Индия, 2013. Керала. Две недели в раю. Часть 1

Максим Антошин
Мысль о поездке в Кералу посетила меня в первый раз давно, когда я еще только начинал заниматься йогой. В то время я, как, возможно, и многие начинающие садхаки, заинтересовался древнеиндийской медицинской наукой - аюрведой. Отчётливо помню, как зачитывался книгами в светло-коричневых переплётах на эту тему.
В то время я и узнал о существовании на юге Индии штата Керала – родине древнеиндийской науки, название которой в переводе с санскрита означает «знание жизни».
А около полутора лет назад, и мне стало известно, что несколько наших друзей йогов ездили с Таней Рудневой на семинар в ту самую волшебную Кералу. Вернувшись, они все как один с восторгом рассказывали о поездке. А ещё через несколько месяцев на уроке Таня сказала, что она вновь собирается везти туда группу приблизительно в феврале 2013 и предложила присоединиться.
«Нужно ехать», - твердо решил я тогда.
Поездка в Индию зимой 2013 была еще весьма актуальной для нас потому, что зимой 2012 мы в Индию, по ряду причин не ездили, и уже с сентября организм начал настойчиво требовать лета, солнца, моря и тепла, вызывая в памяти отчетливые красочные картинки с широкими пляжами Арамболя и уютными берегами Анджуны.
Когда примерно в конце октября стали известны сроки проведения семинара, я сразу записал себя и Лену и в тот же день получил «письмо счастья» от Аэрофлота, в котором говорилось о больших скидках на билеты в различных направлениях. К моей радости, Дели входил в этот замечательный список, и я, не задумываясь, и с большим удовольствием приобрел сказочно дешевые билеты. Трудно описать словами чувства восторга, облегчения и, не побоюсь этого слова, блаженства, посетившие меня, когда я получил по электронной почте заветные билеты.
В соответствии с несложным планом, в Дели мы вылетали 6 февраля, а возвращались в Москву 25 числа того же месяца. Немного, но в данных обстоятельствах это было все, что мы могли себе позволить.
К сожалению, радость по поводу предстоящей поездки немного уменьшили два обстоятельства. Как только я купил билеты, выяснилось, что Правительство нашей родной страны перенесло праздничный день с 23 февраля куда-то на майские праздники, кроме того, когда я уже занялся покупкой билетов на внутренние рейсы, то есть из Дели в Тривандрум и обратно, оказалось, что мест на прямые рейсы уже не осталось. Выбор был, как говорится, небогат: с посадкой в Кочи, или с посадкой в Мумбае. Я купил билеты на самолет уже знакомой нам по прошлому путешествию компании «IndiGo» с посадкой в Мумбае и успокоился. Вот, собственно, и все, что касается предварительного этапа.
Нужно сказать, что по мере приближения даты начала семинара, становилось известно, что кто-то из друзей или хороших знакомых собирается примкнуть к нему. В результате к моменту отправления набралась довольно неплохая компания, и это несмотря на то, что не все те, кто выразил желание, поехали.
Время тянулось как всегда долго, однако, или оттого, что на новогодние праздники я ездил в Абакан, или из-за какого-то невообразимого количества дел на работе, само ожидание не показалось мне чрезвычайно томительным.
Наконец наступило заветное шестое февраля.
Утром мы выехали на работу в походной одежде и с рюкзаками. Несмотря на то, что собираясь, я неоднократно акцентировал внимание на том, что вещей нужен минимум, и что все необходимое можно купить на месте и очень недорого, багажа все-таки оказалось немало: большой почти полный пятидесятилитровый походный рюкзак и большой городской (в нем по преимуществу находилась фото- и видеоаппаратура).
На работе по обыкновению вдруг сразу образовалось большое количество вопросов, требующих незамедлительного решения и дел, требующих столь же незамедлительного в них моего участия. Когда же, наконец, все дела были переделаны, а все вопросы решены, как-то неожиданно подошли шестнадцать часов - время нашего планируемого старта. Мы спешно собрались и отправились в путь.
Мы шли, проваливаясь в сугробы, меся снежную кашу ногами, а внутри постепенно становилось тепло от осознания того, что ожидало нас впереди.
