничего необычного. Гуляем, вновь и вновь познаем мир, друг друга и себя самих. Вечереет. Ждем маму Маришки с работы (дочку мою). Я углубилась в свои мысли, уже планирую, что смогу успеть за вечер сделать, раз дочка вовремя придет с работы. Маришка изучает природу. Подошла к молодому хиленькому деревцу (прошлой весной высадили студенты, я сама в окно видела):
-Баба, можно листик сорвать?.
-Нет, нельзя. Деревцу будет больно!
Отошла на несколько шагов, задумалась.
-А где можно?
Понимаю, что не отстанет, пока не потрогает своими руками, не почувствует прохладу зелени на ощупь. Показываю на недалеко разросшийся буйным кустом побег тополя. Там листья крупные, их много и особого ущерба деревцу явно не будет.
Сорвала, рассмативала долго, нюхала, что-то шептала своей кукле в игрушечной коляске. Я любовалась ею и вновь задумалась о своем, глядя вдоль дорожки, откуда должна прийти дочка. Что ж ее так долго нет, я так  не успею все дела намеченные на вечер сделать…
Выпустила на миг из поля зрения сокровище свое.
Вдруг слышу издалека, от подъезда дома, где на лавочке сидели как обычно бабушки-болтушки, громкий грубый крик басом:
- Ты что же это делаешь? А ну-ка не смей!
Я вздрагиваю и подпрыгиваю от неожиданности, так страшен был этот резкий громкий окрик. И расстояние-то немалое, а прогремело, как гром над самой головой. Оглядываюсь, кому это так кричат грозно? И вижу, моя малявочка (три годика всего) отпрыгивает в ужасе от того хилого деревца и в страхе закрывает лицо руками. Плечики ее начинают мелко дрожать, она вся съеживается и даже не может заплакать, только нервно всхлипывает. Подлетаю к ней и прижимаю ее к себе, жалкую, крошечную, беззащитную. Видно, она все же решила потрогать (а может, и сорвать?) листик с того деревца. Но грозный окрик нарушил идилию жаркого летнего дня. Кое-как, приговаривая что-то, поглаживая узенькие плечики, привожу в чувство ребенка. Кляну себя, что отключилась на миг, не углядела, не уберегла. Вот оно соприкосновение с жестоким миром…
-Вот видишь,бабушки ругаются. Я ж сказала, что нельзя тут листики рвать? Зачем же ты снова это деревце трогала?
А сама понимаю, что нелогична. Я ж сама разрешила с другого дерева сорвать листок. Как ребенку понять, почему тут можно, а там нельзя? А если все запрещать, то как ей мир узнавать? Как развивать осязание, обоняние? Как узнать, как пахнет лист, трава, цветок? Я сама на днях сорвала с тополя для нее сережку пуховую и мы рассматривали ее вместе, как пушинки устроены, как семечки в пух завернуты и почему они летят как снег, в жаркий июльский день.
Вот уже и ночь на дворе, и малявка моя успокоилась, может и забыла все давно и спит сладким сном. А я все не могу уснуть, и слышу этот нечеловеческий крик, так напугавший мою малышку…