Любовь преподавателя

Карин Андреас
(фото: Андрей Краснопольский "Армения. Мистика в горах")

Правильнее было бы сказать - странная любовь преподавателя.
Случилось это, когда я училась на третьем курсе. У нас, наконец, появились предметы напрямую имеющие отношение к моей будущей специальности. Один из этих предметов назывался: "методы программирования". Многие знали лишь фамилию преподавателя, а звали его Семен.
         
Мне понравился предмет и метод его преподавания, поэтому я была одной из активных, а точнее самой активной студенткой. Может, потому Семен и обратил на меня внимание. Семен объяснял метод, приводил пример, затем тут же задавал новые задачки, а мы должны были найти решения. Мне удавалось быстро решать эти задачки, быстрее меня решал лишь наш отличник Ара. У меня не возникало никаких посторонних мыслей, то есть мне и в голову не приходило, что я могла нравиться преподавателю, как девушка, или преподаватель мог подумать будто интересен мне, как мужчина. Мне нравился сам предмет, вот и все.
         
Как-то раз преподаватель попросил меня остаться после занятий и объяснил это тем, будто хотел мне что-то объяснить. Семен нашел свободную аудиторию, мы сели там вдвоем. Однако мы проболтали эту пару часов на разные темы. Тогда преподаватель сказал, что зовут его Семен. Из всего разговора я запомнила лишь, что он очень любит играть на скрипке, даже когда-то хотел стать музыкантом. Больше ничего из того, о чем мы говорили, у меня в памяти не сохранилось, вернее, не задержалось. А я так и не поняла, что же Семен хотел сказать.

Время летело быстро - семестр заканчивался, близились экзамены. Некоторые преподаватели разрешали нам сдавать экзамены досрочно, до начала сессии. Наши отличники этим пользовались. Сдавая экзамены раньше, они увеличивали свои каникулы, наиболее обеспеченные уезжали куда-нибудь отдохнуть. Я тоже решила досрочно сдать предмет Семена, но лишь потому, что хотела увеличить число дней подготовки к следующему экзамену - физике, которую я знала намного хуже. Даже названия этих разделов физики - "квантовая механика" и "газовая динамика", наводили на меня ужас.

Заканчивалось первое полугодие – скоро Новый год, сессия начиналась в первых числах января. Желающие сдать предмет Семена досрочно пришли в конце декабря, кажется, 30-го. Я всегда старалась сдать экзамен в числе первых и на этот экзамен зашла с утра. Семен меня очень долго экзаменовал, но меня это не удивило, я уже привыкла к тому, что сдавала экзамен два часа, иногда даже три. Почему? Не знаю почему, но преподаватели любили меня долго экзаменовать. Впрочем, не только меня, но именно нашу группу. Редко кому из нашей группы удавалось быстро сдать экзамен. Кажется, только нашему отличнику Ара удавалось это, и лишь потому, что Ара сам мог придирчивого преподавателя поставить в тупик своими вопросами.
         
В конце концов Семен тяжело вздохнул и сказал:
- к сожаленью не могу поставить "отлично"(5).
- Ставьте мне то, что я заслужила, – я вздохнула с облегчением, радуясь в душе, что экзамен сдала.
- Нет, - решительно заявил Семен, - вы придете на экзамен в свой день и будете зарабатывать пятерку.
- Я не смогу прийти, мой следующий экзамен физика, - возразила я спокойно. - Именно потому я пришла сегодня, чтоб у меня было больше времени на подготовку к физике. Меня устроят тройки по вашему предмету и по физике, чем пятерка по вашему предмету и двойка по физике.
 Тот разговор с ним наедине после занятий, казалось, давал мне основание для подобного откровения.
- Тогда я вам поставлю тройку, - разозлился Семен.
- Ладно, ставьте, - я обреченно встала с места и протянула Семену свою зачетку.
 Семен сердито запыхтел и поставил "удовл"(удовлетворительно - 3).
 Помню, как ребята удивленно переглядывались.
- Спасибо, - взяла зачетку и вышла из аудитории.
 Меня эта оценка не сильно огорчила – я радовалась, что сдала экзамен.