Самолет, в котором мы летели в Дели, был традиционно громаден! Интересной нам показалась летящая в столицу Индии публика: юные любители приключений, группа йогов, с преподавателем, еще одна группа пожилых женщин, очевидно практикующих одно из направлений бхакти-йоги, тоже с наставником, команда спортсменок в одинаковых синих костюмах, разнообразные индийцы, по большей части бизнесмены, а также отдельные колоритные трудноописуемые индивидуумы. Вся эта публика и придаёт своеобразный колорит данному рейсу.
В течение практически всего полета мы спали, а в то время когда не спали, следили за экранами, на которых отображалось положение нашего самолета.
В Дели, как того и следовало ожидать,в это время, было холодно. За всё довольно короткое время пребывания там мы так и не сняли свои куртки.
Задерживаться там мы не планировали, однако, покупая билет на самолет Дели — Тривандрум, я заложил побольше времени на стыковку, поскольку «Доместик» находится достаточно далеко от международного терминала. В результате наш самолет прилетел в столицу Индии точно по расписанию. Некоторое небольшое время ушло на прохождение паспортного контроля, получение багажа и обмена денег, и вот мы в самом сердце этой благословенной страны.
В зоне прилета мы нашли кафе с индийской едой и заказали масала досу и масала чай. Затем расположились за вполне новым, но уже изрядно потрепанным столиком на столь же потрепанных стульях и огляделись. Вдоль пустых магазинов сонно двигались хиппово одетые иностранцы, большие индийские семьи с неописуемым количеством багажа и служащие аэропорта в сомнамбулическом состоянии.
Нам принесли наш заказ, причем мне, очевидно, как мужчине, принесли первому. Мы начали есть, ощутили до боли знакомый вкус индийского общепита, и тут — вот оно! То самое незабываемое чувство! Как невыносимо приятно вновь оказаться в Индии!
После этого замечательного завтрака мы еще некоторое время посидели в кафе, сонно наблюдая окружающую среду, затем некоторое время погуляли по зданию аэропорта и, когда на улице стало уже почти светло, вышли наружу и направились к остановке бесплатного автобуса, который за пятьдесят рупий весело повез нас в «Доместик».
По сравнению с 2010 годом сам аэропорт и прилегающая к нему территория сильно изменились. Точнее сказать, международный терминал - вообще новый. В прошлый приезд мы видели его строительство. К новому терминалу подведена ветка «метро», а также несколько автобусных маршрутов. Наш автобус довольно долго ехал по впечатляющим своими масштабами дорожным развязкам и тоннелям мимо целого квартала фешенебельных построек, судя по виду, гостиниц, небольшого состоящего из строений трущобного типа поселка, военной части, и наконец, привез нас в «Доместик».
Оказалось, что его остановка находится ближе к залу прилета, а не вылета, поэтому нам пришлось потратить некоторое время, чтобы найти вход. Благо, в качестве ориентира нам служили темно-синие указатели компании «IndiGo».
Пройдя регистрацию и обычную для Индии длительную процедуру досмотра, мы оказались в уже знакомом нам с прошлого раза зале ожидания. До вылета оставалось больше трех часов, и это ожидание оказалось томительным, главным образом из-за ставшего к тому времени весьма сильным желания спать. Мы развлекались, как могли: ели, пили, исследовали местные магазины. Я даже пытался спать, но на установленных в холле сиденьях это оказалось практически невозможным.
Наконец настало время посадки. Автобус долго возил нас по летному полю и, наконец, остановился у разлинованного синими полосами «Аэробуса».
Внутри самолета все было, в общем, привычно за исключением того, что расстояние между рядами кресел меньше, чем на российских авиалиниях. Возможно, сказалось обычное стремление индийцев впихнуть максимальное количество людей в любое транспортное средство.
Как только самолет взлетел, я практически разу же уснул и все три с небольшим часа лёта до Мумбая проспал. Проснулся я от того, что стюардессы громко и настойчиво призывали всех пристегнуть ремни и приготовиться к посадке. Некоторое время наш самолет летел над свинцового цвета морем в черточках небольших кораблей и лодок, затем под окном поплыл знакомый залив, игрушечные коробочки домов, а затем, по мере снижения, все постепенно становилось более реальным и большим. Наконец, появились ангары и прочие постройки аэропорта, и наш воздушный лайнер покатался по разлинованному разноцветными линиями полю.
