Санька на поле Куликовом. Глава 7

Александр Сорокин Российский
Глава 7

Где друзья попадают в переплёт

На лошадях у нас дело пошло гораздо быстрей. Во-первых, эти неприхотливые животные могли продираться сквозь заросли не хуже пешехода, а во-вторых, наши усталые ноги получили, наконец, передышку. С велосипедов мы сняли колёса, а у монголов в заплечных рюкзаках нашлись верёвки, которыми мы приторочили двухколёсных друзей к крупу свободной от всадника четвёртой лошади.
- Главное, чтобы эти гаврики карательный отряд с собой не притащили, - я тревожно посмотрел в ту сторону, куда ушли любители лёгкой поживы.
- Ага, - поддакнул Серёга, - а то даже наш Чак Норрис с ними не справится!
Мы захохотали, как ненормальные, а когда отдышались, Серый спросил:
- Ты где так махаться научился, Макс? В Северном Шаолине?
- Какой там Шаолинь, - скромно отмахнулся Макс, - у нас на кварталах покруче наука.
Ближе к вечеру лес стал редеть, в нём стали появляться большие прогалы. А потом мы и вовсе поехали по обширному лугу. Тут впереди показался весьма занятный мужчина. Он был одет в широкую подпоясанную рубаху, полосатые шаровары и лапти. Нормально так, особенно если учитывать, что мои друзья до сих пор не верили, что попали в прошлое.
- Это такой бомж своеобразный, - вполголоса сказал я, - вместо того, чтобы найти подходящие ботинки на мусорке, он сплёл себе лапти.
- Саня, не капай на рану, - пробурчал Макс.
Рассмотрев нас как следует, мужчина недолго думал. Он драпанул в ближайший лес так, что только пятки засверкали. Лапти, видать, были покруче «Адидаса» по эргономичности.
- У меня вроде рогов нет, огнём не дышу, - заметил Серега. - И чего он так испугался?
- А испугался он, дружище, твоего непривычного вида, - разъяснил я. - На русского воина ты не похож, нет шлема островерхого да щита красного. К тому же, сабля кривая на боку болтается. Типичный монгол. Или их пособник. А если и не так, то уж бандит наверняка.
Друзья снова отмахнулись от меня. Серега и вовсе покрутил пальцем у виска.
- Саня, хорош жути нагонять, - рявкнул Макс, - сейчас мы до города доберёмся и пойдем в душ мыться и под кондиционером сидеть.
- Извини, друг, - поёрничал я, - у Донского в царстве такого ещё не изобрели. Разве только из бочки обольют да в ледник посадят.
Проехав сквозь небольшой перелесок, мы упёрлись прямо в небольшое село. От неожиданности пацаны раскрыли рты — вместо стёкол в окнах был натянут бычий пузырь, а крыши были крыты соломой.
- Опять скажете, что это постановка? - улыбнулся я. - Небось, специально для нас отстроили?
На единственной улице никого не было. Пусто было даже в огородах. Мы переходили от дома к дому и смотрели во все глаза. Никого... Да, сильно изменилась русская деревня, ежели сравнить со временем Мономаха. Тогда строили крепко, просторно, затейливо — даже дома стояли с достоинством. А сейчас пузатые, кривые избушки словно сгрудились здесь перед тем, как убежать. Попадались даже землянки. Оно и не мудрено — ноша от татаро-монгольского ига ложилась, в первую очередь, на крестьянские плечи. К тому же стоит учитывать, что если люди живут в постоянном страхе, им не до затейливого строительства.
Мы зашли в один из огородов, оставив лошадей привязанными к плетню.
- Эй, хозяева, - крикнул Макс, - есть кто живой?
Ответом была тишина. Но у меня было явственное ощущение, что за нами кто-то наблюдает. Я кожей чувствовал чей-то взгляд. Мы прошли к сеням, стали стучаться.
- А-а-а! - раздалось за нашей спиной.
Я вздрогнул, а сердце куда-то ухнуло. Хорошо, что не остановилось. Руки и ноги ослабели, а в лицо пыхнуло жаром. Оглянувшись, мы увидели, что окружены мужиками, которые целились в нас вилами и кольями.
- Попались, разбойнички! - надрывался один из них, наш давешний знакомец в фирменных лаптях. - Теперь не уйдёте!
- М...м....мы не разбойники! - только и смог промычать я. - Мы путешественники!
