Вечерний звон

Реймен
        Восемь утра. На корабле подняты военно-морской флаг и гюйс. Идет  очередной проворот оружия и механизмов.
        Старшина команды Олег Ксенженко монолитно восседает за пультом и, уставившись в экран, «прогоняет» автоматическую систему торпедной стрельбы, мы с Саней Порубовым   расхаживаем приборы управления на своих аппаратах,  на нижней палубе трюмный Леха Губанов,  возится в выгородке компрессора.
        - Тэ-экс, - звякает  перед краснозвездными крышками  вертикальный трап, и в люке появляется стриженая голова с коротким чубчиком.
        -  Ну что, орлы, готовы к боевым подвигам? - ступает на пружинящую пайолу   ногой, командир боевой части  капитан-лейтенант Мыльников.    
        -  Каким еще таким  подвигам? -  недовольно  гудит Олег и исподлобья на него косится.
        -  После проворота будем драить  обтюрирующие кольца и направляющие  дорожки  в аппаратах, - довольно каркает «бычок»*  и наслаждается произведенным впечатлениям.
        Драить аппараты нам не улыбается и настроение падает.
        - А может того, не надо? -  вытирая руки ветошью, высовывается со своего борта Саня. - Какого хрена им сделается?
        -  И это говорит советский мичман? -  делает страшные глаза капитан-лейтенант, плюхаясь в свое кресло. -  Тихий ужас!
        Драить аппараты действительно надо, и мы это знаем. За истекшие полгода лодка не раз   выходила на стрельбы,  и  мы даже умудрились утопить экспериментальную торпеду. Впрочем, не по нашей вине и без вытекающих последствий.
        Теперь корабль сдает курсовые задачи*, на днях ожидается погрузка в отсек боезапаса, и все должно быть в ажуре.
        Спустя час, проворот оружия  завершается проверкой  прочного корпуса  на герметичность*, далее следует команда «начать занятия и работы», после чего мы приступаем к действу.
        Для начала  из раскрепленных в отсеке ящиков с ЗИПом *  поочередно извлекаются пневмомашинка,  чистящие   щетки и воздушный шланг, потом все это собирается и подключается к системе воздуха среднего давления,  и Олег  проверяет работу агрегата.
Он верещит как резаный  поросенок,  и  «бычок» морщится, словно от зубной боли.
        Но ему то что, лезть в аппараты нам с Порубовым,  мне   в четвертый и шестой, левого борта, а Сане  в третий и пятый правого, согласно заведованию.
       Олег, как старшина команды,  должен руководить, а Сергей Ильич выдавать ценные указания и при необходимости  ругаться матом, так  заведено на флоте.
       Затем я  достаю из шхеры*   старое РБ* и напяливаю его поверх нового,  Олег  давит одну из кнопок на пульте, после чего раздается  шипенье гидравлики  и открывается крышка третьего аппарата, а Саня  приносит  свернутый в бухту пеньковый шкерт* и вооружает на нем скользящую петлю.
        Далее я сую в нее ногу, Олег  приседает и  заталкивает в красный зев аппарата  пневмомашинку со змеящимся за ней шлангом и сует мне в руку  выщелкнутый из переборки аварийный фонарь.
        - Ну как,  готов?  - вопрошает из своего кресла Сергей Ильич и выдает краткую инструкцию.
        Согласно ей, я должен  влезть в трубу и  продраить  идущие по всей ее длине  четыре бронзовых направляющих, а также два обтюрирующих кольца, обеспечивающих  выстреливание торпеды сжатым воздухом и при этом не задохнуться.         
        - Если станет -хреново, выключай машинку и ори, - в заключение изрекает  Сергей Ильич. - Мы тебя быстренько выдернем.  Усек?
       - Ага, - киваю я  и  обреченно вздыхаю.
Калибр аппарата 53 сантиметра, длина трубы восемь метров, и доброе напутствие не радует.
       В свое время, все мы бывали в  торпедном аппарате  в легководолазном снаряжении, отрабатывая на учебных циклах выход из затонувшей подводной лодки, и никто восторга не испытывал. Дело тягомотное  и не для слабонервных.
       - Как говорит наш любимый шеф, куй железо не отходя от кассы -  голосом Папанова вещает  Саня  и вздергивает вверх палец, -  тянуть будем сильно, но  аккуратно!
       - Га-га-га! - довольно ржут все трое, а Олег хлопает меня лапой по плечу  - давай, поехали к шефу!
       Я становлюсь на карачки перед  нижним аппаратом, включаю фонарь, и,  пихая перед собой все причандалы,  тихо матерясь, влезаю в  стальной диаметр.
       Там могильный холод, стылая тишина и, где-то далеко, едва слышный гул моря.
       Стукаясь башкой в пилотке  в верхнюю часть трубы  и елозя подошвами тапок по  нижней,  в желтом  свете фонаря я продвигаюсь все дальше, волоча за собой     резиновый  шланг  и привязанный к ноге шкерт, и   через несколько минут оказываюсь у передней крышки. Она сочится каплями конденсата,  локти и колени у меня изрядно промокли, но в целом терпимо.
       Отдышавшись, осматриваю то, что предстоит чистить, потом врубаю машинку, и в ушах визжит сотня поросенков.
       Для начала я обрабатываю    бешено вращающейся  щеткой  перовое обтюрирующее кольцо и, извиваясь червем, перехожу к  направляющим. В рожу летит  то, что называют патиной*, на зубах скрипит, в нос шибает, похожий на спиртовой, запах.   Трубы прокрашены   морским суриком, и щетка изредка по нему черкает.
       Обработав все перед собой на длину рук, я вырубаю агрегат,  пячусь назад  как рак,  и все начинается снова.
       Минут через десять рев чертовой машинки, мозг непонятным образом превращает  в музыку, я явственно слышу  «Вечерний звон» Алябьева, радуюсь такому чуду и начинаю подпевать 