В Мумбае, как я понял, тоже построили новый терминал и реконструировали взлетные полосы. При этом, как ни странно, трущобы, находящиеся в непосредственной близости от аэропорта, те самые, что привели нас в состояние шока в 2009 году, никуда не делись, и даже практически не уменьшилась в размерах. И вообще, судя по тому, что мы увидели с воздуха, знаменитых трущоб в Мумбае еще много.
Из самолета нас не выпускали. Просто те, кто летел до Мумбая вышли, а те, кто летел от Мумбая до Тривандрума сели на освободившиеся места. Вот и все. Мы продолжили свой путь в столицу штата Керала.
Второй участок пути до Тривандрума мы тоже проспали и проснулись, когда самолет стал заходить на посадку.
Картина, которую мы увидели через иллюминаторы заходящего на посадку самолета, была радикально иной. Самолет летел вдоль береговой линии над, в буквальном смысле слова, лесом из пальм, из под плотных крон которых изредка выглядывали крыши домов
- Неплохое местечко, - подумал я тогда. – Райское…
Тем временем самолет снизился и покатился по взлётной полосе.
На пороге самолёта нас обдало горячим и влажным дыханием Кералы.
Небольшой автобус отвез нас в здание местного «Доместика». Мы получили багаж и направились на стойку препэйд такси, которая находилась прямо на выходе.
Индиец в окошке знал отель "Пикок". Он выписал нам квитанцию на 500 рупий и мы направились в выходу.
Выехав с территории аэропорта, наше такси поехало по кривым, узеньким улочкам. Пейзаж, который мы увидели за окном такси по пути в отель, оказался довольно неприглядным. В том смысле, что мы ехали по пригородной территории, основательно замусоренной, застроенной ветхими, убогими строениями. Особенно плохое впечатление на меня произвело большое поле, точнее, пустырь, границы которого были завалены мусором. Кажется, с одного его края была грязная канава, и в целом все вкупе создавало весьма неблагоприятное впечатление.
— Да, — сказал я тогда Лене. — Это примерно как в Тамил-наду, или даже похуже.
Постепенно пригород закончился, и мы выехали на относительно широкую дорогу, затем миновали мост и въехали в другой населенный пункт, как я предположил, в Ковалам.
Такси оставило позади несколько колен узенькой улочки, которая вдруг забрала резко вниз, проехало еще метров сто и мягко вкатилось во двор нашего отеля.
Мы выгрузили вещи, отпустили водителя и огляделись.
Отель "Пикок" представляет собой два трехэтажных основательных корпуса. Судя по дизайну, они построены в разное время и один из них - сравнительно недавно.
Корпуса стоят буквой "Г" по отношению друг к другу. Над одним из них — "Йога шала" — зал для занятий йогой. К другому корпусу пристроен капитальный навес, под которым находится своего рода кафе или место для посиделок. Обычно здесь отдыхали наши после процедур, но иногда захаживали итальянцы и французы.
Вот и сейчас там находились двое знакомых йогов уже вполне загоревших, что косвенно свидетельствовало в пользу того, что они здесь не первый день. Я некоторое время порасспрашивал их о местной жизни, а затем, получив некоторую первичную информацию, мы приступили к заселению.
Мы, точнее Лена, выбрала угловую комнату на первом этаже в старом корпусе. Выбрала потому, что из всех помещений, которые нам показали, эта оказалась самой прохладной.
Наш номер представлял собой довольно большую комнату квадратной формы, из которой был вырезан квадрат санузла. В нем было две широких составленных вместе кровати, над которыми — большой полог от комаров, обязательный вентилятор на потолке, два видавших виды кресла, обтянутых шерстяной тканью малинового цвета, журнальный столик и обычный деревянный стул, крашенный масляной краской. Помимо этого в номере было два больших самодельных «встроенных» шкафа, каждый — с двумя отделениями. В санузле, выложенном светло-оранжевой плиткой, — туалет европейского типа, душ с горячей водой и умывальник с холодной. Все, в общем, как и весь корпус, далеко не новое, но вполне пригодное для использования. Впоследствии, правда, выяснилось, что в новом корпусе жить менее комфортно из-за того, что он выстроен не из камня, как старый, а из кирпича, поэтому в жару в нем жарче.
