Душа общества

Пятигорский Реувен
Почему, не знаю, но многие полагают, будто способность нравиться окружающим выгодна исключительно обладателю самой этой способности. По теории общения, разработанной Карнеги, так оно и есть. Но с точки зрения Торы, это полезно не только самому человеку, но и всему обществу, всей общине.
Другими словами, каждому из нас необходимо быть тем, кого все любят. Это, можно сказать, социальная роль любого из нас, а не редкая особенность отдельных нестандартных личностей.
И действительно, без тех, кто устанавливает внутри социума дружественные связи, общество вырождается и разваливается. И тогда (ндБ) всем становится плохо. Вывод: социальная роль приветливого и открытого человека необходима везде, где люди вступают в контакт друг с другом.
А если вы скажете, что надо быть тем, кто ты есть, а все остальное притворство и лицемерие – то нельзя не согласиться! Но кто сказал, что такое притворство запрещено? Оно очень даже не запрещено! Оно очень даже приветствуется.
Потому что, во-первых, свидетельствует, что вы любите людей, выполняя тем самым заповедь Торы[1].
Во-вторых, помогаете людям, – а это, действительно, самое настоящее выполнение императива Торы "люби своего ближнего".
А теперь топик, сконструированный на основе мини-заметки рава Зелега Плискина.
 
Об умении быть тем, о ком говорят: душа-человек
 
Не надо разговаривать с людьми, как с роботами. Даже если мы вступаем с ними в чисто деловые контакты.
Некоторые беседуют вполне корректно и уважительно, но производят впечатление черствых людей. С такими "сухарями" никто не будет искать дружественных контактов.
Требуется еще и сочувственное отношение к окружающим – независимо от их статуса.
При этом надо знать, что сочувствие – это не только сострадание. Сочувствовать и сопереживать можно и человеку, который чувствует себя вполне уверенно – но у которого есть проблемы. Вступая с ним контакт, проявим максимум человечности – и увидим, как он преобразится. (Понятно, что "лезть в душу" тоже не стоит. У каждого есть свой, частный мир, нарушать границу которого без приглашения, в принципе, запрещено.)
Например, человек чем-то озабочен. Дадим ему понять, что его состояние не оставляет нас равнодушным. Он несколько замкнут? Не такой, каким был вчера и третьего дня? Поможем ему раскрыться, вернуть былое настроение. Для этого будем с ним чуть более мягкими, чем того требует ситуация. Наша искренность и сердечность помогут ему восстановить свое мироощущение. А иногда – превратят его в нашего верного друга.
В друга можно превратить даже того, о ком идет слава как о человеке трудном, неуживчивом и упрямом.
Недаром опыт многовекового еврейского существования свидетельствует, что лучший способ обезопасить себя от вражеских козней – это превратить врагов в друзей. Обратите внимание, не просто лишить их возможности творить козни – этого мало, а в корне изменив их отношение к нам.
Но главное, дружеское расположение к другим дает пример окружающим – как надо себя вести. От этого выигрывают все.
Итак, будем развивать в себе такое умение. Да, оно требует времени, терпения и решимости сделаться лучше. Однако это и есть выполнение заповеди Торы: "Полюби других, как себя".
Кто сказал, что это легко? Но награда! Какая замечательная награда нас ждет уже в этой жизни.
** **
Важное приложение!
И особенно надо стараться быть мягким и легким в семье. Чтобы не попасть в категорию "семейных тиранов".
Что для этого надо делать тем, кто-таки угодил в названную категорию?
Для начала будем стараться прощать своих домашних за их плохое настроение. (Если оно по нашей вине – извинимся и исправимся; если не по нашей – потерпим. А еще лучше – поможем поднять настроение тем, кого мы любим.)
И в то же время будем очень и очень стараться не показывать свое плохое настроение. От его демонстрации никто не выиграет, а проиграют (ндБ) все.
**
Для любителей Гемары
Даю отрывок из Таанит 22а. Если наберется полминьяна желающих, переведу.
 
;' ;;;;; ;;;;; ;;; ;;;; ;;;;; ;;; ;;; ;;; ;;;; ;;;;; ;;;; ;"; ;;;; ;;;; ;;;; ;; ;;;; ;;;; ;"; ;; ;;;;; ;;;; ;;; ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;; ;;; ;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;"; ;;; ;; ;;;; ;;;; ;;; ;;; ;;;;; ;"; ;;; ;;;;; ;"; ;;; ;;;;;; ;;; ;;;; ;;;; ;"; ;;; ;;;;; ;"; ;;;;;;; ;;; ;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;;;; ;;;;;;; ;;; ;;; ;;;; ;; ;;;; ;;; ;;;; ;;;; ;;;;;; ;; ;;;;; ;; ;;;;; ;;;;; ;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;; ;;;;;;; ;; ;;;; ;; ;;;; ;;;; ;;;;;; ;;; ;;;;; ;; ;;;;; ;;;;;;; ;;;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;; ;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;
Темы Торы, Мусар

[1] Речь, конечно, не идет о шутовстве и беспричинном "ломании дурака". Такое поведение Тора, безусловно, осуждает. См. трактат Брахот, 30б-31а.