Телефонный звонок

Валерий Артамонов 2
        Долгое время я жил в Севастополе. Работал на радиозаводе, выпускающем радиопередатчики и радиоприёмник для судов и кораблей, плавающих под флагом советской России. Работа моя была связана с гарантийным ремонтом судовой радиоаппаратуры. Я объездил все морские и речные порты огромной страны. Был на о. Колгуев в Белом море, на черноморском побережье был в Батуми, на Балтике в Калининграде, в Риге, в Клайпеде, в Таллинне. Был и в Киеве и в Красноярске и в Иркутске. Сахалин, Камчатка и Владивосток были самыми дальними точками моей кочевой жизни. Однажды на одном из судов Сахалинского морского пароходства в г. Корсаков, в два часа ночи я решил через спутник позвонить маме. Было это в 1985 году. Связаться можно было через японскую береговую станцию спутниковой связи Ямогучи. Я набрал номер 04 (код станции) и услышал в трубке голос оператора. Говорить надо было на английском языке. Я попросил связать меня с городом Иваново в СССР. После моей просьбы я услышал громкий хохот всех тех, кто был в офисе японской компании. Японцы дружно смеялись надо мной. Мой английский язык был далек от совершенства, и они подумали, что я прошу  Иванова, живущего в СССР. Можно было понять работников японской станции, когда они услышали такое и дружно рассмеялись. Тогда я сказал: «Сори» – и назвал имя города по буквам латинского алфавита, так было принято для связи с судами иностранных государств. Японцы тогда извинились тоже, и быстро соединили меня с квартирой моей мамы. Это было удивительным в то время, так как заказанного телефонного разговора на почте Дальнего востока с материком можно было ждать более суток. Мама сняла трубку, и каково её было удивление, когда она услышала: «Вас вызывает Япония». На конце другого провода был я; правда, провод был разорван, и часть разговора шла через спутниковый сегмент стационарного спутника, висящего над Тихим океаном. Мама испуганным голосом спросила меня: «Это ничего, что через Японию?». Я поторопился её успокоить. Нам разрешали наговаривать трафик; наша страна сильно опаздывала в освоении международной связи на судах в международной компании «Инмарсат». Мы поговорили с мамой. У меня была глубокая ночь, а в Иванове было 18 часов. Я рассказал: как мои дела, как в семье, как мои дети и как дела идут на работе. Она очень любила получать от меня письма, и любила, когда я ей звонил из какого-либо города.
        Разговоры с заграницей тогда ещё пугали советских граждан. Мой друг Любомир Когут, который работа со мной в паре, попробовал связаться со своей подругой, живущей в украинском курортном городе Хмельник. Он быстро связался, но на другом конце провода ему ответили: «Абонент сказал, что родственников за границей у него нет». Любомир очень расстроился, это была его первая попытка поговорить через спутник. Я его успокаивал, как мог. Наша страна тогда ещё была не готова для таких свободных переговоров с другими странами.



Снимок из интернета.