Отель «Пикок» известен широкой йоговской общественности благодаря тому, что в нем ежегодно проводит свои семинары звезда аштанга виньяса йоги итальянский гуру Лино Миеле. Вслед за ним это место стали осваивать уже отечественные последователи этого стиля, а потом и остальные йоги.
Находится отель в глубине поселка, или, если выразиться туристическим термином, на четвертой или пятой «линии», чем объясняется относительная дешевизна его номеров. До океана и клиники мы добирались за несколько минут, но это, однако, не представляло никаких неудобств. В непосредственной близости находится несколько точек местного общепита, а на расстоянии примерно минутной ходьбы — минирынок с фруктами, овощами и прочими мелочами.
Переодевшись в летнюю одежду, я пошел посмотреть на океан, а Лена стала разбирать вещи.
Вся территория Ковалама плотно усажена различной растительностью. Преобладают кокосовые пальмы, но есть и много других растений, которые растут у нас дома в горшках в качестве комнатных. Застроено все хаотично, и с первого раза довольно трудно разобраться в хитросплетении проходов и переулков.
Ведомый вперёд лишь интуицией и пространными ответами скучающих служащих-индийцев, дремавших на порогах кафе и ресторанов, я, наконец, вышел к океану. Вышел как раз напротив Маяка, давшего название пляжу – «Lighthouse Beach».
Вообще в Коваламе два пляжа: один – основной, находящийся между двумя каменными мысами, на одном из которых стоит Маяк; на другом – невысокая двухэтажная башенка непонятного (мне) назначения. Этот пляж представляет собой широкую в отлив и узкую в прилив полукруглую песчаную полосу суши.
Вдоль пляжа выстроена своего рода набережная с протянувшимися сплошной линией ресторанчиками, лавками торговцев, гестхаусами и отелями. По вечерам набережная является местом променада и шопинга для курортной публики.
Второй пляж находится за круглой башенкой. Там всегда было большое количество рыбацких лодок, а также базировались лодочники, катающие приезжих индийцев за плату. На этот пляж мы не ходили.
На другой день начался наш семинар. После дороги длиной в сутки тело сопротивлялось, однако через час занятий всё вошло в свою колею.
Занимались мы всего один раз в день, зато очень долго и интенсивно. Начиналась практика рано, в 6.00 асанами, которые длились три часа. Затем был традиционный перерыв на чай, и после него – час пранаямы. Другая конфигурация занятий была вряд ли возможной, по той причине, что процедуры были у всех в разное время.
Публика, участвующая в семинаре, собралась, как и всегда бывает в таких случаях, оказалась самой разнообразной, начиная от учителей и практиков с большим стажем занятий и заканчивая новичками, решившими начать заняться йогой на этом семинаре.
Такова уж особенностей семинаров ведущих преподавателей йоги Айенгара, что на них, помимо примкнувших новичков, собираются совершенно определённые люди – «тусовка» в хорошем смысле этого слова.
Вот и на этот семинар к Татьяне Рудневой собрались главным образом хорошо знакомые друг с другом люди. Многих их них я знал к тому времени по пять–шесть лет. Соответственно, и атмосфера на семинаре была теплой и дружественной. Что же касается самого семинара, то был он, как того и следовало ожидать, выше всяких похвал. опытным практикам нагрузки вполне хватило, а для новичков она не была избыточной. При этом глубина работы была такова, что садхаки занимающиеся давно, продвинулись в практике, а новички получили новые, думаю, весьма полезные для них ощущения. Словом, для многих, если не для всех, эта практика, по моим представлениям, была как раз тем, что им было нужно в данный момент. Во всяком случае, таковы мои личные ощущения. Спасибо Татьяне.
На второй день, после практики Татьяна повела нас с Леной в клинику.
Когда мы собрались ехать в Кералу, у нас было весьма приблизительное представление о клинике, докторе ее возглавлявшем, а также о средствах и методах, которые сотрудники этой клиники использовали. Мои познания на эту тему базировались, главным образом на рассказах побывавших здесь людей, а также на почерпнутых из книг познаниях о панчакарме.
Пройдя за Таней, как нам тогда показалось, по очень сложному лабиринту проходов, обрамленных разнообразными торговыми точками, мы оказались около красивого трехэтажного здания из красного кирпича с заботливо ухоженной территорией вокруг.
