ЛИФТ

Тихомирова Анна
В то жаркое утро, в которое произошла эта история, лифт  сам открыл двери, когда Человек проходил мимо него совершенно неожиданным образом, поскольку кнопки вызова он не нажимал. Двери лифта разъехались, словно приглашая Человека войти. Наш герой останавливается, затем, сам не зная зачем, видимо повинуясь сиюминутному порыву, решается принять приглашение и заходит внутрь.

Но прежде чем продолжить повествование, следует рассказать кое-что о нашем герое. Ведь наверняка у читателя возникли вопросы, почему он - «Человек» и почему он зашел в лифт «сам не зная зачем».  Наш герой – ничем не примечательной внешности мужчина, который живет в типовом доме. У него есть имя, но мы его называть не будем, поскольку, если бы ему не дали имени, то в его однообразной и местами откровенно скучной жизни вряд ли что-либо изменилось; для окружающих наш герой тоже просто «человек», которого должно быть как-то зовут, но никто не помнит как, а, быть может, и не знает этого вовсе. Посему мы будем называть нашего героя просто «человек», а чтобы ему не было совсем обидно – с большой буквы, однако, по нашему разумению, это право еще надобно заслужить. Человеку тридцать восемь лет от роду, работает он менеджером по продаже тонеров, ждет повышения в должности и иных терзаний не имеет; абсурдности нашего мира не осознает, как, впрочем, большинство из нас не ведают, что творят. По обыкновению рано утром человек встает, принимает душ, пьет кофе и, не завтракая, отправляется на работу. Покинув свое незамысловатое однокомнатное с совместным санузлом жилище, он направляется к лестнице, минуя лифт. Человек пользуется лифтом нечасто, не потому что боится замкнутых пространств, -  он относится с подозрением именно к этому лифту. Жители подъезда поговаривают, что лифт приносит несчастья и будто бы даже живой. Герой наш слывет человеком суеверным. Как-то раз, когда через балкон к нему залез соседский, черный как смола кот, Человек животное прогнал, старательно вымыл полы, срезал самые большие пуговицы со старого пальто, которое  не поленился достать с антресолей, две положил на ночь под подушку, а по одной в носки, в которых он имел привычку спать. На следующее утро Человек узнал, что сосед повесился, и кот приходил к нему в поисках пищи, но это ничуть не изменило его отношения к происшествию и настроения в то утро не улучшило; день выдался неудачным, причиной чему, несомненно,  стал голодный черный кот. Похожая история приключалась с нашим героем всякий раз, как он решался воспользоваться лифтом, поэтому Человек по возможности избегает лифта и обходится лестницей, благо живет он на четвертом этаже.

Итак, он зашел внутрь лифта, двери закрылись, лифт тронулся, и Человек, очнувшись от оцепенения, принимается жалеть о необдуманном поступке. Через мгновение он понимает, что не зря: лифт останавливается, нервно замигала лампа, затем вовсе погасла. Человек подумал о том, что ни о чем не думает. Существует только пустота, где нет ни времени, ни пространства, лишь один животный страх. Это длится мгновение, через которое он возвращается к действительности: он застрял в лифте, необходимо выбираться. Человек достает телефон. Один звонок может решить неожиданно возникшую проблему, но телефон – новейший гаджет, приобретенный взамен еще пригодного, но устаревшего и немодного, оказывается беспомощен, сигнал сквозь стены не пробивает. Человек вспоминает, что кнопка вызова диспетчера была сожжена в прошлом месяце, и он, подумав тогда, что это не его дело, впрочем, как и все жители подъезда, не сообщил об этом в эксплуатирующую контору. «Зачем? Зачем я вошел в этот лифт?».

