Учитель

Иван Горюнов
                Давным - давно, когда я учился ещё в 7-ом классе ( О! Господи! Как страшно-то это «давным-давно»), писали мы в школе сочинение на тему: «Есть у революции начало, нет у революции конца». Получаю я на другой день свою тетрадку и вижу во всю страницу 5+ и  красными чернилами тоже во всю страницу: «Молодец!!!» Что я там написал? Сейчас дословно не помню, но главную мысль помню: всё то хорошее, что я делаю и буду делать, и есть продолжение революции.
Тяжёлая, прямо-таки трагическая судьба  у моей учительницы. Не сложилась жизнь, запила моя учительница, уехали из села, преподавала в техникуме, в городе. Муж изменял ей, нашла, выследила его у соперницы, там же зарубила его топором. Отсидела в Мордовских лагерях положенный срок.
 В  первый раз я встретил её случайно, когда учился на четвёртом курсе института: она шла мимо из магазина с покупками, я обнял её, стал расспрашивать: « Как Вы, где?» А она?  Она меня не узнала или сделала вид, что не узнала.
Прошло ещё лет двадцать, к этому времени я уже пробовал писать что-то, записывал  на бумаге мысли свои, и    задумался только  сейчас над  пятёркой с плюсом и словом: «Молодец!!» Тогда, в детстве, за что я мог получить похвалу от родителей, от родных? Сделал дело: вскопал огород, убрал скотину прилежно, двор подмёл, бабушке-соседке старенькой полы помыл – молодец! А в школе я понял, что  Словом, от сердца написанным,  можно тоже заслужить уважение людей и получить такое же удовлетворение внутреннее  как и от добротно сделанного дела.
Когда вышла в свет моя книжка, нашёл свою учительницу, подарил ей своё «творение»   со словами благодарности: «Если бы не Ваши пять с плюсом и «Молодец!!», книжка эта не родилась бы». Она живёт одна, сыновья (было их трое, один умер) её не бросили, меня она вспомнила. Квартирка её вся в иконах. Молится за мужа убиенного, просит простить её. Но вот ещё раз навестить её я никак не соберусь: она опять начнёт рассказывать, как и почему она убила мужа, я буду пить чай из закопченного, с потрескавшейся эмалью, чайника, ( -Забываю, Ваня, что чайник поставила – всё выкипает, вот он и потрескался, боюсь уже и газ зажигать, пожар не получился бы),  и  буду опять думать, как же мне к ней относиться? Как к Учителю, открывшему для меня значение Слова, научившему любить родной язык и литературу, или как к грешнице, нарушившей одну из  божьих заповедей? В споре моём Учитель всё-таки берёт верх.
PS.  К сожалению, не могу указать фамилию, имя отчество учительницы моей, а ставить вымышленные не хочу.