Жизнь не имеет смысла

Валерий Могильницкий
    Я где-то прочёл фразу: “Реальность не делает никаких оценок и измерений. Следовательно, пространство и время это атрибуты (инструменты) мышления”. Здесь противопоставляется реальность и мышление. Значит ли, что мышление не реально? Тогда, что же есть мышление? И что же есть реальность? Ведь мы подразумеваем, говоря о мышлении, что оно неразрывно связано с человеком. Или можно утверждать, что мышление существует отдельно от людей?

    То есть, люди могут исчезнуть, а мышление может остаться? Мы, как люди, можем дать определение: мышление это способность решения каких-либо задач. А задачи возникают в разумных системах. Может быть, весь Мир есть разумная система? Но такими системами, как мы знаем сегодня, являются люди и человеческое  общество. Следовательно, мышление есть свойство людей, то есть реальных материальных объектов мира.

    Если мышление - не реальность, то возникает парадокс: реальные объекты мира, люди, могут обладать нереальными свойствами – сознанием и мышлением.
 
    Для исключения этого парадокса  необходимо понимать, что реальность Мира глобальна.  Внешний мир действителен так же, как и внутренняя реальность человека, которая представляет собой образы и понятия, не обязательно совпадающие с внешними событиями и объектами. Кентавр, например, образ внутренней реальности, который не существует во внешнем мире, но не перестаёт быть от этого важным атрибутом мышления человека, как и все остальные образы и понятия человеческой культуры. Если их назвать некими операторами, преобразующими внешнюю реальность в саму себя через деятельность человека, то человек становится неким инструментом природы, предназначенным для достижения неизвестных ему глобальных целей.

    Говорить о целях природы и жизни – значит говорить ни о чём.  Исходно жизнь не имеет смысла и целей. Хочется не согласиться с этим тезисом. Но, подумав, приходится смириться. И вот почему...

    А имеет ли цель ручеёк, бегущий с пригорка вниз? Его цель  – река или озеро, или водопроводный кран на кухне? А «мысли» в человеческом рассудке имеют цель? Может быть, они и есть результат множества биоэлектрических «ручейков», протекающих внутри мозга и всего тела, и процессов вне тела, вызывающих биотоки в мозге?  Отдельно  рассматриваемый , вне системы,- «биолого-электро-ручеёк» не имеет цели. Цель – понятие системное.

    Цель – это некоторое «конечное» состояние управляемого процесса. Но в ходе реализации  самого процесса эта цель может не осознаваться и, поэтому, как бы не существует. Она осуществляется как таковая в ходе анализа явления, которое рассматривается субъектом, как объект исследования.
    То есть цель – это объект мышления. А, значит, и смысл - это объект мышления. Но Жизнь вообще, как таковая, до сих пор нами не мыслится в той полноте, которая дала бы нам повод рассуждать о её изначальной целесообразности. Но всегда ли так будет? Возможно, что всегда. Если предположить, что конечная Истина не достижима человеком принципиально...

    Если рассматривать не Жизнь, как явление Природы, а жизнь отдельных людей, то понятие цели жизнедеятельности человека в обществе себе подобных вполне обоснованно. И все мысли и желания человека направлены на достижение конкретных целей. Именно эти цели и определяют конкретный смысл жизни. Но между мыслями, желаниями, целями и смыслом жизни существует причудливая связь.

    Немного прикоснусь к этому: мы ли создаём свои мысли и желания, или они создают нас и управляют нами?  То, что мы и наши желания могут существовать раздельно - самообман. Мы и есть наши мысли и желания. Мы неотделимы от них, и душа наша есть ткань, сотканная из этих жизненных сущностей. Наши мысли – есть причудливое продолжение наших желаний. Они, в свою очередь, есть необходимое условие сознания, то есть, процесса отражения того, что происходит в нас и вне нас.

   «У человека имеются анатомические, морфологические органы, а на их базе строятся наши функциональные органы. Наша походка, наша поза, между прочим, наши воспоминания, более того, наши знания – это органы, которые мы построили на протяжении своей жизни».  По определению  Ухтомского, функциональный орган – это есть «временное сочетание сил, способное осуществить определённое достижение». Эти "органы" существуют виртуально, мы их можем наблюдать только тогда, когда они в действии. Целесообразность этих действий не доступна нашему полному осознанию. И это даёт повод для возникновения у человека понятия - "душа".

