Путевые заметки. Степное

Галчона
Весной степи вспыхивают яркими огнями цветущих тюльпанов. Незабываемое зрелище. Пестрый ковер до самого горизонта… Красные, желтые, сиреневые, черные.. Огромный купол ярко-синего неба над головой, редкие кудрявые облака, спешащие по своим делам и солнце… еще весеннее, нежное, теплое, обнимающее своими лучами весь мир.
В моей жизни три страсти. Первая – море. Вторая – лошади. Третья… появилась благодаря второй, - степи. Хотя, наверное, правильнее было бы сказать – поездки и путешествия, связанные с ними, с лошадьми. И все же – степи…
Вольное… Маленькая точка на карте России, которую и найдешь не сразу, даже если очень захочешь. Хутор в несколько дворов, некогда жилой и веселый, сейчас же… доживающий свои дни, обдуваемый жаркими  - летом, и холодными – зимой,  ветрами. Казачий хутор. Еще девять километров по степям и пахотам и вот оно,  низкое здание конюшни, огороженное земляным валом.
И все же – степи…
Пение жаворонков.  Звонкое, прозрачное, радостное… Оно льется с неба, смешивается с вздохами ветра, с шелестом еще зеленой и сочной травы, с фырканием лошадей, пасущихся неподалеку, с пением каких-то других птиц, не всегда видимых глазу… Музыка степей. Каждый раз – разная. На множество голосов и оттенков, ароматов и цветов, но все же – музыка. Любимая. Пьянящая.
Почти каждое утро прилетают степные журавли. Гордые, свободные птицы. Прекрасные. На их танцы можно смотреть часами, смотреть затаив дыхание. Взмахи больших и сильных крыльев, изящные па, повороты, наклоны… Танец любви на бескрайней сцене. В лучах восходящего солнца, когда небо окрашивается алыми и золотыми цветами, когда трава вдруг покрывается жемчужным ковром росы и смолкает хор ночных цикад и кузнечиков, уступая место птичьему многоголосному хору танец журавлей особенно прекрасен. Чувствуешь себя незваным гостем на празднике такой настоящей такой полной чувств и свободы – жизни. Волшебство длится секунды и солнце начинает свой уверенный бег по небу. Не пройдет и часа, как утренняя прохлада сменится сначала приятным теплом, а затем невыносимым зноем.
И все же степи…
Многочисленные зайцы, серые и бурые.  С длинными и красивыми ушами, бусинками глаз провожают машину. Любопытство всегда берет верх и сделав два-три прыжка они оборачиваются вслед и долго смотрят на странных пришельцев. Они не чувствуют опасности, идущей от людей. Люди в их мире встречаются не так часто, что бы представлять какую-либо угрозу. А вот степной орел или лисица…
Хитрые и улыбающиеся мордочки лисиц. Одно из самых незабываемых…Утро, зима. Мы едем по хорошо накатанной дороге в сторону Элисты. Воздух кристально чист и недвижим. Облака замерли, низкие, тяжелые, словно в нерешительности.  Редкие деревья покрыты инеем. Снег переливается розово-жемчужным цветом в лучах солнца, робкого, далекого. Машина утробно урчит двигателем, внутри тепло и уютно, но сил справится с искушением и открыть окно нет. Нажимаешь на кнопку, стекло медленно опускается, наполняя салон колючим, морозным, свежим и вкусным воздухом. Вдыхаешь полной грудью раз, другой, третий… Хочется надышаться, напиться, насытиться. Хочется навсегда запомнить вкус и цвета этого утра. Боковым зрением замечаешь движение, поворачиваешься…
По нетронутому снегу бежит лисица. Солнце золотит ее зимнюю шубку, отчего та кажется огненно-красной на фоне почти черной мордочки и лапок. Выдыхая клубы синеватого пара она на мгновение замирает, пристально смотрит в нашу сторону, затем принюхивается и продолжает свой бег не обращая больше никакого внимания на машину и людей в ней. У нее свои дела. Через какое-то время она перебегает нам дорогу, оставляя ряд ровных неглубоких следов в  снежном покрывале….
