Свершается таинство - сценарий для анимац. фильма

Валентина Горбачевская
     Художник держит в руках птицу, он стоит на лестнице, идущей в небо. Художник поднимает руки и бросает птицу вверх. Птица взлетает, медленно взмахивая крыльями. Лестница и художник отражаются в небе. Взлетевшая птица опускается в руки художника, но уже отраженного в небе.
     Облака разрываются, и птица летит в яркую, сияющую картину: желтое поле пшеницы, огромное висящее солнце в зените, мирная деревушка вдалеке.(картина Ван Гога "Жнец" 1889 год)
     По полю бежит маленький мальчик. Его любовь к этому миру безгранична, он чувствует внутреннее родство с каждым живым существом, с каждой травиночкой. Мир манит его к себе своей таинственностью. Мальчик сливается с природой, превращаясь то в цветок, подставляющий головку солнцу, то в пчелу, деловито собирающей мед. Он пробегает мимо тутового дерева и вбегает в сад. (картина Ван Гога "Тутовое дерево" 1889 и "Сад" 1888 гг.)
     Вдали появляется мрачный одноэтажный кирпичный пасторский дом, в котором родился Ван Гог. Мальчик входит в дом, пустая комната, стол. На столе библия, она медленно раскрывается, со страницы тяжелым взглядом смотрит Бог.
     Изображение увеличивается, комната исчезает, величественный сияющий силуэт царит над миром, а внизу маленькая фигурка мальчика. Мальчик восторженно смотрит на небо. Сияющий силуэт постепенно меркнет, и к мальчику, медленно приближаясь, подходит Иисус Христос, одетый в простые одежды. Иисус Христос касается плеча мальчика, как бы благословляя его на тяжкий жизненный путь.

     Мальчик вырос, он возмужал и превратился в крепкого юношу с упрямым взглядом. Иисус Христос не оставляет его, они медленно идут вместе.
     На своем пути они встречают девушку. Юноша бросается к ней, чтобы увлечь ее в танце любви. Его глаза сияют, на лице ликующая улыбка - он счастлив. Юноша хочет сжать девушку в объятьях, но обнимает пустоту, кладет руку на плечо девушки и рука чернеет. Юноша убирает руку и, чернота исчезает. Девушка, не замечая его, растворяется в воздухе. Появляется другая девушка, и все повторяется сначала. Юноша, опустив голову, начинает понимать, что ему уготовано одиночество. Он возвращается к терпеливо ждущему его Иисусу Христу.

     Юноша строит себе лачугу, бросает на пол охапку соломы для ночлега. Вокруг лачуги унылый пейзаж: серое небо, грязные пруды, черные деревья, лачуги. К жилищу юноши начинают приближаться люди, они сходят с картин Ван Гога. Вот идут к нему "Женщина, сбивающая масло" (1881 г.),"Кузнец" (1881), "Шахтерки, собирающие уголь" (1881), "Мальчик, копающий землю" (1881), "Землекоп" (1881), "Вдова" (1882), "Штопальщица" (1882).
     К людям, окружающим юношу, медленно приближается Иисус Христос. По мере его приближения пейзаж светлеет (только природа), люди и строения остаются мрачными и унылыми. Иисус Христос останавливается вдалеке, люди его не замечают, только один юноша оборачивается в его сторону. Несколько мгновений они молча смотрят друг на друга ... .
     Юноша начинает собирать цветы и бросать под ноги окружившим его людям. Они на мгновение становятся прекрасными, но потом вновь сгибаются под бременем невзгод. Озлобившись на юношу, люди начинают кричать: "Безумец, безумец, безумец!" Все медленно возвращаются в свои картины, чтобы продолжить свое безрадостное существование.
    
     Все постепенно исчезает. Юноша один. Над ним огромное небо, на котором виден силуэт Бога, он грустно смотрит на юношу. Небо затягивается грозовыми облаками. Начинается гроза, разряды молнии выхватывают из темноты части тела художника - то это печальные, полные муки глаза, то высоко поднятые к небу руки, то лицо с бегущими по нему каплями дождя.
     Ветер рвет одежду юноши, гонит по земле перекатиполе, кругом царит первозданный хаос. Мир закручен в спирали, но человек не сдается. Он наклонил голову и упрямо идет к одному ему видимой цели.

     Вдалеке начинает светится огонек. Огонек мерцает, то появляется, то исчезает, но вот он разгорается все ярче и ярче. Юноша видит перед собой громаду дома. Он решительно толкает дверь и попадает в удивительно-спокойный мир. В комнате за столом сидят "Едоки картофеля" (1885 г.), лица людей спокойны и сосредоточены, художник молча смотрит на них. Люди едят картофель, не замечая его. Художник встает, подходит к столу, берет картошку и ест. Он счастлив.
     Гроза закончилась, на небе появилась радуга. Она прекрасна. Едоки картофеля продолжают есть картофель в мундире, не замечая красоты.
     Художник подходит к окну, открывает его , протягивает руку и касается радуги. Его рука становится разноцветной. Художник начинает рисовать прямо на земле. (Появляются отдельные фрагменты красочных картин Ван Гога. Его мазок великолепен, шероховат, как шероховата сама земля). На небе появляется еще одна его прекрасная картина.
     Но едоки картофеля все так же спокойно продолжают есть свой картофель, не замечая художника и его картин. Художник начинает рисовать на стенах комнаты, и стены становятся разноцветными. Люди застывают в изумлении, затем они вскакивают и начинают кружиться в радостном хороводе, но они не приглашают в свой круг художника. Он несколько раз пытается встать в их круг, но круг людей очень тесен, и ему нет места среди них.

     Художник грустно смотрит на людей, выходит из дома и идет один по написанной на земле картине. На руку ему садится птица, возвратившаяся к нему. Они медленно поднимаются по лестнице, ведущей в небо. А в небе отражается лестница, по которой поднимается человек, держащий птицу в руках.