« Вечерний звон, вечерний звон!
 Как много дум, наводит он!!»

ору я во все горло, и  в башке в унисон звонят колокола. - Ох и здорово!
       Но тут какая-то непреодолимая сила тянет меня назад, я пытаюсь упираться, и через минуту  в глаза шибает яркий свет отсека.
       - Ты че?!  - наклоняется надо мной три испуганных рожи. -  Плохо?
       -  Хорошо, - блаженно растягиваю я губы. - Зачем вытащили?
       - Да он же вроде бухой! - удивляется Саня. - Это ж надо!
       -  М-да, -  морщит лоб Сергей Ильич и нюхает воздух, - не иначе суриком надышался.
        Затем мне дают хлебнуть томатного сока из продырявленной в двух местах  жестяной банки, разрешают передохнуть и происходит консилиум.
       Пока обсуждается вопрос, а не натянуть ли на меня ИП -46*, для исключения контакта с  вредной атмосферой, я прихожу в себя, высасываю весь сок и  решительно отказываюсь.
       -  ИП, машинка, шланг, фонарь, - загибаю пальцы. - Запутаюсь, хрен вытащите.
       -  Точно, - чешет затылок  Олег, - жмуров* нам не надо. А ты что предлагаешь?
       -  Чистить дальше, - пожимаю плечами. - С песнями.
       - Добро, - подумав, соглашается капитан-лейтенант, и я снова направляюсь к аппарату.
       Спустя час, вволю помузицировав, я  передаю  машинку Порубову,  и тот вползает в свой аппарат.
       Вскоре оттуда раздается  надоевший звук, а чуть позже глухие крики «…твою мать!» и прочие подобные междометия.   
       - А чего он не поет?  - вопросительно пялится  Мыльников   на  старшину команды.
       -  У Сани со слухом туго, - сокрушенно вздыхает Олег, - зато как выражается!


Примечания:

- бычок - командир боевой части (жарг.)
- курсовые задачи -  специальная отработка экипажа на берегу и в море, перед выходом на боевую службу.
- шхера - укромное место на корабле (жарг.)
- РБ - одежда радиационной безопасности на атомных подводных лодках.
- проверка прочного корпуса на герметичность -  повышение атмосферного давления внутри лодки  до заданных параметров и  слежение за временем его падения в расчетные нормативы.
- ЗИП - запасные инструменты и приборы.
-  патина  - окисление  бронзовых и медных поверхностей в результате атмосферных явлений.
- ИП-46  - изолирующий противогаз.
- жмур - мертвец, покойник.