Тимур Шаов. Две встречи
Очень хочется душе - не слюнявого клише,
не шансона ржавого, а - Тимура Шаова!
Встреча первая. И какая меня муза укусила.
Ранее в очерке «Барды и перестройка» я затронул тему воздействия авторской песни на умы обывателей в доперестроечные времена. Считал и считаю это влияние определяющим в формировании менталитета свободного человека, свободного, прежде всего, от догм коммунистической морали. Именно раскрепощенное мышление гражданина семидесятых - восьмидесятых и привело к необратимым переменам в обществе. Кто же пришел на смену А. Галичу и В. Высоцкому в наше, не менее неоднозначное время?
Мне нравится творчество современных мэтров авторской песни: А.Розенбаума и О.Митяева, но, увы, ни тот ни другой не выходят за установленные ими самими рамки: лирика, юмор, бытовая сатира. Нельзя назвать социальными, а тем более острыми, и произведения, относимые к так называемому (кстати, неверно) шансону. Эти, уголовно – сентиментальные по содержанию, песенки, мышление наше не затрагивают вообще. А, согласитесь, проблем – то немало, и есть о чем задуматься и обывателю, и интеллигенту.
Итак, кто же подхватил знамя? По моему мнению, на Российском постсоветском пространстве к таковым смело можно отнести только одного автора–исполнителя: Тимура Шаова.
Некоторое время назад мой далекий друг из ближнего зарубежья прислал мне по «мылу» письмо с одним лишь словом - «Послушай». А дальше следовала ссылка на, размещенный в You Tube, «Патриотический марш» Тимура Шаова. Каюсь, до этого момента я ни песен популярного (как оказалось) барда не слышал, ни о нем самом ничего не знал. О чем и жалею.
А буквально через несколько дней после получения письма (вот такое интересное совпадение) состоялась и личная встреча с автором и исполнителем. Уже знакомая мне фамилия мелькнула на неброской афише: Тимур Шаов выступит с одним единственным концертом в ресторане «У Пушкина».
Концерт был назначен на вечернее время, но о билете я позаботился уже с утра и, как оказалось, не напрасно. Зал был заполнен задолго до начала концерта. Шаову помогали еще двое музыкантов, а он подыгрывал себе на гитаре. Репертуар соответственно обстановке – ресторанный, хотя от парочки острых песенок певец все – таки не удержался. Бард пел и декламировал, зал вслушивался в текст и шумно аплодировал.
А после концерта музыкант щедро раздавал автографы и отвечал на, порой каверзные, вопросы. Скажите, Тимур:
- Патриотический марш» вам исполнить не разрешили?
- Мне никто ничего не запрещает. Я сам подбираю репертуар - последовал ответ.
- Ну, хоть в этом - то плане, свобода.
Тимур Шаов, как и положено быть настоящему талантливому автору, весьма плодовит. Только в моей фонотеке – больше сотни его песен. Тематика – самая разнообразная: по названию одного из дисков – «От Бодлера до борделя». И в этом ничего зазорного для барда нет. Вспомните, как начинал всенародно любимый Высоцкий: с уличных полу - (а то и полностью) блатных песенок. Откровенного «блатняка» и «шансона» у Шаова нет, но в отдельных, особенно ранних, песенках элементы хулиганства есть. Хотя и это скорее нарочитое, чем настоящее.
Однако песни «Иные времена», «К вопросу об оптимизме», «О судьбе интеллигенции», «Выбери меня», «Боремся с депрессией» и т.п. совсем другие.
И вершиной песни социальной является, на мой взгляд, «Патриотический марш». Собственно, в качестве доказательства к вышесказанному можно цитировать, практически, каждую строчку «Марша», но ограничусь - несколькими.
«Человек у нас проходит как хозяин, если «бабки» есть, конечно, у него» - интерпретирует Шаов строки известного и весьма популярного в Сталинские времена песенного хита. «Вперед, умытая Россия, страна невиданных щедрот. С нами силы неземные, Бог и вышки нефтяные. Вперед, вперед, покуда прет!». В одной строчке уместилась, пожалуй, целая речь, произнесенная каким – нибудь оратором на митинге. «Хорошо у нас и летом и зимою, и в провинции и в центре хорошо» - горько иронизирует Шаов далее.
«И какая меня муза укусила?» - спрашивает бард сам себя. Зададимся этим вопросом и мы. Чем плохо живется не самому, полагаю, бедному в России артисту? Позволю себе вольность – заменю музу созвучной ей, в данном контексте, мухой. А какая муха, простите, кусала благополучного сценариста фильмов: «Вас вызывает Таймыр», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам» и др. А.Галича? Какая муха жужжала над ухом песенного лирика Б. Окуджавы, и не давала почивать на лаврах артисту и поэту В. Высоцкому?
Имя этой «мухи» - гражданская совесть. Ну не может молчать «в тряпочку» настоящий гражданин великой страны. А если этот гражданин еще и талантлив, то он и не вправе молчать. Народ должен знать своих «героев». Да, да, тех самых, у кого - « Вот там как раз нехорошо, не хорошо там, там отлично…».
И Шаов не молчит, Шаов поет. Поет один, с гитарой в руках, поет вместе со своим небольшим ансамблем, в концертных залах и в … ресторанах, в России и за рубежом. Бард поет: то серьезно и горько, то смеясь и ерничая. Песни о разном, и стиль исполнения разный, все правильно!
