Хвалить нельзя критиковать

Александр Квиток
Прогулка по страницам альманаха «Литературный Кисловодск» №40

                Александр Квиток
                любитель поэзии
                г. Ессентуки


Хвалить нельзя критиковать…
В этом незаконченном предложении надо поставить одну запятую. Выберите сами – после первого или второго слова, что вам больше импонирует, исходя из следующих условий:
а) по отношению к кому-то великому;
б) по отношению к вам лично;
в) по отношению к кому-то, кто посмел критиковать великого или вас лично.

Итак, кого хвалить, а кого критиковать – решайте сами. Лучше – наедине с собою. Зачем вам советники в исполнении маленького, но ответственного поручения?
Но сначала пройдёмся по некоторым страницам альманаха «Литературный Кисловодск №40», в порядке размещения авторских материалов.

Виктор Минеев. Стихотворение «Казнь», последние строчки:
 «Желая прекратить мучения, я увеличил их число.» Верность избранному пути трудно сохранить под угрозой смерти. Однако, и сохранённая жизнь не в радость, когда в обмен на жизнь надо отказаться от того, что составляло её (жизни) смысл.

Евгений Инютин. Не только в этом номере, но и в предыдущих номерах, у Евгения – интересные, порой даже забавные, зарисовки с натуры: «…Кормёжки и фотографирования вызвали, похоже, звёздную болезнь у белок.» Или: «Дождик весёлый…». Чувствуется такое же настроение, как и дождь. Шёл, увидел, написал…

Лев Кропоткин. Точное наблюдение, точный вывод: «Имеем, там за небесами, высших братьев. Только сами выползаем из пещер по-черепашьи.» Рвёмся куда-то ввысь, а сами Землю толком не можем обустроить. Нам бы прибраться основательно, а потом уже в горние дали засматриваться. Ведь спросят же: откуда вы такие злобные и зачуханные? А нам и сказать нечего.

Сергей Козьминых. Догадываюсь, где он поставит запятую (см. первую строку письма)…А рецензенту Сергей спуску не дал. Уже одного слова «Критикан» вполне бы хватило для того, чтобы поставить того на место, но тут уж не обошлось без аллегорий. Хотя выражение: «И Бизону – Овод свыше дан.» – можно понимать и так: «Для того и критик, чтобы поэт не зазнавался».

Юрий Коленко. «И никак не уйти от двадцатого века,                И надо же что-то решать, наконец.»
Действительно, человечество не успевает разобраться с прошлым, извлечь уроки, а вот оно уже настоящее – и надо решать массу проблем. Да и о будущем надо думать. Не успеваем, не замечаем, не учимся. Сплошные пропуски уроков истории…

Оксана Федяк. Сложный мир человеческих отношений и чувств сложновато (на мой любительский взгляд) выражает Оксана. Хотелось бы попроще. Но главная тема – призыв к миру и любви – высвечивается ясно. Но люди давно уж не слышат друг друга, каждый призывающий слышит только себя, мне так кажется…Нам всем бы хотелось, чтобы «Россия процветала».

Алла Чотчаева. Суровый призыв звучит в коротких стихах Аллы: « На первом столбе бы повесить за это!». Это она так «о критиканах». Нельзя критиковать «нежных и ранимых поэтов», остальных – можно. А кто же у нас ранимые, а кто же толстокожие?..Ну, что тут скажешь?..Всех не перевешаешь – верёвок не хватит, да и столбов не напасёшься. Шутка…

Георгий Мединцев. Интересное стихотворение «Лето 2010 года», злободневное. Это жаркое дымное лето нам ещё долго будет вспоминаться.

Иван Наумов. Рубрика «Мысли вслух», исследование «Благородный» Дантес и «шизофреник» Пушкин». Признавая, что академик Петраков «…никаких оскорбительных выпадов в адрес Пушкина…не допустил», сам же Иван Наумов допускает такие выпады в адрес «уважаемого академика», хотя и замаскированные под аллегорию («…лавры скандально известной крыловской Моськи».)

Исследование Наумова можно назвать контрисследованием против Петракова. С интересом прочитал статью и нашёл слабые места (на мой любительский взгляд) у обоих участников дискуссии. И у того, и у другого вместо фактов выдвигаются личные мнения или предположения такого, примерно, типа: вот это он мог сделать, а вот этого не мог…Да откуда нам знать, что он думал и что он хотел, и почему, кого и как он любил или ненавидел? Мы и в себе-то порой разобраться не можем, а туда же лезем – угадывать мысли поэта или его противника. Неблагодарное это дело, а человек – существо противоречивое…Версия с бронежилетом у Дантеса мне кажется не очень убедительной, вы уж меня простите. Пушкин мог просто промахнуться, а Дантес упал с перепугу.

Иван утверждает, что «…ему (Пушкину) всё можно простить за его неоценимый вклад в русскую литературу». Тогда, аналогично, и Петракову можно всё простить «…за определённый вклад в российскую экономику». Да и вообще, почему надо прощать за что-то? В Библии сказано, что надо просто прощать…брата своего. А все люди на земле – братья. Прошу простить мне этот духовный «ликбез», но это моя точка зрения на отношения великих и невеликих. Попробую это выразить ироническими стихами:
                ..............................Критиковать великих – нехорошо,
................................А невеликих – хорошо!

Василий Помещиков. Лирические стихи Василия наполнены искренним и свежим чувством, и вызывают доверие. Первое впечатление – написано молодым влюблённым поэтом, но по содержанию стихов чувствуется умудрённый уже приличным жизненным опытом человек. Сам автор не скрывает своего возраста: «…И я – седовласый невежа – в душе сохраню этот миг…».Я в восторге от стихов Василия, может быть, потому, что тоже давненько уж сед…

Станислав Подольский. С удовольствием прочитал в рубрике «Постскриптум» статью «Ледяная весна свободы». История русской поэзии – это вообще интересная тема, а здесь восполнен пробел этой истории – появление и продвижение русского свободного стиха на поэтическое ристалище. «…Жёсткие для поэзии времена – начало 80-х» – были трудными не только для свободного стиха. Ещё более жёсткими они были для поэтов, пытавшихся выражать свободолюбие в метрических стихах. Может быть, и не упиралась власть особенно против верлибра, что не нашла в них ничего опасного для себя…К сожалению, не миновали сообщество поэтов-верлибристов и обычные для российской интеллигенции распри, когда выясняются отношения о первенстве и величии.

Хотелось бы высказать пожелание, чтобы подобные материалы по истории русской (и нерусской тоже) поэзии и дискуссии на литературные темы и впредь появлялись на страницах альманаха. Нам всем учиться полезно и не поздно. И ещё одно пожелание для всех авторов «ЛК» – не ощетинивайтесь на критику, ну, не всё же подряд поливать патокой! Согласитесь, что свежий фрукт кушать приятней, чем засахаренный. Слишком сладко – тоже плохо, так и до диабета недалеко…

Мне всегда казалось, что критикующие более искренни и правдивы, нежели восхваляющие. Вспомним «новое платье короля» и мальчика (единственного из толпы!), воскликнувшего: «А король-то голый!»

Предвижу упрёк: « Да кто ты такой, и откуда ты взялся?»
Отвечаю: « Да кто мы такие, вообще..? И зачем мы на Земле?»
Не отвлекайтесь, господа! Вам задан вопрос. Думайте.

Так где же мы поставим запятую в выражении: «Хвалить нельзя критиковать…»?

                17.02.2011