Позднее однокурсники рассказали, что после моего ухода, Семен стал нервничать и заявил, что был не прав, когда поставил мне тройку.
- Позвоните ей и скажите: пусть принесет свою зачетку на экзамен, я должен изменить отметку, - заявил Семен. - Если она не хочет сдавать, то я поставлю четверку, оставить тройку несправедливо.
         
Мне позвонила однокурсница Лиля и рассказала все это.
- Он даже сказал, что ты ему испортила новогодний праздник, - может, даже от себя, добавила Лиля.
- Ой, да мне все равно три или четыре, - сказала я искренне, - мне бы успеть подготовиться к физике. На экзамен я не пойду, иначе полдня потеряю.

Жила я в Эчмиадзине, это в двадцати километрах от Еревана. Зима, гололед, мне совсем не хотелось ехать в университет лишь для того, чтобы в зачетке Семен исправил оценку.
         
Лиля пошла на экзамен в назначенный день и сказала Семену, что я на экзамен не приду. Очень может быть, что Лиля мои слова передала преподавателю дословно. Вроде смеясь, что-то такое она мне позднее рассказала. Это была ее первая "медвежья услуга" - подобные вещи она совершит еще много раз. Это теперь я понимаю, каким ударом для преподавателя был мой ответ. Я ведь так нехорошо отнеслась к его предмету – пренебрежительно. Может, он подумал, что это относилось и к нему.
         
Физику я сдала на "удовл"(удовлетворительно - 3), на большее я и не знала. Преподаватель физики мне в утешение сказал, что сам автор книги "квантовая физика" – Ландау, не очень то уверен, знает ли его хотя бы на четыре.

После экзамена я пошла искать аудиторию, где Семен принимал экзамен уже у другой группы.
- Можно войти? - я открыла дверь аудитории.
- Входите, - сказал Семен строго, - давайте вашу зачетку.
Он взял у меня зачетку, зачеркнул "удовл" и сверху размашисто написал "хор"(хорошо - 4).
- Спасибо, - я забрала зачетку и ушла.

- Ты вообще думаешь, что ты натворила? – говорили мне однокурсники, - разве ты не видишь, как он к тебе относится?
         
Я и правда не думала, что преподаватель может ко мне относиться с симпатией. Одевалась скромно, красотой не отличалась. Почему он мог на меня обратить внимание? Большая часть моих однокурсниц были из обеспеченных семей, они одевались что называется - "с иголочки". А я, почти все что одевала, шила сама. Кроме того слишком часто я слышала обидное слово "очкарик" и потому считала себя неинтересной. Мне это буквально внушали дома и в школе. К слову сказать, я тогда не замечала, что сам Семен тоже "очкарик".

В следующем семестре планировалась курсовая работа и зачет, а экзамена по этому предмету уже не было.
- Для курсовой работы я вам дам самые трудные задачи, - сказал мне Семен на занятии перед всей аудиторией.
Семен раздал всем задания.

- Как продвигается ваша курсовая работа? – поинтересовался у меня Семен на следующем занятии.
- Одну из них мне пока не удалось решить, - призналась я честно.
- Я даже знаю какую, - кивнул Семен, - она самая трудная.
- Но, если вы очень затрудняетесь, - продолжил он, - попросите Ара вам помочь.
 Я посмотрела на Ара, у него удивленно поднялись брови, он пожал плечами.
- Могу конечно, - сказал Ара.
- Это моя курсовая, а не его, - возразила я немного нервно, - значит мне ее и решать.
- Хорошо, - согласился Семен.