- Путешественники? - возопил мужчина примерно с той интонацией, с какой в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» выкрикивают слово «демоны». - Тогда почему у вас сабли татарские на боку? Да кони разбойничьи?
- Интересный ты человек, - очухался я наконец, - как ты коней разбойничьими признал?
- Да видел потому что! - скривился мужик, тыкая мне вилами в лицо. - Сколько вы нас грабили, да потом в лес скакали! Неужто я масть лошадиную не узнаю?
Серёга с Максом молчали, не зная, что сказать. Я-то уже был в подобной ситуации, поэтому мне было легче. А друзья, похоже, до сих пор были уверены, что наткнулись на сборище ряженых сумасшедших...
- Ребят, - успокаивающе сказал я, - вы на нас внимательно посмотрите! Мы что, на монголов похожи? Мы русские, такие же как вы. Едём с княжества литовского в стольный град Москву.
- И откуда же у вас сабли да кони татарские? - не сдавались мужики.
- А всё очень просто — напали разбойники монгольские на нас в лесу, а мы их уделали и всё у них отобрали! Вот, если не верите...
Я отстегнул саблю и бросил на землю. Моему примеру последовали Макс с Серегой. Мужики стали опускать вилы.
- А почему вы одеты не по-нашему? - недоверчиво спросил их предводитель. - Никогда столь странного платья не видели...
- Это среди литовцев сейчас такая мода, - соврал я, - выделка одежды тонкая, европейская.
Как ни странно, мужики успокоились. Нас стали осматривать и ощупывать. И тут Макс нескромно молвил:
- А нет ли у вас чего покушать? Третьи сутки кроме рыбы да воды ничего в желудке нет...
Нас повели в избу. Оказывается, жена хозяина дома и пятеро детей прятались в погребе.
- Давай помогу, Семён, - предложил один из мужичков, - у тебя и так пять ртов. Пошли ко мне, - сказал он нам.
Мы разделились. Нас с Серёгой кормил Степан, а Макс остался у Семёна. Изба была маленькой, размером с кухню в моей квартире. И здесь как-то помещались хозяин, его жена и трое детей. Внутри было чисто, хотя пол был земляной. Стояла русская печь, скамейки, стол и прялка у окна. Больше мебели не было.
На первое была похлёбка, которая напоминала просто подсоленную воду, в которой сварили мелко покрошенную репу. Благо, хлеб был, что надо — душистый и ноздреватый. А на второе дали перловую кашу, которая хоть и трудно жевалась, но была довольно сытной.
- А нет ли мясного чего? - тактично молвил Серёга. Я толкнул его локтём.
- Ну, мил человек, мы кур режем только по двунадесятым праздникам! - развёл руками Степан. - Не обессудь!
- А что такое двунадесятые праздники? - спросил Серега.
Я пламенно посмотрел в глаза своему другу. Тот моментально прикусил язык, но ситуацию нужно было как-то разруливать.
- Он из села литовского, где Западная церковь, - выкрутился я, - обычаев наших не знает. Всему приходится обучать.
После продолжительной голодовки еда ложилась на желудок камнем. Сразу же поклонило в сон. Мы переглянулись с Серегой.
- Найдётся у вас, где прикорнуть на часок? - поинтересовались мы у хозяев, которые во все глаза смотрели на чудных гостей.
Сговорившись с Максом, который тоже неудержимо хотел спать, мы прилегли на твёрдые лавочки. Под голову нам дали маленькие льняные подушки. А что, вполне сносно...
Когда мы проснулись, солнце за окнами клонилось к вечеру. Хозяева сидели на лавочке вместе с детьми и тихо смотрели на нас. Мне стало стыдно. Бедняги, им даже негде прилечь, нет другой комнаты, чтобы туда отойти...
Что-то зримо изменилось в русских людей за время ига. Нет, они остались добрыми и гостеприимными, но... Какие-то они стали пришибленные, у них исчезло чувство собственного достоинства, ощущение ценности своей жизни... И в наше время в некоторых казачьих станицах можно встретить отношение к жизни, которое царило по всей Руси при Мономахе. Тогда русский человек ощущал, что всё вокруг наше общее и только мы в ответе за эту землю и порядок на ней. И сегодня в некоторых хуторах Запорожья, Дона и Волгограда взрослые мужики дадут подзатыльник сквернословящему или курящему подростку...
Поблагодарив хозяев, мы стали собираться в путь-дорогу. Крестьяне подсказали, что до Москвы было всего два десятка вёрст.