Мы вошли внутрь, оставив на пороге свои шлепанцы. Внутри клиники царил приятный полумрак. Каменный, цвета мокрого асфальта пол был покрыт тонким слоем масла, и это ощущали наши стопы. Почти сразу у входа находится стойка ресепшена, за которой было несколько человек. А прямо перед стойкой стоял солидного вида индус в белой рубашке, которого мы с Леной и приняли за доктора Унни. Таня перебросилась несколькими словами с людьми за стойкой, и нам сказали, что нужно немного подождать. А через несколько минут к нам подошла миниатюрная симпатичная девушка-доктор и отвела нас в небольшую комнату «для консультаций», как гласила табличка на двери.
Она внимательно расспросила нас о наших недугах и тщательно зафиксировала все в медицинской карте – листке лимонно-желтого цвета.
Затем нас отвели в своего рода зал ожидания — открытую веранду со скамейками по периметру. Там к нам несколько раз подходили различные индийцы и что-то спрашивали, а мы отвечали. Наконец, ко мне подошел крепкого телосложения молодой человек очень серьёзного вида в оранжевого цвета дхоти, взял мою карту и пригласил последовать за ним.
Как выяснилось позже, серьёзный молодой человек – мой «терапист» Алёша, а подходивший перед этим моложавый индиец высокого роста в бордовом с золотой полосой дхоти – сам доктор Унни.
Непосредственно процедуры я описывать не буду. О них уже достаточно написано другими авторами. Ограничусь лишь замечанием о том, что массажи в клинике доктора Унни производят очень сильный эффект. Прямым их следствием, как минимум является глубокое расслабление тела и ума, а для пациентов из заснеженной России это едва ли не самое главное.
Разумеется, наиболее продуктивной по силе воздействия для меня, как впрочем, и для всех наших, была широдхара. Эта процедура состоит в том, что пациенту, лежащему на спине, на лоб льют тоненькой струйкой теплое масло из специальной чаши. Длится всё это действо примерно тридцать минут, но это очень приблизительно, поскольку на его протяжении совершенно теряешь счёт времени.
Во время первой процедуры я так расслабился, что меня буквально «унесло» в какие-то неведомые миры. Трудно описать это зыбкое состояние на границе сознания, бытия на размытой грани между сном и бодрствованием. Состояние после процедуры характеризуют слова «полный покой» или «шанти».
Однако не всё так просто. После второй-третьей процедур  многие ощущали психологически дискомфортное состояние. «Выходит негатив» определяли его наши. При этом в поведении большинства ощущалась определённая агрессия. Примерно после четвертой процедуры «отпускало».
После цикла широдхары у меня появилось даже своего рода чувство защиты: как будто на лоб надвинут прочный щиток, защищающий мозг от всякого рода «выносов».
По окончании процедур «Тераписты» выдали нам фирменные сумки с логотипом клиники, в которых была памятка на русском языке, а также кусок ткани, который использовался в качестве сари или дхоти в зависимости от пола. Мужчинам – зелёный; женщинам – коричневый.
Все в масле в мы вышли из клиники и окончательно слились с местной публикой.
Нужно сказать, что публика в Коваламе достаточно сильно отличается от гоанской. В первую очередь тем, что здесь гораздо меньше разгульного народа, приехавшего, как говорится, "оттянуться". Возможно, поэтому здесь практически нет шумных дискотек и вечеринок. Здесь также почти нет старых хиппи. Подавляющая часть местной публики — йоги и пациенты многочисленных аюрведических клиник, причем большая часть совмещает две эти ипостаси.
Пациентов клиник можно узнать по своего рода одинаковым cари (женщин) и дхоти (мужчин) когда они возвращаются с процедур (тритмента); йогов — по коврикам и соответствующей одежде. Если же говорить в общем, то публика в Коваламе довольно специфическая.
Не обошлось, конечно, без вездесущих европейских пенсионеров, главным образом из Англии и Голландии, а также некоторых стран северной Европы, часами посиживающих с пивом в ресторанах на набережной. Этих ребят можно встретить практически в любом уголке нашей планеты.
Русских, в смысле российских, в Коваламе не очень много и большая их часть относится к названным выше двум категориям.
Встречаются, правда, иногда русскоязычные персонажи из бывших братских республик, в основном, Украины, но их совсем немного.