Эта курсовая не давала мне покоя. Кажется, я ее решала и во сне, и даже, когда улицу переходила. Однажды я очнулась на середине улице, хорошо, что улица не была центральной и в тот момент совершенно безлюдной. Помню, в конце мая был юбилей нашей школы. Выпускники разных лет собрались в школе, состоялось торжественное собрание с выступлениями. Собрались и мои одноклассники, те кто находился в пределах республики. Большой компанией мы куда-то пошли, но я была в полной отключке.
- Проснись, - кто-то закричал мне в ухо, - ты со своей математикой вообще уже где?

Наконец, мне удалось решить задачу, вернее, доказать теорему - так ее называл Семен. Написала курсовую со всеми задачами и отнесла преподавателю. Семен не принял мою курсовую, сказал, что пока у него нет времени - он занят, и попросил принести работу к такому-то часу в такую-то аудиторию. Я послушно пришла, постучала и вызвала его в коридор. Семен вышел с тетрадкой в руке.
- Это моя тетрадь с решениями всех теорем и задач, - вручил мне тетрадку Семен, - посмотрите их, можете переписать ответы.
Сам вернулся в аудиторию.

Я держала тетрадь в руке и думала: что с ней делать? Нашла свободную аудиторию и села. Покрутила тетрадь в руке, полистала ее - почерк очень аккуратный, крупный, размашистый, но я не стала искать доказательство той теоремы. Так просидела до конца урока. Когда прозвенел звонок, я стояла у двери той аудитории, где находился Семен. Он вышел из аудитории, я вернула ему тетрадь.
- Вы переписали ответ?
- Нет. Зачем мне ваше решение? - искренне удивилась я, - у меня все получилось. Вы посмотрите, если это неверное решение, значит и оценка будет соответствующая. Или другие задачки вообще не важны?
- Нет почему же они тоже не из легких.
- Ваше решение переписывать я не стану, - и отдала ему свою курсовую работу.
         
Мне было обидно, что я столько времени и сил потратила, а он, даже не глядя на мое решение, фактически сказал: перепиши мое решение и я поставлю тебе пять.

Теперь, спустя много лет, я думаю, что его мужское самолюбие было оскорблено. Наверно, он хотел, чтобы я хвалила его решение и смотрела на него восхищенными глазами, так как это было на первых занятиях его предмета.

Кажется, через неделю он принес наши курсовые и объявил оценки. Прочитал мою фамилию и со вздохом произнес:
- четыре.
По аудитории прошел гул. Семен посмотрел на одного из ребят, которому тоже поставил четыре.
- Ваши четверки совсем разные, считайте, что ваша - тройка по сравнению с ее четверкой.
- Так что же вы ей не поставили больше? – удивился студент.
- Ну это уже другой разговор.
- Все в порядке, - сказала я.

Честно говоря, мне было без разницы - отличницей я не была и стипендию получила бы ту же, если б Семен мне поставил пять. Только я так и не поняла - правильно ли решила ту задачку? Однако спрашивать Семена еще раз уже не хотелось.
- Ты так и не понимаешь что происходит? – спросил Ара.
- Нет, - искренне призналась я.

Последним зачетом этого семестра оказался зачет у Семена, причем по требованию самого преподавателя зачет был назначен уже в притык к экзаменам. Приближался день зачета, Семен напускал туман и можно сказать, что он нас запугивал.
- В этом семестре нет экзамена поэтому зачет я превращу в экзамен, - заявил преподаватель. - Все-таки мой предмет напрямую связан с вашей специальностью.

Наступил день зачета, я опоздала почти на пятнадцать минут. Так получилось – это было не специально, я вообще всегда переживала и приходила к самому началу зачета или экзамена, чтобы войти в аудиторию в числе первых.
- Ты почему опаздываешь? – набросились на меня ребята, - Семен ни у кого не принимает зачет пока ты не придешь. Так и сказал, даже потребовал, чтоб мы позвонили тебе домой.
         
