В. В. Маяковскому

Ольга Реймова
 Фото: 19 июля 2013 года встреча с Маяковским у Константина Кедрова. Встреча проходила в Музее Москвы. Все читали стихи Маяковского и свои стихи на эту тему.

                Он вечный!


                Я хочу быть понят моей страной,
                а не буду понят — что ж,
                 по родной стране пройду стороной,
                 как проходит косой дождь.
                В. Маяковский

        В этом году (2013 год) сто двадцать лет со дня рождения русского советского поэта Владимира Владимировича Маяковского. 2 мая была в музее Маяковского на Лубянке. В этом музее представлена эпоха Маяковского. Несмотря на праздничный день, народу было достаточно. Я окунулась в его эпоху и оказалось, как мало я о нём знаю. Хотя Маяковский со мной всю жизнь, с самого детства, начиная со стихотворения для детей «Что такое хорошо и что такое плохо», оно нами всеми пройдено и не только нами, нашими детьми и внуками. И оно всегда актуально и нужно!
  Жизнь Маяковского  особенная. Он интересен до сих пор и спустя почти век после его гибели,  люди идут в музей, чтобы ближе узнать его и о нём. В школьном возрасте я не знала его лирику, считала, что Маяковский только воспевал социалистическое отечество.  Ему казалось, что он видит будущее и оно прекрасно.  И стихи его особенные по построению и по содержанию. Его стихи кричат,  строки лесенкой, а на лесенке свои придуманные слова, как в стихотворении «Я счастлив»
  
Граждане,
         у меня
               огромная радость.
Разулыбьте
          сочувственные лица.
Мне
   обязательно
              поделиться надо,
стихами
       хотя бы
              поделиться,
Я
 сегодня
        дышу как слон,
походка
       моя
          легка,
и ночь
      пронеслась,
                как чудесный сон,
  В 50-ые годы двадцатого века в школьную программу   были включены его «Стихи о советском паспорте», поэма «Владимир Ильич Ленин», поэма «Хорошо». Я помню, когда оформляла себе паспорт, в 16 лет, то  со мной  беседовал работник паспортного стола и сказал, что паспорт будут вручать торжественно в зале, и хорошо бы прочитать стихи. Я выучила Маяковского «Стихи о советском паспорте» и очень волновалась, как я его прочту. И помню до сих пор, как я старалась громко прочитать, читала с гордостью, но всё равно получилось с дрожью в голосе:
  Читайте,
        завидуйте,
                  я -
                      гражданин
Советского Союза.

Эти слова тогда много значили. И тот день я запомнила, потому что в этот день ощущала себя счастливой, взрослой!

          Сейчас, перечитывая это стихотворение, которое было написано в 1929 году, я задумываюсь над строками:

«Я волком бы
     выгрыз
бюрократизм»
 
Прошло столько лет, почти целый век, а бюрократизм не только не выгрызли, а он ещё умножился и размножился.
А эти строки:
«Ленин          
             и теперь
                живее всех живых.
                Наше знанье -
                сила
                и оружие»
остались в памяти навсегда. Тогда было такое время, и мы всё это впитывали, любили или нет, трудно сказать, но память это хранит.
          Но больше всё-таки тогда мы любили поэзию Сергея Есенина. Его в школьной программе не было, но мы под гитару пели его стихи. Они привлекали своей лиричностью, своей тоской по не сбывшемуся, и ещё чем-то необъяснимым.
После смерти Сергея Есенина Маяковский написал стихи:
«Вы ушли,
        как говорится,
                      в мир иной.
Пустота...
          Летите,
                 в звезды врезываясь.
Ни тебе аванса,
               ни пивной.
Трезвость.
Нет, Есенин,
            это
               не насмешка.
В горле
       горе комом -
                   не смешок».
          Владимир  Маяковский для нас был строгим поэтом, провозглашавшим революционный дух, критиковал общество, «стрелял» своим метким словом.
Его стихи про взяточников остры и сейчас!

«Неужели и о взятках писать поэтам!
Дорогие, нам некогда. Нельзя так.
Вы, которые взяточники,
хотя бы поэтому,
не надо, не берите взяток».

          В те годы я мало знала и о самом Маяковском и о его творчестве.
А вот совсем недавно 27 апреля 2010 года отмечали Всемирный день книги. Я пришла в Центральный Дом Литераторов послушать и посмотреть.В этот день имела счастье видеть и слышать Музыкально-поэтический спектакль на стихи Владимира Маяковского «Музыкант – Маяковский». Исполняли студенты Российской академии музыки имени Гнесиных: Роман Тимофеев и Дмитрий Зубцовский. Я была потрясена актёрскими и музыкальными способностями этих студентов и по-новому восприняла  поэта В. Маяковского. Исполняли стихи с мимикой, жестами и с музыкальным сопровождением.

«Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!»
 Или, например, стихотворение «Вот так я сделался собакой»

«Ну, это совершенно невыносимо!
Весь как есть искусан злобой.
Злюсь не так, как могли бы вы:
как собака лицо луны гололобой -
взял бы
и все обвыл».

«И когда, ощетинив в лицо усища-веники,
толпа навалилась,
огромная,
злая,
я стал на четвереньки
и залаял:
Гав! гав! Гав!»

Они сумели  речитативом, мимикой, жестами в сопровождении балалайки и баяна передать и смысл и крик души страстного, неуёмного, оригинального поэта. Мурашки бегали по коже!
Своё ощущение одиночества и непримиримость с обыденностью он хорошо выразил в стихотворении «А вы могли бы»

«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»

Владимир Маяковский всегда будет интересен всем поколениям, и его будут читать и чем дальше, тем с большим интересом. Он вечный!
Мне скучно
               здесь
                одному
                впереди,
поэту
         не надо многого,
пусть
        только
                время
                скорей родит
такого, как я,
                быстроногого.