Тимур Шаов. Две встречи

Большаков Яков
               
                Очень хочется душе - не слюнявого клише,
                не шансона ржавого, а - Тимура Шаова!

       Встреча первая. И какая меня муза укусила.

       Ранее в очерке  «Барды и перестройка»  я затронул  тему воздействия  авторской песни  на умы обывателей в доперестроечные времена. Считал и считаю это влияние определяющим в формировании  менталитета свободного человека, свободного, прежде всего,  от догм коммунистической морали.  Именно раскрепощенное мышление  гражданина семидесятых - восьмидесятых и привело к необратимым переменам в обществе. Кто же пришел на смену А. Галичу и В. Высоцкому в наше, не менее неоднозначное время?

       Мне нравится творчество современных мэтров авторской песни:   А.Розенбаума и О.Митяева, но, увы, ни тот ни другой не выходят за установленные ими самими рамки: лирика, юмор, бытовая сатира.  Нельзя назвать социальными, а тем более острыми, и произведения, относимые к так называемому (кстати, неверно) шансону.  Эти, уголовно – сентиментальные по содержанию, песенки,  мышление наше не затрагивают  вообще.  А, согласитесь, проблем – то немало, и есть о чем задуматься и обывателю, и интеллигенту.

       Итак, кто же подхватил знамя? По моему мнению, на Российском постсоветском пространстве к таковым смело можно отнести только одного автора–исполнителя: Тимура Шаова.

       Некоторое время назад мой далекий друг из ближнего зарубежья прислал мне по «мылу» письмо с одним лишь словом -  «Послушай». А дальше следовала ссылка на, размещенный в You Tube,  «Патриотический марш» Тимура Шаова. Каюсь, до этого момента я ни песен популярного (как оказалось) барда не слышал, ни о нем самом ничего не знал. О чем и жалею.

       А буквально через несколько дней после получения письма (вот такое интересное совпадение) состоялась и личная встреча с автором и исполнителем. Уже знакомая мне фамилия мелькнула на  неброской афише: Тимур Шаов выступит с одним единственным концертом в ресторане «У Пушкина».
 
       Концерт был назначен на вечернее время, но о билете я позаботился уже с утра и, как оказалось, не напрасно.  Зал был заполнен задолго до начала концерта. Шаову помогали еще двое музыкантов,  а он подыгрывал себе на гитаре. Репертуар соответственно обстановке – ресторанный, хотя от парочки острых песенок певец все – таки не удержался. Бард пел и декламировал, зал вслушивался в текст и шумно аплодировал.
 
        А после концерта музыкант щедро раздавал  автографы и  отвечал на, порой каверзные, вопросы. Скажите, Тимур:

        - Патриотический марш» вам исполнить не разрешили?

        - Мне никто ничего не запрещает. Я сам подбираю  репертуар - последовал ответ.
 
        - Ну, хоть в этом - то плане, свобода.

       Тимур Шаов, как и положено быть настоящему талантливому автору, весьма плодовит. Только в моей фонотеке – больше сотни его песен. Тематика – самая разнообразная: по названию одного из дисков – «От Бодлера до борделя». И в этом ничего зазорного для барда нет. Вспомните, как начинал всенародно любимый Высоцкий: с уличных полу - (а то и полностью) блатных песенок. Откровенного «блатняка» и «шансона» у Шаова нет, но в отдельных, особенно ранних, песенках элементы хулиганства есть. Хотя и это скорее нарочитое, чем настоящее.

      Однако песни «Иные времена», «К вопросу об оптимизме», «О судьбе интеллигенции», «Выбери меня», «Боремся с депрессией» и т.п.  совсем другие.

      И вершиной песни социальной является, на мой взгляд, «Патриотический марш». Собственно, в качестве доказательства к вышесказанному можно цитировать, практически, каждую строчку «Марша», но ограничусь - несколькими.

       «Человек у нас проходит как хозяин, если «бабки» есть, конечно, у него» - интерпретирует Шаов  строки известного и весьма популярного в Сталинские времена песенного хита. «Вперед, умытая Россия, страна невиданных щедрот. С нами силы неземные, Бог и вышки нефтяные. Вперед, вперед, покуда прет!». В одной строчке уместилась, пожалуй,  целая речь, произнесенная каким – нибудь оратором на митинге.  «Хорошо у нас и летом и зимою, и в провинции и в центре хорошо» - горько иронизирует Шаов далее.

      «И какая  меня муза укусила?» -  спрашивает бард сам себя. Зададимся этим вопросом и мы. Чем плохо живется не самому, полагаю, бедному в России артисту? Позволю себе вольность – заменю музу созвучной ей, в данном контексте, мухой. А какая муха, простите, кусала благополучного сценариста фильмов: «Вас вызывает Таймыр», «Дайте жалобную книгу», «Бегущая по волнам» и др. А.Галича? Какая муха жужжала над ухом песенного лирика Б. Окуджавы, и не давала почивать на лаврах артисту и поэту В. Высоцкому?

       Имя этой «мухи» - гражданская совесть. Ну не может молчать «в тряпочку» настоящий гражданин великой страны. А если этот гражданин  еще и талантлив, то он и не вправе молчать.   Народ должен знать своих «героев». Да, да, тех самых, у кого - « Вот там как раз нехорошо, не хорошо там, там отлично…».

       И Шаов не молчит, Шаов поет. Поет один, с гитарой в руках, поет вместе со своим небольшим ансамблем,  в концертных  залах и в … ресторанах, в России и за рубежом.  Бард поет: то серьезно и горько, то смеясь и ерничая. Песни о разном, и стиль исполнения разный, все правильно!



