Адель, Алла и Алёша

Лев Казанцев-Куртен
Когда ей было шестнадцать лет, Адель влюбилась. До этого она любила только музыку и собиралась поступать в музыкальное училище, если не повезёт с консерваторией. А тут он, Алёша.
В то лето он вернулся из армии. Адель увидела его, высокого, ловкого, сильного, и влюбилась.
Алёша жил рядом, в одном подъезде с нею, но был далеко от неё. При встрече они здоровались, но взгляд Алёши при этом уходил куда-то мимо влюблённой девушки. Он был уже взрослым человеком, работал шофёром, а она - школьницей в коричневом платье с чёрным фартуком.
Любовь переполняла Адель. Однажды она поверила свою тайну закадычной подружке Алле.
Алла жила в соседнем подъезде. Они ходили в один детский садик, в одну школу, учились в одном классе. В отличие от серьёзной и задумчивой Адели Алла была девочкой весёлой, непоседливой, взбалмошной.
Однажды Адель не выдержала и написала Алёше письмо о том, чувстве, которое переполняет её. Письмо она не подписала и положила в его почтовый ящик. При встречах она пыталась прочитать в лице Алёши хоть какую-нибудь реакцию на её признание, но напрасно вглядывалась в него.
Через месяц Адель написала второе письмо Алёше. Затем наступила очередь третьего, четвёртого... Она писала ему о своей любви со всей страстью пробуждающейся в ней женщины.
О её письмах знала только Алла.
Прошёл учебный год. Адель заканчивала десятый класс. Но даже во время выпускных экзаменов она нашла время, чтобы написать Алёше письмо.
Окончив школу, Адель поступила в библиотечный техникум. Поступок её был непонятен ни родителям, мечтавших видеть дочь известной пианисткой, ни учительнице музыки Руфине Гордеевне, считавшей Адель талантливой девочкой. Она ответила им:
- Я так хочу.
Но секрет был прост: консерватория находилась в Москве, музыкальное училище в областном центре, а в их городке имелись только два техникума: сельско-хозяйственный и библиотечный. Адель не хотела уезжать из-за Алёши.
Алла дальше учиться не стала. Она устроилась диспетчером на автобазу, ту, на которой работал и Алёша. Она обещала Адели присматривать за ним - не флиртует ли он там с девушками.

Прошла зима. Подобревшее весеннее солнышко обливало город теплом и будило землю от зимней спячки. К концу апреля исчез снег, на ветках деревьев начали проклёвываться нежные листочки.
В один из таких дней Алла решительно сказала Адели:
- Вот что, подруга, пора тебе объясниться с Алёшей. Уведут его девки, ой, уведут. Есть такие, которые подкатываются к нему.
Убедила она Адель. Та немного поколебалась и написала ему короткое письмецо:

"Дорогой мой и любимый Алёша, я больше не могу прятаться от тебя. Я хочу встретиться с тобой и объясниться. Я буду ждать тебя в кафе "Снежинка" 30 апреля с 17 до 18 часов. Я подойду к тебе. Твоя А.".

- Вперёд, - сказала Алла. - Пан или пропал. А письмо я сейчас брошу к нему в ящик.
Алла убежала, а Адель задумалась. Запал решительности у неё прошёл. Ей нравилось думать об Алёше и писать ему письма, скрываясь под маской неизвестности, но увидеться с ним, разговаривать... Она решила не ходить на встречу и навсегда остаться для Алёши незнакомкой. Она так решила и облегчённо вздохнула.

Наступило 30 апреля. Алла зашла к Адели подбодрить подругу.
- Я не пойду, - отрезала Адель.
Потом они долго сидели, обнявшись, и ревели.
- Я всё же схожу, погляжу, придёт ли Алёша, - вытирая слёзы, сказала Алла незадолго до назначенного часа и ушла.

Алла пришла вечером следующего дня.
- Прости меня, подруга, - заплакала она прямо на пороге.
Она долго рыдала, и Адель уже понимала причину её слёз, поэтому она не удивилась, когда Алла сказала, что Алёша обрадовался, увидев её в кафе и сразу признался ей в любви.
Он сказал, что давно полюбил меня по моим письмам, то есть, подруга, по твоим.
И Алла снова зарыдала.
- Он мне сделал предложение и мы сегодня подали заявление в ЗАГС.
Адель заплакала тоже. Ей было горько, и она оплакивал и выплакивала свою скорбную любовь.

Алла и Алёша поженились. Они стали жить в Алёшиной квартире, и Адель каждый день видела их счастливые лица.
Через год Алла родила Ваську, а через два года Мишку. Адель помогала ей чем могла. И Алёша, и Алла, и дети любили её. Адель купалась в их любви и страдала, и только подушка её мокла от ночных несладких слёз.

Прошли годы. Выросли дети. Чёрные волосы Адели пронзила обильная снежная седина и мелкие морщинки проступили на её всё ещё красивом лице. Она все годы проработала в читальном зале библиотеки и, возможно, оттого голос её стал тихим, а движения неспешными.

- У вашей жены запущенный рак почки, - сказал Алёше доктор с печальными глазами. - Медицина бессильна помочь ей.
Доктор развёл руками и удалился.
Почти год мучилась Алла. От её пышного тела осталась одна жёлтая тень. За несколько дней до смерти, чувствуя свой скорый уход, Алла сказала Адели:
- Прости меня, подруга, испортила я тебе жизнь...
Адель ничего не ответила ей, только погладила исхудавшуюю кисть Аллы.

Алла умерла 30 апреля.
Как могла, Адель поддерживала осиротевшего Алёшу. На сороковой день, когда они остались вдвоём, Алёша ушёл на минуту в спальню и принёс пакет. Он наклонил пакет, и из него выпала перетянутая бельевой резинкой пачка старых конвертов. Адель, хотя прошло уже тридцать лет, узнала их. Это были её письма к Алёше.
- Теперь можно, - негромко сказал Алёша. - Теперь я покажу тебе и прочитаю письма, которые писала мне Алла и которыми покорила моё сердце...
Он развернул первое. Ровный ученический почерк, тот же, что сохранился у Адели по сей день, он не походил на Аллины разбросанные, в половине случаев, нечитаемые буквы и косые строчки. Но Алёша не обращал внимания на такую мелочь. Он читал знакомые Адели фразы, выстраданные в её сердце, и голос его дрожал от слёз, и Адель тоже плакала - ей было жаль и себя, и Аллу, и Алёшу.
Из потемневших углов комнаты, освещённой неяркой лампочкой розового торшера, текла неизбывная тоска.


Рубрика произведения: Рассказ