Засека - 308-309

Дмитрий Алексеевич Ильин
                Начало ЗДЕСЬ: http://www.proza.ru/2013/03/21/1036

Предыдущее ЗДЕСЬ:
http://www.proza.ru/2013/07/21/1234______________________
                308


надо открывать,  ни перед кем не гнуться.
   
—  Надо сначала руку набить,  опыта у знающих людей набраться,  —  опять встал на защиту Инги Егор.  —  Какая тема курсовой?
   
—  О современной юриспруденции Европы,  —  Инга гордо вскинула голову.  —  У неё можно многому научиться.
   
—  Тут я категорически против,  —  не согласился Егор.  —  Ничему хорошему нас Европа не научит.  Нынче она ратует об отмене смертной казни,  смягчении приговоров  —  гуманнюки хреновы.  Забыли откуда несправедливая жестокость пошла.  В странах Европы испокон веков законы под денежным ветром флюгером крутятся.  И к нам злобу с продажностью занесли.  До 1497-го года на Руси калечащих наказаний не применяли.  Иван Третий под давлением жены из Византии,  Софьи Палеолог,  ввел усечение носа.  Дальше круче  —  клеймо на лоб,  резаные уши,  четвертование и прочее.  Князь Андрей Курбский писал о том:  «В предобрый,  русских князей род,  всеял дьявол злые нравы.  Наипаче женами их,  коих поимывали от иноплеменников».  Считается оттуда и чёрная душа Ивана Грозного.  До того на Руси карали смертью только за доказанную измену,  принесшую поруху земле родной.  Было ещё уложение о мести.  За убийство родича мстил старший мужчина.  При отсутствии такового  —  убийца облагался крупным штрафом.
   
—  Ты интересовался правом?  —  спросила Инга.
   
—  Нет,  и не понимаю,  что на современном языке означает «право» в юриспруденции.  В старые времена закон формулировался просто и доходчиво.  Слово давали видокам*  (*свидетелям),  в адвокатах не нуждались.  Потому что даже незнающему грамоты крестьянскому мужику не нужны были витиеватые разъяснения не менее мудрёных законов.  Всё было ясно без словоблудия.  Сейчас на один вопрос  —  десять противоположных

_____________________________________________________
                309


по смыслу ответов.  Древние были прямолинейны.  Украл  —  верни пропажу и заплати за переживания.  Не можешь вернуть и заплатить  —  пойдёшь в кабалу к потерпевшему и отработаешь сторицей.  Коли потерпевший проявит к кабальному малейшее насилие  —  вира снимается до срока.  Также и с полонянами,  взятыми в бою или набеге.  Отсюда на Руси появились иноплеменники,  чтившие наш устав,  коим помогали поднимать хозяйство всем миром.  Князья видели выгоду в крупном поселении  —  способней защищаться и податей больше.  С радостью выдавали крепким семьям беспроцентные ссуды.
   
А в «просветлённой» Европе,  называвшей нас варварами,  попавший в рабство или денежную зависимость  —  обрекался до смерти на положение ниже скотского.  Хозяин вправе был делать с ним,  что душе заблагорассудится.  Еще «просветлённая» Европа называла нас грязными варварами за то,  что русский человек мылся каждый день.  Европейцы же ждали,  когда грязь сама отвалится.  Придумывали разные средства от вони.  В ходу даже были подмышечные ловушки для вшей.
   
Прости Инга,  но по-моему,  ты изучаешь не международное право,  а казуистику,  игру слов.  Такое определение честнее. Сегодняшний закон напоминает изъеденную жучками деревяшку  —  тысячи подходов и отходов на одну причину.  Я считаю,  закон должен быть несгибаемым и твердо стоять «на ногах».  А опорой ему  —  незыблемая вера в него.  Ни того,  ни другого нет.  Вы сами тому пример и ваше нежелание обратиться в правоохранительные органы. Наш мир напоминает извращенные джунгли.  В них даже сытый,  набивший утробу под завязку,  не перестает жрать более слабых.
   
—  Тебе в проповедники надо идти,  —  подколол Володя.
   
—  Вещать глухим  —  неблагодарное дело,  —  серьёзно ответил Егор.
   
—  А ты их чашечкой с ложечкой.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ: http://www.proza.ru/2013/07/21/1267