        Встреча вторая. Второе пришествие Тимура Шаова.


        Нет, Шаов  конечно не Иисус Христос, но…

        К очерку «Перестройка и барды» я выбрал эпиграфом строчки из стихотворения  замечательного поэта  Б. Чичибабина:  «Галичу».
               
        Взъярясь на вралищах гундосых,               
        Пока безмолвствует народ.
        Пророк откладывает посох,
        Гитару в рученьки берет.               
               
       Время все же изменилось: народ уже не безмолвствует, благо за критику сейчас не только не сгноят в лагере,  не упекут в психушку, но и с работы - то не уволят. Но надобность  в пророках не отпала и сегодня.
 
       Впервые наш город Тимур Султанович посетил почти ровно два года назад. Единственный его концерт состоялся в ресторане расположенном в одном здании с областной библиотекой им. А.С. Пушкина. Как называется ресторан? Конечно же «У Пушкина».  Библиотека - кладезь мудрости, храм просвещения, и кабак  тут же. Как гласит современная реклама – два в одном флаконе. Но, речь не об этом. Печально, что самобытному, социально заточенному барду пришлось петь свои песни не столько своим почитателям, сколько любителям побалдеть под музычку и шашлычок.

       Поэтому, увидев месяц назад расклеенные по городу афиши,  извещающие о выступлении в местном Доме актера, популярного не только в России, но и за рубежом, музыканта с новым альбомом «Перспективы», я страшно обрадовался. Ну вот, наконец, думал я, в зале будет адекватная действу публика, перед глазами не будут мельтешить девочки в передничках и кокошниках, звон бокалов и пьяные выкрики не будут мешать публике вслушиваться в текст. Но я ошибся. На мой звонок, в день концерта, администратор Дома актера смущенно сообщил, что концерт переносится в... Догадались куда? Правильно, – в уже знакомый нам ресторан «У Пушкина». Очевидно покойный Александр Сергеевич по отношению к творчеству, своего в некотором роде коллеги,  поэта – песенника Шаова  настроен более благосклонно, чем те люди, что определяют место выступления артиста в нашем городе. К счастью, оным господам все же хватило ума сдвинуть начало концерта с 19-00 на 20-00.
 
       Похвастаюсь, на концерт я попал по персональному приглашению самого Шаова. Дело в том, что пару недель  назад на сайте Тимура Султановича я поместил ссылку на свой очерк о позапрошлогоднем визите барда в наш город.  В ответ артист сообщил мне, что ждет меня на своем концерте в качестве гостя. Не скрою, весть эта  у скромного российского пенсионера вызвала массу положительных эмоций, и не только духовных.

       Конечно, я немного волновался, подходя к ресторану, – пустят ли, поверят ли? Но все оказалось весьма просто – молодой человек у входа в зал, предварительно поинтересовавшись моим именем, и пообщавшись  пару минут по мобильнику (очевидно с Шаовым),   любезно предложил мне пройти и занять свободное место за любым столиком, что я незамедлительно и проделал.
 
       Итак, о концерте. Вместительный зал ресторана был заполнен практически полностью. Однако, приличествующих неординарному событию, представителей местной прессы и операторов с телекамерами в руках на обозримом мною пространстве не наблюдалось. По всей видимости, журналистская братия планирует цитировать Шаова лет эдак через двадцать, так же пафосно, как она это делает сейчас в отношении творчества В. Высоцкого.  Не видно было и представителей местной богемы. Кстати, в одной из записочек, зачитанной музыкантом в перерыве между исполнением песен, прозвучал вопрос:

       – Почему вас не пускают на телевидение?
 
       В ответ Тимур Султанович остроумно заметил:

       - Раньше в ходу было такое выражение  - «Ну, вы же понимаете…». Похоже, что оно становится весьма популярным и в наше время. На мой аналогичный вопрос работники телевидения  отвечают  в прежнем духе – «Ну, вы же понимаете…». А я не понимаю почему, я же хороший!

       А начался концерт… с треска в микрофоне. Бард предположил, что  помехи вызваны проходящими поездами метро, станция которого находится рядом со зданием библиотеки. Народ шутку оценил. Метро у нас строят уже не один десяток лет, метромост даже построили, а поезда так и не ходят.

       И затем были песни. Не буду давать оценку песенному творчеству необыкновенно талантливого и популярного барда, за меня это сделают и уже неоднократно делали профессионалы. Замечу только, что, несмотря на ресторанную обстановку и соответствующую аудиторию, Шаов своих планов не изменил. Острые, порой даже за гранью допустимого (хотя, кто эту грань определял?), песни  из нового альбома  будоражили зал. Почти каждая из них сопровождалась овациями и выкриками  - браво!

       А после концерта обаятельный, простой в общении и доступный для диалога бард раздавал всем желающим автографы. К столику, за который сел музыкант, выстроилась небольшая очередь. Подошел со снимком, сделанным еще на предыдущем концерте, и я.
 
       - Яков? Очччень рад очному знакомству, - широко, и как-то совсем по - детски открыто, улыбнулся  Тимур Султанович.
 
       - Вы ведь всего во второй раз приезжаете в наш город?

       - Да, и надеюсь не в последний.

       - Ну, значит, так и запишем: второе пришествие Шаова.

       - Ха, ха, ха – заразительно и звонко рассмеялся артист.
 
       В очерке я не привел ни одной цитаты: ни из старых альбомов барда, ни из нового. Пусть теперешние и будущие почитатели таланта Тимура Шаова  и слушают сами, и думают, и выводы делают. Не буду им мешать.