Окончание квирту и первое назначение. Гл. 1-я

Александр Зубков 2
 
   

    Глава 1-я. Окончание учёбы и отъезд из училища. 

    Сентябрь 1958 года, защищаем дипломные проекты.  Наконец-то,  всё позади. Сдача экзаменов зимней сессии, преддипломная практика на Горьковском радиозаводе им. В.И.Ленина, месяц войсковой стажировки в радиотехническом полку в г.Андреаполе, Великолукской области, стажировка на полигоне  возле села  Лютеж, Киевской области, сдача зачётов и экзаменов, дипломное проектирование  и, наконец, защита диплома. Чувство свободы и грусти владели мной в эти дни. Было грустно от сознания, что покидаем КВИРТУ, расстаёмся с друзьями, с которыми учились и находились постоянно вместе все эти четыре года. Было грустно ещё от сознания, что закончился беззаботный период жизни, когда все проблемы решались за тебя  твоими командирами.  Тревожили  мысли о том, как сложится будущая  жизнь. Куда занесёт судьба,  справлюсь ли с проблемами, которые обязательно будут возникать.
     В мае месяце неплохо выступил на первенстве КВО по пулевой стрельбе. Установил несколько рекордов училища, был ведущим в своём виде спорта. Как-то встретив меня в корпусе училища, начальник кафедры физкультуры и спорта подполковник Лаврик Ю.К. спросил:
     - Ты где думаешь служить после окончания училища? Генерал разрешил оставить в училище 10 ведущих спортсменов.
     - Хотел бы в Приволжском Военном Округе,  - ответил, по молодости и глупости, не понимая, какое мне сейчас делается шикарное предложение.
     -Тогда, ладно, -  произнёс Юрий Константинович, и пошёл по своим делам. В училище, на нашем курсе ведущих спортсменов было намного больше, чем 10 человек. Так что, у него болела голова, кого же оставить?
     В последние дни мы активно обменивались адресами родителей друг  с  другом, понимая, что это единственная возможность связаться через несколько лет.
     В понедельник  29 сентября, нам  объявили о присвоении Приказом Министра Обороны всему выпуску званий инженер-лейтенантов.  В этот же день,  группами посетили вещевой склад.  Там каждому выдали:
 - две пары летнего и одну - зимнего белья;
 - брюки в сапоги, брюки на выпуск к ботинкам;
 - три рубашки, кители парадный и повседневный, пошитые индивидуально;
 - три пары обуви (ботинки, хромовые и яловые сапоги). К сапогам выдали три пары портянок. Впоследствии, я их использовал в качестве пелёнок для ребёнка;
 - две шинели (повседневную и парадную), так же пошитые индивидуально;
 - ремни, полевые сумки, фуражку, зимнюю шапку-ушанку, байковое одеяло, чехол для матраса, две  наволочки для подушек и прочее имущество. Всё полученное  еле уместилось в чехле для матраса. Получился  громадный мешок, который с трудом на горбу  дотащил в казарму. Весь вечер, до глубокой ночи, пришивал погоны на кители и шинели.  Разбирался с полученным имуществом.
      В среду 01 октября, после завтрака, снова строем, нас, уже одетых в форму лейтенантов, отвели в административный корпус. Там,  в вестибюле третьего этажа, вручили удостоверения, дипломы и нагрудные знаки (академические ромбы). При вручении, начальник училища генерал-майор Т.И.Ростунов каждого поздравил и пожелал успехов в службе. На  факультете у нас было около 250 человек.   От наших крепких рукопожатий ему вскоре стало плохо, у него побледнело лицо. Начальник курса подполковник М.А. Овчаренко стал проходить вдоль строя и шептать каждому:
     - Не жмите генералу руку с усердием, имейте совесть.
Но  призыв нашего курсового командира  к совести никого не вразумил. Каждый из выпускников старался с генералом обменяться крепким, мужским рукопожатием…
