Вспоминая себя на ЗИЛе 8 - Убийственная работа

Эдуард Ратников
На фотографии молодой инженер с ещё более молодой женой ЛИЛЕЙ на кухне, в их однокомнатной квартире на Переяславке в МОСКВЕ.


Конечно, название этого воспоминания больше интригующее, чем соответствующее действительности. Работа, которую мне посчастливилось выполнить, досталась мне совершенно случайно. Просто инженер-испытатель бюро двухоски Валентин ШМАТОК ушёл по графику в очередной отпуск. А он на этот момент выполнял довольно нужную и ответственную работу. Работа была даже не только нашего бюро ДВУХОСОК, она была общая, цеховая, и касалась  всех грузовых автомобилей ЗИЛ.

Работа велась уже давно и практически была ясна и понятна всем, но как часто бывает - ФАКТ на лицо, но требуется доказательство, подтверждающее этот ФАКТ. Нужен научный отчёт и пояснительная записка с реальными доказательствами правильности предлагаемого.
Вот Валентин, собственно говоря, и пытался получить эти доказательства. Если честно, то я не знаю, кто придумал тот способ получения доказательств, но ШМАТОК был как бы исполнитель, и  он добросовестно исполнял то, что требовалось.
Так что перед уходом в отпуск ему дали меня для подмены, и он должен был разъяснить мне то, что он делал, а я должен был продолжать делать это вместо него.
Совершенно простое задание - ПОВТОРЯТЬ то, что уже делают. А делать надо было следующее.
Во дворе цеха стоял автомобиль «ЗИЛ-130В» - седёлка коротко базовая. Собственно говоря, это было не очень существенно, какой стоял автомобиль. Эта седёлка без прицепа была с вывешенными задними колёсами, задний мост стоял на козлах, и колёса не касались земли. Вокруг карданного вала в  районе   редуктора  прямо на асфальте  стояла металлическая конструкция типа барабана, который окружал карданный  шарнир, но не мешал ему вращаться.

Кажется, наступил момент, и пора рассказать в чем, собственно, суть самой работы. Фактически предыстория проблемы просто уникальная  и  совершенно парадоксальная.
Я уже вскользь упоминал, что ЗИЛовские конструкторы частенько передирали узлы и детали с импортных автомобилей. Для этой цели за валюту покупались образцы современных грузовиков и, естественно, они находились у нас в цеху. Их разбирали, изучали, измеряли     снятые узлы и детали, и многое копировали для заводских целей, и это не только в семидесятые годы.
Теперь перенесёмся в годы войны, половина автопарка страны - это АМЕРИКАНСКИЕ СТУДЕБЕККЕРЫ. Следовательно, даже слепой на ощупь определит, что «ЗИС-151» - это СТУДЕБЕККЕР с эмблемой  ЗиС.

Передрать, а потом полностью повторить практически невозможно и, естественно, в чем-то есть и отличие у этих автомобилей, но в некоторых курьёзных случаях дело доходило до абсурда.   
НАПРИМЕР, карданный узел, крестовина и четыре подшипника были скопированы полностью – и оставались СТУДЕБЕККЕРОВСКИМИ - ещё из сороковых военных годов. Именно на моей СЕДЁЛКЕ и всех других ЗИЛовских грузовиках стояли такие КАРДАНЫ. Так же они стояли и на моей испытательной седёлке, сошедшей с конвейера буквально ещё  НАМЕДНИ.

Курьёзность данной ситуации подтверждалась очень интересной табличкой. На всех четырёх заглушках при установке подшипников этого шарнира ставились специальные металлические таблички - памятки для водителя. На этих табличках было отштамповано предупреждение, что смазку этих подшипников надо производить только ЖИДКИМ маслом.
Так вот наши конструкторы, передрав этот узел, конечно, внесли некоторое изменение в него. Они изменили саму табличку. Надпись была на английском, так они отштамповали это предупреждение на русском языке. Прошло тридцать лет, и вот я на новой машине  провожу испытательную работу с такими табличками и, естественно, карданным шарниром – копией со СТУДЕБЕККЕРА.

Теперь в чем суть сыр-бора. Оказывается, все тридцать лет все  водители страны на наших грузовиках исправно ложились под машину и добросовестно шприцевали через специальные маслёнки карданные подшипники. Причем, каждую КРЕСТОВИНУ шприцевали в отдельности, а их на каждой машине ТРИ штуки, и всё  это делали  лёжа под грузовиком в трёх местах, практически под всей машиной. Угрожающая табличка являлась для всех ЗАКОНОМ.

