Серафима 27. Нас приглашают в гости

Ярослав Яковлев 2
Вверху: Наталья Забила (1903-1985)1917 переїздить до України й оселяється в невеличкому селищі Люботині (нині Харківської області), кілька років вчителює в селі Старий Люботин (нині частина Люботина) під Харковом.Очолювала Харківську письменницьку організацію, до 1947 року редагувала журнал «Барвінок».Була автором підручників «Читанка» для другого класу (1933) і «Читанка» для третього класу (1939), які перевидавалися кілька разів.
 
                Глава  48.  «Нас приглашают в гости»

Квартира в Люботине: громадная комната и две крохотных. Громадину мы использовали как коридор, а в крохотных разместились сами.
Перед отъездом из детдома мне выдали сухой паёк на неделю и обещали помогать с питанием ещё 2 месяца. Это и было наше питание с Николаем. Больше ничего не было, ни денег, ни одежды, которую можно было бы обменять на еду.
Среди учителей школы, где преподавал Николай, ближе всего я сошлась с молоденькой учительницей Наташей Забилой. Она была почти моя ровесница, и моё положение вызывало у неё сочувствие. Очень впечатлительный и чуткий человек, готовый всегда прийти на помощь. Как-то так случилось, что только к ней я могла обратиться с просьбой посидеть немного с Юрочкой. Хотя мы, всё-таки, не были настолько близки, чтобы она делилась со мной самым сокровенным. О том, что она пишет стихи, я узнала гораздо позже.

Через некоторое время Николай берёт отпуск на два дня и едет в Липовую Рощу, там матери расписывает благодатную жизнь в Старом Люботине и  уговаривает ехать к нам. Мать бросает квартиру в Липовой Роще, собирает пожитки и приезжает к нам.
Пока нам помогали продуктами из детского дома, кое-как перебивались, но вот помощь закончилась, и стало совсем плохо. Есть нечего, бедный мой сыночек плачет, у меня в груди ничего нет.
Коля и мать три раза на день уходят, куда я не знаю.
-Пойдём, Коля! Нас приглашают.
У меня оставался ещё сахар, всю неделю кроме сладкой кипячёной воды у меня во рту ничего не было. Кружится голова.
Когда я была одна, пришла девочка Маша, ученица школы, где преподавал Николай. Принесла  два больших пирога:
-Это мама прислала Вам и сказала, чтоб это только Вы съели, - и повторила, чтоб Вы только съели сами.
Это меня спасло.
Свекрови и Николая не было дома, когда через четыре дня, 6 апреля 1922 года приехала мама. Привезла  хлеб, солёные огурцы и помидоры, капусты. Я отрезала кусочек хлеба, стараюсь есть помедленнее, чтобы мама не видела, как я голодна. И не заметила, как проглотила хлеб. Отрезала ещё кусочек, тоже самое. Посмотрела на маму, а мама смотрит на меня с ужасом.
Ничего не сказала мама, уехала в тот же день.
На второй день опять приезжает, также привезла хлеб, каши, помидоры, огурцы, капусту. Я подкрепляюсь. Мама мне говорит, что якобы сестра Нарочка просит меня приехать помочь ей копать огород.
-Ой, мама, ну, конечно же, я поеду!
Вдруг раздаётся недовольный голос Николая:
-Никуда она не поедет! Вы что нас развести хотите!
Свекровь берёт его за руку:
-Коля, успокойся! Я откровенно скажу, у меня есть кое-какие вещи, я отдаю местным жителям и договариваюсь на завтрак, обед и ужин. Вот мы и уходили каждый день кушать, якобы в «гости». Но одного я могу прокормить, а двоих мне не вытянуть. Если у Симы есть вещи, пусть и она меняет.