     После обеда всем выдали увольнительные записки и разрешили пойти в город по делам. Было смешно,  к удостоверению офицера  каждому ещё выдали увольнительную записку. Наши командиры не знали, что с нами делать сразу после того, как нас переодели из курсантской,  в офицерскую форму.  Мы были третьим выпуском из училища, но уже первыми, получившими звание при окончании .  Предыдущие два выпуска к окончанию училища уже имели звание техник-лейтенантов.  Многие из них имели семьи и жили в городе на съёмных квартирах.  А вот за нас командиры опасались, как бы эта «молодая орава»  лейтенантов, выпущенная в одночасье на «волю» не загуляла и не оказалась в комендатуре.
     Мы с Николаем Андреевым, моим товарищем, поехали на Крещатик в универмаг, где купили по чемодану и по три пары трусов, маек и носков. После выдачи  имущества,  нам предложили сдать майки и трусы, которые были обменным фондом  во время учёбы.  Среди выданного  нам белья были только по три пары кальсон и фланелевых рубашек, но трусов нам не дали,  а все годы учёбы мы обувь одевали на портянки. В общем, получили  дипломы инженеров, погоны лейтенантов, но остались босыми и без трусов.  Пришлось переодеться в полученное бельё, а хромовые сапоги одеть на выданные портянки.  В начале октября погода в Киеве была   тёплая.   Ходить в белье было жарко и неудобно. Второй чемодан мне был просто необходим, так как всё полученное имущество не помещалось в мой небольшой старый чемодан.
     Утром  02 октября   в казарме, вывесили список нашего распределения. Всех куйбышевцев, кроме меня,  направляли в распоряжение Куйбышевской армии ПВО. Меня же направили в Ташкентский Отдельный Корпус ПВО вместе с Мутаном Алшимбаевым и Рустамом Бурхановым. В числе направляемых в Куйбышевский Корпус ПВО, был Рудик Сергеев. Он  не возражал поехать в Ташкент. Мы с ним пошли на приём к генералу, председателю комиссии, и попросили обменять наши  распределения, мотивируя состоянием здоровья моих родителей.  Генерал, поначалу, доброжелательно выслушал  нас. Записал наши фамилии, и попросил прийти на следующий день к 12-00. Ровно в 12-00, на следующий день, мы с Сергеевым  явились к генералу.  Его вчерашняя доброжелательность испарилась полностью. В очень жёсткой форме генерал сказал:
    - Так вот, лейтенанты. Сначала,  послужите, лет 25  там, где необходимо родине, а потом будете выбирать, где Вам служить дальше. Так и ушли мы с Рудольфом ни с чем.
    Вечером этого же дня нам объявили, что 4 октября, в субботу, в 13 часов, в Октябрьском Дворце  состоится торжественное заседание по случаю окончания училища
А в 18-00  в ресторане «Динамо» будет банкет. Командиры отделений должны были собрать деньги на каждого выпускника и приглашённого «того парня». Я  позвонил своей девушке  Наташе Романенко, с которой встречался с мая 1954 года и предложил провести этот вечер вместе. Дело в том, что в последнее время из-за обоюдных глупых амбиций мы поссорились. Поначалу, Наташа мне заявила, что она не сможет в этот день быть со мною. Но мне удалось найти убедительные аргументы и получить её согласие на наш прощальный вечер. Я уже знал, что направляюсь в распоряжение командира Ташкентского отдельного корпуса ПВО,  в/ч 78441.  Мне тогда казалось, что это наша последняя  прощальная встреча.
     И вот наступила суббота, 4 октября. В Октябрьском Дворце прошло торжественное заседание.  Командиры нас поздравляли с окончанием, желали  успехов в службе,  в личной жизни. Ведь некоторые выпускники уже имели жён и детей.
     А вечером весь ресторан «Динамо» был заполнен выпускниками КВИРТУ. Нас, закончивших училище, было 445 человек.  Почти с каждым  была девушка. С нами были курсовые командиры и командование училища. Присутствовали на этом вечере и представители командования Киевского Военного Округа и Главкома ПВО.  В общем, на торжественном обеде в ресторане «Динамо» оказалось  более тысячи представителей КВИРТУ.  Ресторан  закрыли на «спец. обслуживание».
