Аришины вопросы

Лауреаты Фонда Всм
ВАСИЛИНА ГАЙ - http://www.proza.ru/avtor/wasilina  - ПЕРВОЕ МЕСТО В КОНКУРСЕ «ВЕРНИСАЖ 24» МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ


 Сколько помнила себя Ариша, она всегда жила с бабушкой и дедушкой. У других ребят были мамы и даже папы, а у нее – только баба Нюра и дед Тимоша. Правда, обделенной девочка себя не чувствовала. Старики души не чаяли в единственной внучечке и окружали ее любовью и заботой, словно сказочный аленький цветочек. Оттого ли, что любовь их шла рука об руку с мудростью, а, может, потому, что судьба решила хоть немного облегчить крест, доставшийся старикам, росла Ариша спокойной, серьезной, не по возрасту разумной и хозяйственной. Она вместе с бабушкой поддерживала порядок в доме,  поливала и пропалывала грядки на огороде, помогала кормить  домашнюю живность.

Очень  любила Ариша ходить с дедушкой в степь, раскинувшуюся за деревней. Тимофей Никифорович косил траву для кроликов, рассказывал интересные истории, учил девочку находить съедобные травки: кисленький квасок – щавель, заячью капустку и тонкие стрелочки чеснока, выкапывал сладковатые корневища дикой морковки. Он показывал внучке разные диковинки – взбирающуюся на стебель тимофеевки мохнатую темно-рыжую гусеницу, суслика, настороженно выглядывающего из норки,  пчел, облепивших  шары колючего мордовника.

Однажды неподалеку от них из-под кустика ковыля выпорхнула коричневатая птичка и, тревожно вскрикивая, попыталась улететь. Но, видимо, она была ранена, поэтому, несколько раз взмахнув крыльями, вынуждена была опуститься на землю. Ариша заволновалась:
- Деда, там птичка больная, она лететь не может! Давай ее домой возьмем и вылечим.
Тимофей спрятал улыбку в седые усы:
- Да как же ты ее возьмешь, она же летает?
-  Нет, у нее, наверное, крылышко перебито, она еле-еле летит. Я сейчас ее поймаю.
- Не сможешь.


Но Ариша его уже не слышала – она спешила к кустику таволги, возле которого приземлилась раненая птичка. До него оставалось всего несколько шагов, но испуганная горемыка вновь вспорхнула с тревожным вскриком и, едва не касаясь крыльями травы, пролетела еще немного.
- Глупенькая, куда же ты? Я тебя не обижу, мы с дедушкой тебя вылечим! – бормотала Ариша на бегу.
Но птичка не понимала ее слов или, может быть, боялась верить незнакомой девочке. В конце концов, Ариша запуталась в ковыльных косах, упала, растянувшись во весь рост, и упустила из виду раненую беглянку. Потирая ушибленную коленку, девочка вернулась к деду, который все это время наблюдал за ней, не двигаясь с места.


- Что, не поймала?
- Нет. Дедушка, ведь она пропадет, она же раненая. Я помочь хотела, почему она меня боится?
- Не журись, не пропадет твоя птаха! Не ранена она, просто нас увести с этого места хотела.
- Как это – увести? Зачем?
- А вот зачем. Поди сюда, только руки не протягивай.
Дедушка осторожно поддел вилами густую ковыльную прядь. Под ней Ариша увидела маленькое гнездышко, свитое из сухих травинок, а в нем – четыре маленьких яичка в мелкую крапинку.
- Мать всегда о своих птенцах заботится. Если поблизости оказываются люди или хищные звери, она притворяется раненой.  Почти все стараются ее поймать – кто забавы ради, кто себе на пропитание. Таких, как ты, что хотят помочь, мало, потому, видно, и не верит птица никому, на всякий случай. А потом, уведя незваных гостей подальше от гнезда, улетает сама. Ладно, пойдем, не будем ее тревожить.


Дедушка сложил скошенную траву в тарантас, усадил сверху внучку и, натянул вожжи:
- Трогай, милая!
Почти всю дорогу болтушка Ариша молчала. Лишь когда они спустились в низинку к старой ветле, неподалеку от которой бил из земли ледяной ключ, девочка спросила:
- Деда, а птицы всегда своих птенцов защищают?
- Всегда. Иной раз малая пичужка и на коршуна бросается.
- И ей не страшно?
- Не знаю. Может, и страшно, только любовь материнская сильнее страха.
- А звери тоже своих детенышей охраняют?
- А то как же? Кто на врага бросается, кто себя вместо дитяти подставляет. Сами гибнут, а потомство спасают.
- И люди своих детей оберегать должны?
- Конечно, что ж мы, хуже зверей что ли?
- А почему моя мама меня не защищает?


Дед Тимоша растерялся. Прежде внучка не заводила разговоров о родителях,  и они с бабкой, хоть и ждали расспросов, придумывали заранее, как объяснить ей мамино отсутствие, постепенно успокоились, понадеялись, что обошлось. Да и как объяснить шестилетней девочке, что ее мама, оставив родителям годовалую кроху, подалась на заработки в столицу и пропала. За пять лет – ни одной весточки. То ли сгинула, то ли жизнь свою решила устроить, а дочке и старикам в ней места не нашлось. Верить в гибель единственной дочери не хотелось, признавать, что положили жизнь на то, чтобы вырастить бессердечную эгоистку, тоже было не очень отрадно. Нюра не раз обращалась в милицию, Светлану объявили во всероссийский розыск, но результатов пока не было.


- Да от кого же тебя защищать? Какая тебе опасность угрожает? А и случись что, мы с бабой всегда рядом, пусть только кто посмеет… Да мы ж за тебя…
- Я знаю, деда, я тоже вас люблю. Но, выходит, маме не хочется обо мне заботиться? Или она ждет, пока на меня коршун нападет?
Тимофей не нашел, что ответить. Досадуя на себя за то, что не сообразил, к чему выведет разговор о птичке, он отвлек внучку просьбой помочь ему набрать для бабушки родниковой воды, потом приметил на небе причудливое облако, похожее на парусник, затем попытался поймать юркую ващурку, вздумавшую погреться на солнышке.


Неуклюжей грации, с которой дед Тимоша бросился в погоню за ящерицей, а особенно его комическому падению рукоплескал бы сам Чарли Чаплин. Но старику не нужны были лавры и аплодисменты, его единственной целью было отвлечь внучку от печальных мыслей. Фокус удался. Ариша рассмеялась, потом спохватилась, подбежала, чтобы помочь встать, осмотрела небольшую ссадину на колене, нашла поблизости прохладный листок подорожника, помяла его и приложила к ранке.
- Дедушка, ну разве так можно? Что я бабушке скажу? Очень больно?
- Ты ж моя лекарша! Что б я без такой заботницы делал? А бабушке давай ничего не скажем, ни к чему ее волновать.


Всю ночь дед ворочался без сна, а наутро, прихватив фотографии Светланы и Ариши, пошел к соседке Семеновне. У ее сына-студента был компьютер с выходом в интернет. Тимофей очень надеялся, что парнишка поможет ему составить запрос для программы «Жди меня».