Беда была к тому же совсем в другом, хотя водители исправно  мазали ЖИДКИМ маслом, а карданные шарниры сыпались (разрушались) ещё исправней.
Так вот, спустя тридцать лет, наконец-то посягнули на этот запрет и провели очень большую работу по замене подшипников на новые. Отменили маслёнки, заменили фланцы подшипников на другие, с противоположной  по (своей сути) работой. Старые фланцы были рассчитаны на работу свободной прокачки жидкого масла через маслёнку, до момента пока оно не потёчёт из этого шарнира через  эти фланцы всех четырёх подшипников. Новые подшипники заполнялись консистентной смазкой ещё при сборке на заводе один раз и навсегда. Новый фланец запирал эту смазку и держал её до полного износа подшипника. Там много ещё всего. Одно то, что в крестовине отменялись сверления для проходов этого масла, да и сами маслёнки отменялись, давало миллионы экономии средств. Проведи мы эту работу там, за бугром, мы бы все озолотились. В моём же случае я получил премию, равную окладу, вот и всё.
В результате проведённой работы по замене подшипников мы  получили очень хорошие результаты испытаний. Карданные валы с такими подшипниками стали ходить в разы дольше, и отпало постоянное шприцевание карданов водителями. Всё хорошо и замечательно, но требовалось доказательство, в чем ПРИЧИНА, что новые подшипники превосходят старые.
Так вот, как факт - старые фланцы плохо держали жидкое масло в подшипниках, а новые гораздо лучше, так как смазка стала ещё и консистентной.
Но всё это слова и логические размышления, а для доказательства требовался научный отчёт и конкретные зафиксированные факты доказательства для пояснительной записки.
Теперь возвращаемся к тому моменту, что я должен был делать вместо Валентина ШМАТКА. Валентин пытался получить количественное доказательство, что из старых подшипников выброс масла ТАКОЙ, а  из новых ЭТАКИЙ.
Процедура исследования сводилась к следующим действиям. В барабан, который уже стоял вокруг карданного узла, закладывалась круговая полоска бумаги. Потом надо было сесть в кабину и завести автомобиль, и постепенно перейти на пятую передачу, увеличив обороты. Колёса крутятся, а машина стоит на месте, её зад на козлах.  На улице лето, жара, от работающего двигателя ещё жарче, от крутящихся колёс всё это только смешивается с выхлопными  газами. Но самое печальное совсем даже не в этом тяжёлом труде ИСПЫТАТЕЛЯ.
Цель работы - определить количество масла, вылетающего из подшипников во время вращения, для этого надо было перед закладкой этой полоски бумаги зайти к мерителям и на электронных весах эту полоску взвесить, потом поставить в барабан и начать вращать. Повращать часок-другой, а потом вынуть эту полоску бумаги  и  ещё  раз её завесить. Предполагалось, что разница в весе бумаги даст результат количества вылетевшего масла из подшипников.
Сама идея получения результатов вполне реальная и вразумительная,  но практика оказалась совершенно противоположной. Бумага, взвешенная до эксперимента, частенько весила больше чем после, хотя на бумаге были видны следы вылетающего масла из подшипников. Проделав несколько  заходов  такой  работы, я понял, что полученные таким способом все мои доказательства - просто фикция.

На следующий день я всё понял окончательно и даже понял в чем  дело, бумага во время кручения от жары сохнет больше, чем происходящий выброс смазки. Я пошёл к МАЗЕПЕ, начальнику бюро, и  рассказал  ему про всю ту глупость, которой я занимаюсь. А как же ШМАТОК? Он уже не одну неделю гоняет автомобиль и что-то там фиксирует? Посмотрели записи ШМАТКА - всё есть, и точно также как у меня, бумага - то легче, то тяжелей, всё аккуратно зафиксировано. МАЗЕПА призадумался, ясно осознав, что вся работа, как говорится, КОТУ под ХВОСТ.

К этому времени я уже получил инженерную должность, так как уже защитил диплом ВТУЗа. Сами понимаете, на карте стояла честь вновь испечённого инженера, а не слесаря. Видимо, по этой причине меня осеняет мысль, и я сразу говорю МАЗЕПЕ: - «Владимир Григорьевич,   а что если вместо бумаги  закладывать  тонкую полоску металла в виде  фольги. Тогда мы избавимся от перепадов  влажности  и  разницы веса до и после взвешивания». «ДАВАЙ, ДЕЙСТВУЙ», - сказал МАЗЕПА.

Я пошёл на склад металла и подобрал себе совершенно тонкий  кусок металла и отрезал нужную мне полоску. Потом поставил её вместо бумаги в тот же барабан и сразу же получил положительный  результат. Проведя несколько серий взвешивания листа перед испытанием и после, меня вдруг осенила ещё одна мысль. «БАЛДА, - сказал я сам себе, - зачем я взвешиваю лист перед испытанием, ведь это же не бумага, я могу ещё повысить точность своих замеров, если приду к мерителям с листом уже после собранного масла». Взвесив такой  лист, я просто вытираю масло с листа и тут же взвешиваю опять уже чистый лист. Естественно, все результаты ШМАТКА пришлось забыть, и начать все заново с моими практически точными замерами.
 
О том, что я напридумывал ещё, попутно отобрав эту работу у ШМАТКА, придется описывать в отдельной главе. Кстати, ВАЛЕНТИН, вернувшись из отпуска, не то что горел желанием продолжать взвешивать бумагу и лазить под горячую СЕДЁЛКУ, а просто был несказанно рад, что нашёлся другой (умный), добровольно желающий всего этого.


Продолжение:
9. - Изобретая кастрюлю                http://www.proza.ru/2013/07/22/570