     В самый разгар вечера в ресторане, вдруг, появился молодой актёр Олег Борисов со свитой своих друзей.  На экраны страны только вышел фильм «За двумя зайцами» с Олегом Борисовым в главной роли и он в эти дни был необычайно популярен. Поэтому, Олега с его компанией пустили в ресторан и организовали для них свободный столик.
     Узнав, кто и по какому поводу гуляет, Борисов  громко  произнёс тост, пожелав всем выпускникам «счастливого плавания по океану жизни и преодолению всех штормов и бурь». Некоторые ребята и девушки, используя момент, выстроились  в очередь  к   Олегу  за автографом. Он никому не отказывал.  В этот вечер в ресторане лилось рекой шампанское, а комендант Киева, герой Советского Союза полковник  Кошмяк танцевал Рок-н-Ролл с девушками выпускников. Одним словом, вечер удался на славу.
     После вечера,  проводил  Наташу  домой и мы попрощались.  Думали,  что  навсегда.  Мы тогда  не могли предположить, что ещё когда-либо встретимся.  Но жизнь распорядилась иначе.  В марте 1960 года, я приехал в Киев из туркменского города Мары, мы с Наташей поженились  и уехали вместе к месту моей  службы. Впрочем, это уже совершенно другая,  отдельная   история.
     На следующий день с моим другом, Валентином Захаровым,  в ресторане «Лейпциг»  поужинали и попрощались.
     В понедельник, 6 октября, уехала первая партия наших ребят в Москву, в распоряжение Главного Управления Кадров МО СССР. А ещё через день, наш курс построили на третьем этаже  административного корпуса и начальник факультета полковник  Б. Д. Леонов,  произнёс такую речь:
     - Вы можете уехать из  училища,   не позоря его?
Весь строй замер, не понимая, что произошло.  Кто-то робко спросил:
     - А что произошло?
И  Борис  Дмитриевич  рассказал:.
     - Позавчера уехала первая партия в Москву. Всем были куплены билеты на поезд Львов – Москва. К 18-00 поезд стоял на перроне для посадки на  2-м пути. Напротив, на этой же платформе, на 3-м пути, стоял поезд Москва – Львов. Отправлялись они практически одновременно. Инженер-лейтенант Попов Владимир Сергеевич пришёл на перрон после «дружеских проводов».  Он  вошёл в свой вагон,  но поезда Москва – Львов, положил свои вещи в своё купе и вышел на перрон погулять и «подышать воздухом». В  это время,  на перроне появились другие выпускники КВИРТУ, которые ехали также в Москву.   Поскольку, до отхода поезда оставалось  5 минут, они увлекли Попова в вагон, но уже в свой поезд,  Львов – Москва.  Когда поезд отправился со станции Киев и был уже в пути, не совсем трезвый лейтенант Попов обнаружил, что его вещей в купе нет.  Был вызван  бригадир поезда и, после  недолгого разбирательства, выяснили, что лейтенант Попов поехал в Москву, а его вещи отправились во Львов. Пришлось бригадиру поезда связываться с  военным комендантом ближайшей станции и давать телеграмму во Львов для снятия вещей выпускника КВИРТУ и отправки их в Москву.  Инцидент стал известен коменданту Киевского гарнизона, который сообщил об этом начальнику училища.
     Свою речь полковник Леонов закончил тем же вопросом:
     - Так я вас спрашиваю,  можете уехать без няньки из училища и не позорить его?
В наступившей тишине чей-то голос робко сказал:
     -Постараемся, товарищ полковник.
 Взрыв хохота разрядил напряжённую обстановку.
      Мы с Сашей Кашинцевым и Юрой Кирпичёвым поехали на Киевский вокзал, где  взяли билеты на 7-е октября в одно купе на поезд Киев – Павлодар, который шёл через Поволжье, Саратов и Куйбышев (ныне Самара). У меня был отпуск до 16 ноября. А 17-го надо было явиться в отдел кадров Ташкентского корпуса ПВО.   Прощай КВИРТУ. Что нас ждёт впереди?

         Продолжение следует.