В ту же минуту Семен вышел из аудитории.
- Наконец, вы пришли, что же вы опаздываете? - с упреком сказал Семен, - заходите в аудиторию.
         
Иногда случалось, что в одной и той же аудитории экзамены или зачеты сдавали две группы одновременно. В тот день в одной аудитории Семен принимал у нас зачет, а Бондаренко - преподаватель вычислительных методов, у другой группы принимал экзамен.

Меня Семен засыпал вопросами, я отвечала и он тут же придумывал новые. При этом Семен очень много курил, а я буквально задыхалась от дыма, пепельница была полна окурков. Казалось, он нервничал больше меня.
         
Чувствовалось, что Бондаренко тоже нервничает - он часто вставал, ходил и опять садился и, наконец, его терпение лопнуло.
- Слушай, Семен, может, хватит мучить девочку? - почти рявкнул вдруг Бондаренко. - Ты ее дымом замучил, сколько можно ей кашлять? Я уже у троих принял экзамен, а ты только ей никак зачет не поставишь.
Семен смущенно закашлял и погасил сигарету, взял мою зачетку и поставил зачет.
         
Я вышла из аудитории и вздохнула с облегчением.
- Ну наконец, - укоризненно бросил Ара, который вообще не привык ждать, всегда сдавал первым, а тут пришлось ждать меня.

У меня все-таки сдали нервы и после этого зачета сильно разболелся зуб, щеку раздуло от флюса и мое лицо стало смешно перекошенным. Я стеснялась, закрывалась носовым платком. Буквально через два дня начались экзамены. Четыре экзамена я сдавала почти что письменно, потому что не могла нормально открыть рот. Преподаватели мне сочувствовали, я писала ответы на их вопросы на бумаге. Последним экзаменом оказался экзамен Бондаренко. Думаю, что большинство, если не все студенты Бондаренко, согласятся, что он принимал экзамен, а значит проверял знания студентом его предмета. В то время как большинство наших преподавателей превращали экзамен в допрос с пристрастием. Как правило, эти преподаватели сразу после своего вопроса говорили студенту следующее:
- вы не учили, вы плохо подготовились к моему экзамену.
А, если студенту, несмотря на такую атаку, удавалось ответить на вопрос, то преподаватель говорил следующее:
- вы случайно ответили правильно, поэтому я вам задам другой вопрос.
Таким образом, экзамен длился часами.

Другое дело экзамен у Бондаренко. Он спрашивал по конкретно вытянутому билету. Если студент хотел получить пятерку, то Бондаренко задавал дополнительные задачки по разным темам.

Бондаренко с сочувствием смотрел на меня, наверно, вспоминал тот зачет. Мой флюс сошел буквально перед началом экзамена и я очень легко сдала экзамен, Бондаренко мне поставил четыре с моего согласия.
- Хотите еще задачки порешать, или поставить вам четыре? – улыбаясь, спросил меня Бондаренко.
- Ставьте мне четыре, - согласилась я.

Вот такие страсти кипели вокруг меня, а я никак не верила, что это может быть серьезно.

После сессии, когда флюс окончательно исчез, я пошла к стоматологу.
- У вас внешне совершенно здоровый зуб, - удивился стоматолог.
- Но почему же тогда у меня был флюс и опухшая щека больше двух недель? – спросила я.
Стоматолог послал меня на рентген и, посмотрев снимок, удалил мне зуб.
- Видите, - показал он мне удаленный зуб, - внешне такой красивый, а корни почерневшие. Такое бывает, если вы слишком сильно переживаете.

Все ж я думаю, этот предмет мне принес большую пользу - я научилась быстро находить правильные решения и не только в программировании, но и в обычной жизни. Я очень легко и быстро ориентируюсь в любой незнакомой местности, любой новый город для меня становится привычен, если я возьму в руки хоть на пару минут даже самую общую карту города. Ведь тогда я не просто решала эти задачки, а старалась решить их раньше всех.

 Март 2011г