- Дальше земли густонаселённые, - сказал я, - там монгольское оружие нам только во вред будет. За врагов принимут.
- Сань, - тихо промолвил Макс, - ты и вправду веришь, что мы в прошлом?
- Да это же клиника! - просипел Серёга. - По ним дурдом плачет! Это какие-то реконструкторы исторические собрались, в ролевые игры поиграть!
- А чего ж ты тогда ел и спал у них? - хмыкнул я.
- Проще принять правила больных людей, чем спорить с ними, - засмеялся Серёга.
- Кстати, ты зачем нас литовцами представил? - засмеялся Макс. - Мы что, говорим, как Валдис Пельш?
- Эх ты, деревня, - хмыкнул я, - княжество Литовское было преимущественно славянским. Можно сказать, что его костяк составляли современные белорусы...
Оставив сабли в подарок крестьянам, мы выехали из селения. Кстати, название у него было занятное — Мытищи. Трудно поверить, что через каких-то пятьсот лет здесь будет город с населением в две сотни тысяч человек...
Переправившись через небольшую сонную речку, мы вышли на довольно сносный тракт. Он был истоптан копытами и имел две колеи, явно прокатанные телегами. Вот тут мы дали волю коням! Я-то был человек привычный, пустил свою пегую галопом, Макс, наш Рембо, тоже сидел в седле, как влитой, а вот Серега переваливался то вправо, то влево.
- Пацаны, погодите, - не выдержал он, - я на лошади два раза в жизни ездил!
Мы замедлили ход. Оно и к лучшему, только коней загоним. Где-то через полчаса нам то и дело стали попадаться попутчики — то телега, то одинокий всадник. На нас смотрели тревожно, но никто ничего не говорил.
Я торжествующе посмотрел на пацанов:
- Ну, теперь верите?
- Это массовая реконструкция, - сморщился Макс, - наверное, какой-нибудь праздник сегодня. Вот и набежали чудики со всей страны.
Наконец мы нагнали группу воинов в полном обмундировании. Алые плащи, кольчуги, каплевидные щиты, копья. Какое-то всё у них было... парадное. Плащи будто только что сняли с бельевой верёвки после стирки, доспехи блестят, а не затуманены многочисленными царапинами и потёртостями, острия копий сверкают, как на параде. Ехали эти господа довольно нагло, во всю ширину дороги. Телега, попавшаяся навстречу, вынуждена была свернуть в кусты, а пеший крестьянин сошёл на обочину и низко склонил голову.
Макс явно не намеревался церемониться со всякими ряжеными — он вклинился прямо в их толпу, а Серёга последовал за ним. Я почуял, что будет что-то очень нехорошее, потому что воины явно были княжеские, придворные и с очень большим гонором.
- Эй, вы кто такие? - завопил усатый воевода, наставив на Макса копьё. - А ну стой!
За секунду мы оказались окруженными этими людьми, которые агрессивно трясли оружием перед нашими лицами.
- Как смеешь ты, холопская морда, княжеских телохранителей расталкивать? - завопил усатый Максиму прямо в ухо.
Предвидя, что сейчас наш единоборец начнёт драку, я посмотрел на него умоляющими глазами. Воинов было около десятка, и они были настроены более чем серьёзно. Нарубают нас, как крабовые палочки в салат. К счастью, Макс сигнал принял и накачиваться силой перестал.
И тут мне прилетело по морде. Так, что аж искры из глаз посыпались. Били нас недолго, но сильно. Попинав ногами, больно выкрутили руки и связали за спиной колючей верёвкой. Мой правый глаз заплыл, а из носа сочилась кровь, Макс с Серым выглядели ещё хуже. Нас привязали, как псов на поводке, к лошадям и погнали пешком. А вооруженные выродки хохотали:
- Будете знать, как себя вести!
Я видел, что пацаны явно прифигели. Макс хотел сказать что-то колкое нашим обидчикам, но не мог собраться с мыслями. Знаю, он жаждал покрыть матом чудиков-реконструкторов, которые «потеряли берега». Я и сам находился в состоянии шока. Да, меня во времени Мономаховом тоже приняли не слишком гостеприимно — тиун и его сподручные попортили кровь. Но не княжеская же ближняя дружина! Будем надеяться, что справедливый князь, если узнает, как нас избили, строго накажет обидчиков...


Продолжение: http://www.proza.ru/2013/07/26/1555