   Основываясь на сказанном выше, возможно объяснение понятия "душа", как некого доминантного энергетического образования. И вот возникает предположение: а может быть, душа есть «живое движение»? И это живое движение мы можем рассматривать как психический "орган", функциональный орган, потому что живое движение эволюционирует: ребёнок учится ходить, бегать, прыгать, мыслить.

   Не ищите сознание только  в мозге – нет его там. Оно и там и не там - одновременно.

   Понятия душа, цель, смысл - тесно связаны с понятием сознание.

   Процесс отражения отражений - и есть процесс осознания. При этом можно бесконечно продолжить глубину этого процесса. Эта бесконечная рефлексия свойственна обратной связи. Она замирает асимптотически, в бесконечном цикле. Душа – это динамический орган переживаний, при этом переживаются и сами переживания и переживания переживаний. И так до бесконечно затухающего отражения отражений. Это как изображения в зеркалах, обращённых друг к другу.

   Человек переживает самого себя в самом себе и переживает переживания своих переживаний. Но он также проецирует чужие переживания на свои чувства. И все это претерпевает управляющие воздействия и одновременно наблюдается самим человеком. Внешние предметы движутся, ходят, перемещаются не только вне меня, но и во мне, внутри меня, по мне, по моей коже, в моем черепе, животе, глазах – везде сразу и все сразу.

   Точно так же и мысли, и образы – не только в черепушке моей, но во всем моем трепещущем на ветру своих ощущений тельце. Мне просто недосуг наблюдать их ещё и в себе, а не только вне себя. Мне, извините, надо решать сейчас самые насущные задачи - например, спасаться от змеи, или искать пищу для своего голодного живота. Но иногда, при развитии воображения, я могу заметить: что-то движется и происходит во мне самом. Присмотритесь внимательней!  То, что движется во мне, неразрывно связано с внешним  (вот шуршит в траве змея!  И... у меня в животе... холодок...). Для моих самоощущений это внутреннее ощущение становится как бы самостоятельным объектом. Потом я вспоминаю этот объект, и возрождаются ощущения: те самые, которые заставляют меня принимать настороженную позу...
 
   Кто же после этого станет утверждать, что мышление происходит только в головном мозге, а все остальное тело висит пассивно на костях, как на вешалке мешок с тряпками?..

   Возьмём "сознание как таковое"; мы не знаем вполне, что это, мы исходим из того, что вещей подобных сознанию нет, но в то же время и о некоторых других вещах и явлениях мы также можем говорить, что они  не  могут  быть  объектом непосредственного наблюдения. Рассмотрим, например, смерть как явление сознания.  Смерть  не  может быть описана в силу того тривиального обстоятельства, что  для  её  описания надо быть живым, а будучи живым - описать  свою  смерть  невозможно.  И  так будет всякий раз, когда мы берём такие примеры для аналогий, в  которых  сам способ описания уничтожает условия, в которых мыслится предмет,  который мы хотим  описать.

   Доминанты психических явлений создают «предрассудки», т. е. те предпосылки мысли, которые эта последняя вносит в работу сама от себя, не отдавая себе в том отчёта. Психика человека формируется в системе общественных связей, на основе всей Культуры Цивилизации.

   Доминанты психики человека лежат в основе феномена веры. Не только в Бога, но и во всё, что составляет материю его жизни. Без доверия и веры в общественную справедливость и порядок нет возможности существовать в реальности. Если справедливость и порядок нарушены, то человек верит в то, что они когда-либо будут восстановлены. Даже, может быть, вне его жизни!

   Только вера делает продолжение жизни возможным. Абсолютно доказанная, очевидная, логически не подлежащая сомнению "истина" говорит о конце жизни и побуждает к умерщвлению её.  А высшая цель жизни человечества  – в сохранении рода, а не в уничтожении себя.

   Объективные же (а не субъективные) Цель и Смысл Жизни определены теми процессами, которые находятся за пределами нашего понимания. И только творчество и вера даёт человеку возможность, наблюдая и изменяя мир и себя, улавливать их смутные отголоски в своём сознании и отображать в фантастических образах.
http://www.proza.ru/2013/07/18/317