Он принимается стучать по запертым дверям и звать на помощь, но  крики возвращаются внутрь кабины. Заметим, что надежда на скорое освобождение пока не оставляет нашего героя: как рыба выброшенная на берег верит, что сейчас нахлынет волна, и наступит спасение, так и Человек пока еще полагает, что кто-нибудь обязательно вызовет лифт и, догадавшись, что он не работает,  обратится к ремонтникам. Человек стоит в темноте и ждет. По его ощущению прошло около пятнадцати минут, и его никто не услышал; лифт в этот день оказался мало востребованным. Он начинает злиться: скорее всего, жители подъезда в свойственной себе манере проявляют беспечность, и, обнаружив, что лифт не работает, спускаются по лестнице. Человек понимает, что он тоже житель подъезда и, будь он снаружи, а не внутри, поступил бы точно так же. «Равнодушие – основоположник всех грехов», - думает он.

Тем временем, глаза Человека привыкли к темноте, стали проглядывать очертания стен.  Время идет. Человек раздражается еще больше, но не на себя – на лифт. «Этот лифт и вправду обладает сознанием? Это он вызвал меня к себе?» – спрашивает он. – «Я твоя новая жертва? Как тот несчастный Вася из сорок восьмой? Что ты с ним сделал? Он застрял в лифте, вышел и покончил с собой!». Человек не замечает, как начинает кричать: «Ага! Ты все это спланировал! Но я не так прост. Ты не напугаешь меня. Это всего лишь сбой в моем жизненном расписании и не больше. Я не боюсь тебя». Последние слова прозвучали совсем тихо, так что Человек сам себе не поверил. Вновь надвигалась пустота. На лбу появилась испарина. Человек еще раз достал телефон в надежде на связь с внешним миром, но  устройство было бесполезно. Через тусклый свет дисплея он разглядел свое отражение в зеркале. Темное очертание походило больше на тень, чем на  живого человека. Зачем (этот непривычный для Человека вопрос становился навязчивым) в лифте – в замкнутом в четырех стенах пространстве – зеркало? Посмотреть на себя? Утром это не самое приятное зрелище, как, впрочем, и вечером после изматывающего рабочего дня. Но зеркало манит, и каждый пассажир лифта непременно заглядывает в него. Зеркало будто вопрошает: что ты такое есть? Главное - успеть спуститься или подняться до честного ответа себе на этот вопрос. Но что делать, если ты оказался не в силах покинуть это место?  «Зеркало в лифте есть молчаливый свидетель никчемных жизней людей, крушения надежд и одинокого старения».

- Боже, - крикнул человек не верующий в бога, - я схожу с ума в этом лифте! Что же это? Лифт как средство передвижения? Лифт как повод задуматься? Лифт как часть жизни?! Нет, нет, это иллюзия! Лифт это всего лишь лифт, - убеждал себя Человек. – Но почему тогда мне так плохо? Откуда эта оглушающая и косноязычная пустота?

Человек с силой стукнул кулаком по зеркалу, он треснуло и осколки полетели вниз.

- Ничто! Стоило застрять в лифте, чтобы задуматься над тем, что внутри меня ничего нет. Что для вселенной моя жизнь? Подъем, пробки, восемь часов офисной возни, пробки отбой.

Человек пытается припомнить, какой сегодня день недели и не без труда вспоминает, что четверг. Его больше не интересует, что на 10 утра была назначена встреча по продаже крупной партии тонеров, с которой он мог получить хороший доход. «Осознание бессмысленности собственного существования ничто по сравнению с отсутствием смысла у жизни как таковой».

Страх усиливается, Человек громко кричит, затем внезапно умолкает и медленно сползает вниз по стенке лифта.

- Моя жизнь ничтожна, - шепчет он, обхватив голову руками. Человек представил, что его жизнь – часы на огромной стене, одни из тысяч других часов. Пройдет его время и часы снимут, останется лишь отпечаток, по которому будут судить, что здесь когда-то висели часы, ничем не примечательные, со стандартным именем, которого никто не помнил. Затем стену покрасят, повесят другие часы, и никто не вспомнит, что когда-то здесь висели его часы. «Это странное видение, - думает Человек, - неужели оно больше никогда не покинет меня? Не это ли и есть смерть?».