И все же степи…
 Пьянящее чувство свободы, легкости, единства со всем миром. Иногда хочется подобно птице, раскинуть крылья и отдаться ветру без остатка. Стоишь, подставив лицо поцелуям солнечных лучей, закрыв глаза и едва ли не мурлыкая от счастья, переполняющего твое тепло и душу.
… А летом горизонт затягивается грозовыми тучами. Издалека слышны раскаты грома, сильные, гулкие, громкие. По желтому морю пшеницы пробегают первые волны – вестники грядущей бури. Уже видно, как молнии разрезают небо яркими вспышками, пронзая до самой земли.  Уже чувствуется запах дождя. Пройдут минуты, прежде чем первые тяжелые капли дождя упадут на высохшую, разогретую солнцем землю и воздух наполнится теплым и влажным запахом пыли и травы. Сильный ветер сменится тяжелым, тревожным, замершим ожиданием, когда не будет слышно не единого звука и даже шороха. Радуга раскинется от края земли и до края, через весь небосвод. Широкая, яркая, сочная. Уже последние капли дождя будут падать на жадно пьющую землю. Первые птицы поднимутся в небо, радуясь такому щедрому подарку природы.
Осенью дожди менее радостные. Низкие серые тучи прижимаются почти к самой земле. Мелкий, колючий, холодный дождик не оставляет не единого шанса  на спасение. Пробирается под одежду, в обувь. Очень быстро начинает казаться, что вся природа состоит из дождя и ты его часть. Земля неприятно чавкает под ногами, пожухлая трава кажется еще более сырой  и все вокруг в целом навевает тонны тоски и уныния. Если бы я была художником и хотела создать картину под названием «Безнадежность», я бы написала именно это.
С первым снегом все меняется. Впрочем, тот самый первый снег бывает не всегда. Иная зима больше похожа на осень и сменяется вместо снега – первой травой и чистым, вымытым дождями, небом.
И все же степи…
В июле лесополосы начинают желтеть. Но не сухие листья тому причиной, нет. В огромных количествах созревают дикие абрикосы. Сочные, ароматные, больше с кислинкой, нежели сладкие. Под их тяжестью ветки прогибаются почти до самой земли. Отовсюду доносятся запахи свежескошенной люцерны. Одно из самых вкусных… это сидеть в тени такой лесополосы, над тобой синее небо и множество маленьких, ярко-желтых абрикосовых солнышек. Уютно потрескивают дрова, над огнем стоит большой казан, в котором томится шулюм из молодой баранины.. Тут же на импровизированном столике – сочно-красные и до невозможности ароматные помидоры, густо-пахнущая кинза и чеснок. И в какой-то моменты ты понимаешь, что еще чуть-чуть и ты просто захлебнешься в предвкушении, в ожидании…
А где-то недалеко искрится на солнце некогда полноводная речка, сейчас больше напоминающая пересыхающий ручей. Чистая,  почти прозрачная, всегда приятно-прохладная и готовая щедро поделиться и рыбой, и раками…
Ночи особенно звездные в августе… Теплые, тихие… С огромным овалом луны или же вовсе безлунные…
И все же степи…
Полная потерянность для всего мира. Телефон почти не видит сеть. Что бы позвонить, нужно забраться на крышу или конюшни, или комбайна. Интернет? Неведомое словно в царстве солнца и ветра. А самое главное, совершенно не нужное слово. Часами можно гулять, бродить среди бескрайнего всего. Слушать стрекотание кузнечиков, наблюдать легкий полет жаворонков, любоваться мирно пасущимися лошадьми, играми жеребят…
Возвращаешься всегда с грустью. Провожаешь взглядом просторы, убегающие вдаль, до горизонта и даже дальше. Километры, километры, километры… И вот уже на горизонте вырастают силуэты сначала деревень, а затем и городов. Мир людей… мир машин… мир проблем, решений, суеты, встреч, радости и печали. Другой мир.