21. Война с Финляндией

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Одно из укреплений линии Маннергейма


      Идет война с Финляндией. Она началась 30 ноября 1939 г. Папа в первый же день войны пошел в военкомат, – вот такой он был. Хотел, чтобы его призвали на фронт, хотел воевать. Но его не взяли. По-моему, он ходил в военкомат много раз, но армия обошлась на этот раз без папы.

      Нам объясняли по радио и в газетах, что граница с Финляндий проходит прямо рядом с Ленинградом, а Маннергейм, правитель Финляндии, заигрывает с немецкими фашистами, вооружил армию, построил мощную линию обороны, которую, так и называли – линией Маннергема. Что когда начнется война с немцами, они могут сразу же оказаться рядом с Ленинградом. Что Советский Союз предложил финнам обменяться территориями, чтобы отодвинуть границу в районе Ленинграда, но они не согласились. Поэтому, – говорили нам, – единственная возможность обезопасить Ленинград – это силой отодвинуть границу с недружественной нам Финляндией.

      Война представлялась правительству СССР легкой прогулкой, соответственно, и мы были уверены в быстрой и легкой победе. Мы каждый день по нескольку раз слушали сводки о ходе боевых действий по радио, мы хотели быстрых успехов, но война затянулась и, вообще, была с моей точки зрения какой-то странной. Все время говорили об успехах, а на самом деле войска застряли, не в силах преодолеть эту пресловутую линию Маннергейма и простояли весь декабрь и январь. В эти тяжелые времена, когда застряв в лесах и болотах, страдая от холода в трудную суровую зиму, теряя бойцов от мин, обстрелов и обморожения, армия стояла, не в силах преодолеть сопротивление финнов, нам рассказывали о героизме наших бойцов и командиров, которые не жалея жизни сражались с белофиннами (так в то время называли солдат финской армии). И я, по-прежнему, считал нашу армию непобедимой и восхищался ее успехами.

      Мы с дедушкой каждое утро слушали сводку военных событий и обсуждали ход военных действий. Дедушка относился к событиям очень серьезно и беседовал со мной, как со взрослым, подробно обсуждая  как военные, так и политические события. Дедушка комментировал их, и эти комментарии не всегда совпадали с тем, что говорили по радио. Я пытался с ним спорить, но он приводил все новые и новые аргументы и, конечно, разбивал меня в пух и прах. Я на него не обижался, мне нравились эти беседы, и я до сих пор помню выражение его лица и слышу его спокойный голос.

      Но вот, в феврале 1940 г., наконец, началось наступление и через месяц война закончилась, Советскому Союзу по мирному договору отошло побережье Финского залива – курортная зона – с городами и поселками, которые сразу были переименованы и стали называться Зеленогорск, Репино, Комарово, Рощино. Весь северный берег Ладожского озера и довольно крупный город Выборг тоже отошли Советскому Союзу. Около Мурманска граница тоже была отодвинута, а полуостров Ханко в Финском заливе был отдан Советскому Союзу в аренду на 30 лет, и там была создана военно-морская база.

      В начале 1941 года на полуостров Ханко уехала тетя Эмма, папина сестра. Она работала там врачом-хирургом в военном госпитале.  Я радовался победе, но взрослые понимали, что далеко не все было хорошо в Красной Армии, если с маленькой Финляндией не могли справиться так быстро, как хотели.

      Сегодня войну с Финляндией, возможно, кое-кто помнит по стихотворению «Две строчки» Александра Твардовского: 

Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал,
Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой,
С чего – ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.

      Эта война была не просто «незнаменитой», она была позорной. И хотя СССР своего добился, победа была куплена большой кровью. Специалисты исчисляют истинное число погибших советских военнослужащих от 131,5 тысячи до 200 тысяч человек, а точные потери неизвестны. Финляндия потеряла убитыми 26 662 человека.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/18/444