Ещё в защиту философии

Дмитрий Гендин
Философ, чтобы быть философом, не обязан знать историю Западной и Восточной философии. Философ должен развивать свою философию. История ему нужна только для того, чтобы не повторяться или/и чтобы найти союзников и врагов.

Над философией смеются священники, философию люто ненавидят математики, физики и биологи. Уважают философию простые секретари и парикмахеры. И бомжи (каждый из них чуточку Диоген).

Нет философия не в том, чтобы говорить на непонятном языке. Язык философии призван объяснить наиболее точно то или иное явление, идею, вещь, факт. Философ мыслит ответственно, поэтому философия считается наукой. Особенной наукой. Но каждая наука особенна.

В то же время философия — отдельная часть духовной культуры. Но это говорит во мне моё академическое образование (я — профессиональный философ). Как человек я задаюсь вопросами смысла жизни и любви. Как христианский эстетик восхищаюсь красотой звёздного неба, солнечного облачного дневного неба, похожего на Царство Небесное, красотой православных храмов, икон и песнопений.

Философии завидуют. Она свободна, самая свободная часть культуры. Она не удобна физикам, которые много делают по умолчанию. Экономисты философов уважают, потому что философы (как и поэты) рискуют умереть голодной смертью под забором. Философ сам должен придумать себе дело, пользу людям его окружающим, которую он может дать. Сократ вещал на улицах, вразумляя людей. Кант говорил с высокой кафедры университета. Философы придумывают новый мир (марксизм). Философов боятся. Другие ей очаровываются.

Философу нужно место на кафедре. Уличные проповедники часто попадают в дома душевнобольных. У философии есть потенциал лечить душевнобольных: уничтожать человеческие заблуждения, открывая истину. Часто душевнобольной — это философ, которого его философия привела в тупик. И только мудрец может ему помочь.

Вместо кафедры философ может жить на страницах книг и журналов, в фильмах.

Никто не имеет права критиковать всю философию разом, потому что человеческое мышление всегда в чём-то философично, а человек — существо мыслящее.

«Философ» — это звучит гордо. Глубины духа и мира открываются ему. Философ тем интереснее, чем более он делает ошибок. Философ никому ничем не обязан. Философ может быть глупцом, но если он от всего сердца любит мудрость и другую философию, он — философ. Я плохо понимаю Хайдеггера, но его приятно читать, он пишет художественно. Философ — давний друг писателя. Философ пишет (порой сухо), писатель философствует (порой наивно).

Философия — это школа, из которой выходят науки, искусства и религии. Философия — разная. Каждый найдёт в философии что-то своё. Кого-то занимает религиозная философия, кого-то — наукообразная. Философию хотят вытеснить из храма. Единая наука не может мириться с натурфилософией. Художественные писатели иронизируют над философией, не понимая её.

Много развелось мальчиков, которые кричат, что король-то голый, что в философии ничего не осталось. Но философия размышляет обо всём (Всё не то же, что ничто), везде пытается помочь. 

Философия должна бы иметь свою музу.

Не обижайте философию! Она Вам ещё понадобиться.

20 июля 2013 г. Москва.