Начало ЗДЕСЬ: http://www.proza.ru/2013/03/21/1036
Предыдущее ЗДЕСЬ:
http://www.proza.ru/2013/07/21/1234______________________
308
надо открывать, ни перед кем не гнуться.
— Надо сначала руку набить, опыта у знающих людей набраться, — опять встал на защиту Инги Егор. — Какая тема курсовой?
— О современной юриспруденции Европы, — Инга гордо вскинула голову. — У неё можно многому научиться.
— Тут я категорически против, — не согласился Егор. — Ничему хорошему нас Европа не научит. Нынче она ратует об отмене смертной казни, смягчении приговоров — гуманнюки хреновы. Забыли откуда несправедливая жестокость пошла. В странах Европы испокон веков законы под денежным ветром флюгером крутятся. И к нам злобу с продажностью занесли. До 1497-го года на Руси калечащих наказаний не применяли. Иван Третий под давлением жены из Византии, Софьи Палеолог, ввел усечение носа. Дальше круче — клеймо на лоб, резаные уши, четвертование и прочее. Князь Андрей Курбский писал о том: «В предобрый, русских князей род, всеял дьявол злые нравы. Наипаче женами их, коих поимывали от иноплеменников». Считается оттуда и чёрная душа Ивана Грозного. До того на Руси карали смертью только за доказанную измену, принесшую поруху земле родной. Было ещё уложение о мести. За убийство родича мстил старший мужчина. При отсутствии такового — убийца облагался крупным штрафом.
— Ты интересовался правом? — спросила Инга.
— Нет, и не понимаю, что на современном языке означает «право» в юриспруденции. В старые времена закон формулировался просто и доходчиво. Слово давали видокам* (*свидетелям), в адвокатах не нуждались. Потому что даже незнающему грамоты крестьянскому мужику не нужны были витиеватые разъяснения не менее мудрёных законов. Всё было ясно без словоблудия. Сейчас на один вопрос — десять противоположных
_____________________________________________________
309
по смыслу ответов. Древние были прямолинейны. Украл — верни пропажу и заплати за переживания. Не можешь вернуть и заплатить — пойдёшь в кабалу к потерпевшему и отработаешь сторицей. Коли потерпевший проявит к кабальному малейшее насилие — вира снимается до срока. Также и с полонянами, взятыми в бою или набеге. Отсюда на Руси появились иноплеменники, чтившие наш устав, коим помогали поднимать хозяйство всем миром. Князья видели выгоду в крупном поселении — способней защищаться и податей больше. С радостью выдавали крепким семьям беспроцентные ссуды.
А в «просветлённой» Европе, называвшей нас варварами, попавший в рабство или денежную зависимость — обрекался до смерти на положение ниже скотского. Хозяин вправе был делать с ним, что душе заблагорассудится. Еще «просветлённая» Европа называла нас грязными варварами за то, что русский человек мылся каждый день. Европейцы же ждали, когда грязь сама отвалится. Придумывали разные средства от вони. В ходу даже были подмышечные ловушки для вшей.
Прости Инга, но по-моему, ты изучаешь не международное право, а казуистику, игру слов. Такое определение честнее. Сегодняшний закон напоминает изъеденную жучками деревяшку — тысячи подходов и отходов на одну причину. Я считаю, закон должен быть несгибаемым и твердо стоять «на ногах». А опорой ему — незыблемая вера в него. Ни того, ни другого нет. Вы сами тому пример и ваше нежелание обратиться в правоохранительные органы. Наш мир напоминает извращенные джунгли. В них даже сытый, набивший утробу под завязку, не перестает жрать более слабых.
— Тебе в проповедники надо идти, — подколол Володя.
— Вещать глухим — неблагодарное дело, — серьёзно ответил Егор.
— А ты их чашечкой с ложечкой.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: http://www.proza.ru/2013/07/21/1267