Житие3 в стреляющей глуши - страшное нечто... 50

Станислав Графов
Ерохин, словно стесняясь гула двигателя, шепнул ему на ухо адрес и условный пароль по месту "ящика".

-Ящик? - Васькины брови понимающе сложились в гармошку. - Это не просто явка?

-Не просто. Туда складируется резидентура на оседание, оттуда - выносят и передают... Я тебе поэтому и говорю - будь спок!

***

Через сутки, получив комплект поношенной формы лейтенанта артиллерии, вещевое и продуктовое довольствие и все полагающиеся документы, в том числе офицерское удостоверение на имя Ивана Борисовича, старшего лейтенанта и уполномоченного отдела СМЕРШ 3-го ИПТАП 445-ой СД Центрального фронта он уже ходил с видом знатока по улица Смоленска. Он зашёл на вещевой рынок и оценивающе прошёлся  вдоль рядов барахольщиков, где предлагались новые и поношенные костюмы, разной годности примусы, чайники, сковородки и прочая утварь. Мимо него уже кого-то, взлохмаченного и с синяком, в разорванной гимнастёрке, провёл комендантский патруль. Ваське показалось знакомым это лицо - парень был на вид восемнадцати лет, усыпан конопушками, но с пугающе-спокойными серыми глазами. Но он пока никак не мог вспомнить да и не желал напрягаться ради такого пустяка. Потом вспомнится - в самый подходящий момент. Или неподходящий... Но, как говорится, в самый нужный - не убавить-не прибавить.  Словом, ещё будет время.

Он обошёл ряды, где торговали продуктами: задержался у торговцев сахарином. Затем взошёл на паперть смоленского собора, где пообщался со старушкой в церковной лавке, купил четыре свечки грубого серого воска. Он установил их  поочередно в таком порядке: возле иконы Святого Александра Невского, Пантелеймона Целителя, Божьей Матери и Христа Спаса.

При выходе из собора к нему подошёл малыш лет 7-10 в ношенной курточке из германского френча и в вылинявшей, видавшей виды будённовке.Ни много-ни мало, но - попросил на семечки... Васька усмехнулся и сунул ему в руку с чёрными ногтями аккуратно сложенный бумажный червонец. причём купюру, уже сложенную вчетверо, он вынул из правого нагрудного кармана гимнастёрки и сделал это левой рукой...

Покружив по рынку до 11-50 т сверившись с командирскими часами-компас, Васька, он же Спицин, решительно забросил вещмешок за спину. Этого оказалось достаточным, чтобы сорваться с места и двинуться по Советской, при немцах - Адольфгитлерштрассе, а при царе - Кадетской вниз - к Депру. Возле дома на Советской,7, отмеченного в предписании военной комендатуры, которое было заверенного настоящим числом,он остановился и решил привести себя в порядок. Вынул баночку ваксы, обувную щётку и бархотку, принялся надраивать кирзовые сапоги так, что через 15 минут они загорелись синеватым отблеском в лучах оранжевого летнего солнца.Затем, Васька поднялся на второй этаж по скрипучей лестнице с высокими потолками, где местами виднелась дранка и пахло мышами, прошёл по такому же длинному коридору. Постучал в нужную дверь.

-Вам кого? - прозвучал певучий женский голос.

-Вас, прекрасная сеньора! Здравствуйте! Я из комендатуры, определён к вам на постой. Отворяйте пожалуйста, не то помру от смущения...

Дверь немедленно открылась на хорошо смазанных петлях, которые и не думали скрипеть или скрежетать. Сначала выглянуло миловидное личико с прямым носиком и пытливым взглядом серых глаз, под которыми собирались морщинки. (Васька тут же машинально отметил, что особе, видать, пришлось много хлебнуть и не такая она молодая... Или немцы использовали в интересном качестве в походном или стационарном борделях, либо находилась в "фильтрации" СМЕРШа или чекистов и используется в качестве внешней агентуры.) Показалось плечико, обтянутое голубым ситцем с белыми кружевами на воротнике и вырезе - там вздрагивали женские окружности, на которые строго воспрещалось пялиться.

-Ой, товарищ командир, простите...ах... я не одета...

Васька невинно скосил глаза и протянул перед собой прямоугольный листик с фиолетовым штампом и синей печатью:

-Вот предписание. Смотрите и изучайте...

-Нет, что вы! Я вам верю, товарищ...

-Спицин! Фамилия у меня смешная, не для девушек, - сказал Васька, прикладываясь к пилотке. - А имя и отчество вполне обычные. Могу сказать не краснея: Иван Борисович. А для вас, понятное дело, просто - Ваня, Иван...

-Аннушка, - сказала девушка, просто и мило улыбнувшись.

При этом она отмела ладонью воображаемую прядь волос. Вздохнула и слегка дунула на неё. приём был хорошо известен - психологическое воздействие, позволяющее сконцентрировать внимание собеседника на несущественных, но эффектных деталях. Вытекающие из этих деталей последствия оставляли желать лучшего.

-Ну, входите, что же вы... - девушка расправила плечи и набросила невесть откуда взявшийся платок "павлиний глаз", что слегка выцвел и был побит молью. - Ну, суточные прожиточные или месячные - вперёд, пожалуйста. Извините, так конечно не начинают...

-А!.. Можно и не так! - Васька решительно сбросил с плеч вещмешок, распустил узел тесёмки и стал по-ухарски выкладывать на овальный дубовый стол, забранный голубой клеёнкой своё пищевое богатство.