Сто тонн тротила

Александр Соханский
     4 июня 1988 года. 9 часов 30 минут. Товарный поезд на небольшой скорости подходил к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги. В двухстах метрах от неё находился железнодорожный переезд с опущенным шлагбаумом, перед которым выстроились колонны легковых и грузовых автомобилей. Водители и пассажиры видят, как мимо них проходит локомотив, за ним первый вагон, второй, третий… И вдруг всё тонет в ослепительной вспышке.
     Взорвавшиеся на переезде три вагона с промышленными взрывчатыми веществами, предназначенными для горняков, геологов и строителей, вызвали громадные разрушения и человеческие жертвы.
     Мощный взрыв 120 тонн взрывчатки поднял в воздух сотни кубометров грунта, разбросал стоящие на переезде грузовые и легковые автомобили.
     Создавшуюся после взрыва картину разрушений можно было сравнить только с фильмами о войне. В результате взрыва полностью разрушены пять вагонов и локомотив, 250 метров железнодорожных путей. На месте взрыва образовалась воронка глубиной 26 метров и диаметром более 50 метров.
     Вблизи железнодорожного полотна более 150 домов были разрушены или вообще снесены, далее от центра взрыва находилось более 250 зданий с выбитыми стёклами, вырванными рамами, снесёнными крышами. Впоследствии выяснилось, что без крова остались 600 семей.
     Сильно пострадал железнодорожный вокзал, на котором была разрушена крыша, выбиты окна. На путях загорелся железнодорожный состав.
     Получил повреждения расположенный вблизи газопровод среднего давления, по которому газ подавался в пригородную деревню. Местное радио передало объявление: гражданскому населению срочно покинуть опасную зону – возможен второй взрыв, теперь уже газа из повреждённого газопровода. Оперативное вмешательство служб горгаза предотвратило возникшую опасность.

     Без промедления в ликвидацию последствий аварии включились пожарные, медики, работники милиции, местные власти.

     В разрушенных домах искали оказавшихся под обломками пострадавших. Люди со страхом и надеждой смотрели в сторону работающих спасательных команд, извлекавших из плена завалов тела людей. Кто они, найденные люди? Кому плакать по мёртвому, а кому радоваться хотя и раненому, но живому?
     В грузовики загружали оставшееся в целости имущество попавших в беду людей, чтобы отвезти к родным и знакомым, на предприятия и в организации, в которых выделили места для его хранения.

     На помощь арзамасцам прибыли специалисты из Горького, близлежащих городов и районов, 20 хирургических бригад прислала Москва.

     В больницы Арзамаса поступило 174 пострадавших, кроме того 43 человека доставлены в Горький в больницы и институт травматологии и ортопедии.  Состояние большинства этих людей очень тяжёлое и медики делают всё возможное, чтобы спасти им жизнь. Многие арзамасцы безвозмездно дали пострадавшим свою кровь. В арзамасских больницах работают 40 опытнейших врачей Горьковской области. Кроме того, арзамасским медикам оказывают помощь московские специалисты. Всё это вселяет надежду, что печальная статистика жертв уже не будет пополняться.
     В аварии погибло 73 человека, среди которых были дети. За медицинской помощью обратилось свыше 700 человек.

     Сразу после взрыва на месте аварии работали более десяти экскаваторов и бульдозеров. Они заваливали грунтом огромную воронку, которая образовалась на месте взрыва, убирали отсюда изогнутые куски оставшихся железнодорожных рельсов, остатки вагонов, искорёженный локомотив, груды металла, шпал и другого мусора.
     Воронка от взрыва была засыпана в первый же день. А на следующий день возобновилось движение поездов по уложенным путям.

     Поставлена задача до 1 ноября обеспечить свыше 700 семей благоустроенным жильём. А пока некоторые нашли приют у родственников, остальные размещены в городской гостинице и общежитии кооперативного техникума. Всем им будут предоставлены новые квартиры, возмещён материальный ущерб. Городские власти, трудовые коллективы предприятий и организаций сделают всё возможное.
     Для временного размещения лишившихся крова людей сюда доставлены из Вятских Полян разборные домики. Для их сборки и установки требовались считанные дни.
     На помощь в Арзамас прибыло более двух тысяч строителей, оснащённых техникой, и добровольный строительный отряд свыше шестисот человек. Ремонтно-восстановительные работы контролирует специальный штаб по строительству и материально-техническому снабжению.
     В город идут грузы со стройматериалами, оборудованием. С Борского стеклозавода бесперебойно поступает оконное стекло, которого потребуется не менее 400 тысяч квадратных метров.

     7 июня жители Арзамаса проводили в последний путь своих земляков, погибших в результате аварии.

     По факту взрыва возбуждено уголовное дело
 
     Как известно в трёх вагонах находились промышленные взрывчатые вещества. Порядок перевозки таких грузов определён особыми правилами. По действующему положению пригодность вагонов определяет отправитель-изготовитель. Он же отвечает за их подготовку. Железная дорога должна в сохранности доставить этот груз по назначению.
     На протяжении всего пути состав сопровождали стрелки военизированной охраны МПС СССР. Последнего заступившего на пост стрелка должны были заменить на станции Арзамас-1. Стрелок находился в задней кабине тепловоза.
     Сразу же за локомотивом были прицеплены три вагона с взрывчатыми веществами. Один из них с деревянным кузовом и два цельнометаллических. Удар взрывной волны  пришёлся как раз в в хвостовую секцию тепловоза. Стрелок охраны погиб. Машинист и его помощник были извлечены из тепловоза в тяжелом состоянии. Оба получили сотрясение мозга.

     Предварительное расследование показало, что со стороны железной дороги никаких отступлений не было. И приём и транспортировка осуществлялись в соответствии с инструкцией. Тепловоз был исправен. Учитывая характер данного груза, можно предположить, что взрыв мог произойти от высокой температуры или от детонации. Если бы возник пожар во время пути, то стрелок заметил бы огонь и принял меры.
     Комиссией установлено, что ранее, ещё до отправки этого состава, допускались существенные отклонения от принятых норм при отгрузке таких взрывчатых веществ. Трудно пока сказать, были ли нарушения при загрузке взорвавшихся вагонов, но имеющиеся сведения будут учтены комиссией в дальнейшем расследовании.
     Расследование аварии продолжается. Ситуация очень сложная, предстоит тщательный анализ обстоятельств и причин взрыва.
     Правительственной комиссии предстоит выяснить, кто конкретно виноват в том, что весь этот опасный груз взорвался в пути в черте большого города? Какие есть гарантии, что такое не повторится? Отчего так часты стали происшествия на железной дороге?


Изложение материалов газет «Известия», «Труд» за 1988 г. из архивов автора.