Встреча вторая. Второе пришествие Тимура Шаова.
Нет, Шаов конечно не Иисус Христос, но…
К очерку «Перестройка и барды» я выбрал эпиграфом строчки из стихотворения замечательного поэта Б. Чичибабина: «Галичу».
Взъярясь на вралищах гундосых,
Пока безмолвствует народ.
Пророк откладывает посох,
Гитару в рученьки берет.
Время все же изменилось: народ уже не безмолвствует, благо за критику сейчас не только не сгноят в лагере, не упекут в психушку, но и с работы - то не уволят. Но надобность в пророках не отпала и сегодня.
Впервые наш город Тимур Султанович посетил почти ровно два года назад. Единственный его концерт состоялся в ресторане расположенном в одном здании с областной библиотекой им. А.С. Пушкина. Как называется ресторан? Конечно же «У Пушкина». Библиотека - кладезь мудрости, храм просвещения, и кабак тут же. Как гласит современная реклама – два в одном флаконе. Но, речь не об этом. Печально, что самобытному, социально заточенному барду пришлось петь свои песни не столько своим почитателям, сколько любителям побалдеть под музычку и шашлычок.
Поэтому, увидев месяц назад расклеенные по городу афиши, извещающие о выступлении в местном Доме актера, популярного не только в России, но и за рубежом, музыканта с новым альбомом «Перспективы», я страшно обрадовался. Ну вот, наконец, думал я, в зале будет адекватная действу публика, перед глазами не будут мельтешить девочки в передничках и кокошниках, звон бокалов и пьяные выкрики не будут мешать публике вслушиваться в текст. Но я ошибся. На мой звонок, в день концерта, администратор Дома актера смущенно сообщил, что концерт переносится в... Догадались куда? Правильно, – в уже знакомый нам ресторан «У Пушкина». Очевидно покойный Александр Сергеевич по отношению к творчеству, своего в некотором роде коллеги, поэта – песенника Шаова настроен более благосклонно, чем те люди, что определяют место выступления артиста в нашем городе. К счастью, оным господам все же хватило ума сдвинуть начало концерта с 19-00 на 20-00.
Похвастаюсь, на концерт я попал по персональному приглашению самого Шаова. Дело в том, что пару недель назад на сайте Тимура Султановича я поместил ссылку на свой очерк о позапрошлогоднем визите барда в наш город. В ответ артист сообщил мне, что ждет меня на своем концерте в качестве гостя. Не скрою, весть эта у скромного российского пенсионера вызвала массу положительных эмоций, и не только духовных.
Конечно, я немного волновался, подходя к ресторану, – пустят ли, поверят ли? Но все оказалось весьма просто – молодой человек у входа в зал, предварительно поинтересовавшись моим именем, и пообщавшись пару минут по мобильнику (очевидно с Шаовым), любезно предложил мне пройти и занять свободное место за любым столиком, что я незамедлительно и проделал.
Итак, о концерте. Вместительный зал ресторана был заполнен практически полностью. Однако, приличествующих неординарному событию, представителей местной прессы и операторов с телекамерами в руках на обозримом мною пространстве не наблюдалось. По всей видимости, журналистская братия планирует цитировать Шаова лет эдак через двадцать, так же пафосно, как она это делает сейчас в отношении творчества В. Высоцкого. Не видно было и представителей местной богемы. Кстати, в одной из записочек, зачитанной музыкантом в перерыве между исполнением песен, прозвучал вопрос:
– Почему вас не пускают на телевидение?
В ответ Тимур Султанович остроумно заметил:
- Раньше в ходу было такое выражение - «Ну, вы же понимаете…». Похоже, что оно становится весьма популярным и в наше время. На мой аналогичный вопрос работники телевидения отвечают в прежнем духе – «Ну, вы же понимаете…». А я не понимаю почему, я же хороший!
А начался концерт… с треска в микрофоне. Бард предположил, что помехи вызваны проходящими поездами метро, станция которого находится рядом со зданием библиотеки. Народ шутку оценил. Метро у нас строят уже не один десяток лет, метромост даже построили, а поезда так и не ходят.
И затем были песни. Не буду давать оценку песенному творчеству необыкновенно талантливого и популярного барда, за меня это сделают и уже неоднократно делали профессионалы. Замечу только, что, несмотря на ресторанную обстановку и соответствующую аудиторию, Шаов своих планов не изменил. Острые, порой даже за гранью допустимого (хотя, кто эту грань определял?), песни из нового альбома будоражили зал. Почти каждая из них сопровождалась овациями и выкриками - браво!
А после концерта обаятельный, простой в общении и доступный для диалога бард раздавал всем желающим автографы. К столику, за который сел музыкант, выстроилась небольшая очередь. Подошел со снимком, сделанным еще на предыдущем концерте, и я.
- Яков? Очччень рад очному знакомству, - широко, и как-то совсем по - детски открыто, улыбнулся Тимур Султанович.
- Вы ведь всего во второй раз приезжаете в наш город?
- Да, и надеюсь не в последний.
- Ну, значит, так и запишем: второе пришествие Шаова.
- Ха, ха, ха – заразительно и звонко рассмеялся артист.
В очерке я не привел ни одной цитаты: ни из старых альбомов барда, ни из нового. Пусть теперешние и будущие почитатели таланта Тимура Шаова и слушают сами, и думают, и выводы делают. Не буду им мешать.
© Copyright:
Большаков Яков, 2013
Свидетельство о публикации №213071801139