16. Война в Испании

Михаил Самуилович Качан
      В момент, когда я себя осознал в этом мире, я уже знал, что где-то в Испании идет гражданская война, и мы на стороне испанского народа, который воюет с фашистами, и с немецкими, и с итальянскими, и со своими, испанскими, а главный фашист у них генерал Франко. В моем сознании уже было понятие о советских военных советниках, которых называли добровольцами, и я знал, что они, изменив имена на испанские, помогают воевать демократическому правительству. Я знал и о советских самолетах с советскими летчиками, которые там воевали. И об интернациональных бригадах, где собрались лучшие люди всего мира, чтобы воевать с проклятыми фашистскими полчищами и не допустить их победы над народом. Об итальянские фашистах, армия которых воюет в Испании. О немецко-фашистских самолетах, которые бомбят не только войска, но и мирное население.

    Началась эта война в 1936 г., когда я себя еще не помнил, а закончилась в 1939, и последняя трагическая фаза этой войны уже была запечатлена в моем сознании.

    18 июля 1936 года генерал Франко при поддержке немецкого и итальянского фашизма развязал гражданскую войну в стране. Три года Испания пылала в огне гражданской войны. Это были годы неравной борьбы, жестоких сражений и непрерывных бомбардировок городов. В ночь на 26 апреля 1937 года был стерт с лица земли город Герника. Знаменитый художник Пикассо в знак протеста пишет свою знаменитую картину «Герника» и выставляет ее на международной выставке в Париже отправляют их в Англию, Францию, Бельгию, Мексику и СССР.

      Я слушал радио, о войне в Испании говорили, но, конечно, не упоминали ни присутствия военных советников, ни участия советской военной авиации. Мне объяснили, что Испания далеко, и помогать ей трудно, фашисты же близко от нее, итальянская фашистская армия большая и у нее хорошее вооружение. Немецких самолетов много, и они постоянно бомбят города и села.

      Чтобы спасти от бомбежек, 3000 испанских детей от 3 до 14 лет привезли на пароходах в Советский Союз. Ленинград и Одесса встретили пароходы с испанскими детьми. Трудно было без слез смотреть, как они, один меньше другого, спускались по трапу парохода с поднятой рукой сжатой в кулак. Дети были размещены в детских домах Москвы, Обнинска, Одессы, Евпатории, Киева ... 

      Мне было обидно, что фашисты победили в Испании, но было радостно за детей, которых спасли. 

       – Теперь они обретут счастливую жизнь в нашей стране, – думал я. И я читал наизусть замечательные стихи Михаила Светлова «Гренада», стихи, которые мне прочитала мама:

                Пробитое тело
                Наземь сползло,
                Товарищ впервые
                Оставил седло.
                Я видел: над трупом
                Склонилась луна,
                И мертвые губы
                Шепнули: «Грена...»
 
                Отряд не заметил
                потери бойца
                И яблочко-песню
                допел до конца.
                ...............................
                Не надо, не надо,
                не надо, друзья.
                Гренада, Гренада,
                Гренада моя...
 
       Из стихов Михаила Светлова (Шейнкмана) «Гренада», которые были, к слову, написаны много раньше гражданской войны в Испании, еще в 1926 г., многие композиторы пытались сделать песню.

       Первым был, возможно, Ю. Мейтус, и эту «Гренаду» пела молодая Клавдия Шульженко.

       Микаел Таривердиев написал цикл песен на стихи М. Светлова, среди них, конечно же, была и "Гренада".

       Но мы все сегодня поем ту песню, которую сочинил в 1958 году Виктор Берковский, будущий знаменитый бард, а тогда – студент одного из московских институтов. Сегодня эта музыка неотделима от светловских стихов, она как будто родилась вместе с ними.

Продолжение следует: http://proza.ru/2013/07/18/427