- Не ной, - прозвучало откуда-то сверху.
- Я не ною, я ощущаю правду, - ответил, Человек, ничуть не удивившись.
- Тебе, да жаловаться? Вот представь себе: я круглосуточно работаю, без выходных, перерывов на обед и перекуров. Работа монотонная, неблагодарная – кто намусорит, кто вообще нужду справит, вон, кнопку сожгли, варвары, – карьерного роста не предполагается, одна амортизация и тикающие часики срока годности. А у тебя не жизнь, а сказка. Квартирка своя, работа – дрянь, но поменять всегда есть возможность, путешествуешь, время от времени. Опять же, барышня твоя – ничего так, ноги длинные, стройные. Почему, кстати, она не остается у тебя на ночь?
- У нас еще не все так серьезно.
- За два года? Ну, ты и урод!

Металлический смех, напоминающий скрежет, заполнил кабину лифта. Человек вжался в стену и закричал.

- Кто ты?! Какой ужас! Я сошел с ума!
- Я твоя реальность, от которой ты старательно бежишь всю жизнь. Теперь ты попробовал ее на вкус (да! она горькая!) и отныне не сможешь убежать никогда. Покинув меня, ты сделаешь выбор.
- Такой же, как Вася из сорок восьмой?
- Каждый выбирает свою судьбу самостоятельно. Обстоятельства есть проявления судьбы. Твои проблемы – мелочь. Ты не осознаешь этого, даже не предпринимаешь попытки. Твой мир не существует, ты придумал слова, иногда замахиваешься на сюжеты, а часы идут и время уходит: ежеминутно, ежесекундно, прямо сейчас, пока ты здесь. Оно уходит от читателя, наблюдающего за нами. Песок сыплется и ничего не происходит ни здесь у нас, ни там у него.
- Бред: читатель читает, я сижу в закрытом лифте, - отмахнулся Человек.
- Это инстинкт самосохранения. Вы, люди, прячетесь, чтобы не умереть от истины. Потому, как познав ее, человек меняется, он начинает разлагаться и умирает.
- Спасения нет? – съехидничал Человек.
- Есть. Можно откреститься, создать для себя новую иллюзию – веру в бога. Это путь для примирения со своей внутренней пустотой. Но это путь трусов и слабых. Ты должен преодолеть себя. Если ты этого не сделаешь, ты никогда не родишься.
- Родиться, чтобы умереть?
- Пока тебя вообще не существует, так что ты не можешь умереть. Но у тебя есть шанс быть призванным из небытия. Я твой шанс.
- К этому призван ты? – зло бросил Человек.
- Я лифт. Я опускаю и поднимаю людей.

Человек молчал, не зная, что сказать.

- А к чему призван ты? – обратил вопрос человека к нему самому голос. – Ты не пытался ответить на этот вопрос.
- Неправда, я думал.
- Ничто не может думать.
- Я человек.
- Нет, ты ничто. Для того, чтобы стать человеком, необходимо примириться со своей ничтожностью, принять законы вселенной и придать форму и содержание своей судьбе, открыв призвание. Ты должен преодолевать себя. Если ты этого не делаешь, тебя не существует.  Ты не знаешь, к чему ты призван.
         - Но как узнать? Если бы знать! – закричал Человек.
- Вот ты спрашивал, зачем здесь зеркало. Я тебе расскажу. Когда-то работники фондовой биржи стали жаловаться, что лифты ходят слишком медленно. Но денег на установку новых моделей не было. И тогда один конструктор предложил за небольшие деньги решить эту проблему -  повесил в кабины зеркала. Через некоторое время, стали поступать жалобы, что лифты ходят слишком быстро.
- Находчиво.
- Гениально, - поправил голос. - Время относительно для ничто, на самом же деле время для всех людей одинаково. А для свободных людей – времени вообще нет.  Призвание открывается лишь тому, кто свободен от всего, в том числе и от времени, и умеет работать над собой, конструировать или даже творить свою душу. Призвание – это умение слышать себя, несмотря ни на что. Если ты обнаружил призвание – дверь откроется сразу, как ты в нее постучишь.

В дверь лифта постучали. Человек вздрагивает. Еще минуту назад он рвался выйти из этого ужасного места, но в одно мгновение все изменилось. «Нет! Только не сейчас! - думает Человек. - Не вынимайте меня отсюда. Я еще не готов. Я что-то нашел... Сам пока не знаю что. Не вынимайте меня. Еще не время».

- Эй, там кто-то есть? - послышался голос снаружи.
«Молчи! Молчи!! Молчи!!!» - умолял себя Человек.
- Да, здесь я – Человек.
- С вами все в порядке? – поинтересовался голос за дверью,  принадлежавший, вероятно, молодой женщине.
«Нет, со мной все плохо», - подумал Человек и произнес:
- Все нормально, спасибо.
- Вы давно там?
- Пару часов, наверное, - Человек взглянул на подсвечивающийся циферблат и обомлел – прошло всего двадцать пять минут.
- Потерпите еще немного, - подбадривал голос за дверью, - я вызову лифтера.

Послышался звук удаляющихся шагов. Хлопнула дверь.
 
-Эй, лифт, ты здесь? – позвал Человек и сам себе удивился: он ощущал чувство вины, хотя не сделал ничего предосудительного.
- Нет. Меня нет, - ответил голос, ставший, как показалось нашему герою, еще более холодно-металлический, чем прежде. -  Зачем ты ответил?
- Не знаю, - Человек замялся, - наверное, потому что я рано или поздно захочу в туалет. Тебе повезло, что я сегодня опаздывал и не пил    кофе.
- Ты можешь посчитать, сколько раз ты ездил во мне? – неожиданно спросил голос.
- Раз пятнадцать от силы.
- Ты ездил на мне сорок восемь раз и каждый из них не один. Ты боялся зайти в мою дверь. Ты знал, что это именно та дверь, в которую ты должен зайти.

Человек поймал себя на мысли, что теперь совсем не хочет покидать лифт. Он не был готов родиться из этой утробы. Все что происходит с ним спйчас – это всего лишь схватки. Он что-то нашел, но пока не знал что именно, чувствовал, что надвигается что-то неизведанное. «Не вынимайте меня», - мысленно попросил он.

- Почему? – спросил голос.
- Так ты и в голову мне влезть можешь? Нет. Я точно сошел с ума, - пробормотал Человек, качая головой. – Почему, спрашиваешь? Не знаю, мне кажется важным быть здесь в этот момент моей жизни. Я, наверное, счастлив.
- От чего же?
- Никогда прежде не чувствовал себя таким свободным, как сейчас будучи запертым в четырех стенах. Я счастлив и мне очень страшно. Как я буду жить с этим? Я не умею так жить. Я вдруг понял, что моя жизнь была иллюзией.

Человек поднялся и еще раз на себя посмотрел. Впалые щеки и усталые глаза, взъерошенные волосы – все тлен, но вот он  – реальный, тот, который не отражается в зеркале. Он прислонился взмокшим лбом к холодному зеркалу, забыв, что разбил его, и порезался. Кровь струйкой потекла по лбу вниз, но Человек даже не предпринял попытки вытереть ее. Казалось, что ничего не может более возвратить его из себя.

- Никогда ничего не происходит. Есть только я. Я реален? Я реален. Я реален!

Кровь капнула на губы и Человек облизал их. Кровь – подтверждение того, что он реален. Лоб саднило. Человек дотронулся до лба, там оказался осколок  зеркала, он вытащил осколок и положил его в карман. Теперь это свидетельство его реальности будет всегда с ним. Он повесит его на шею, как вешают христиане крест. Отныне этот осколок зеркала символ его веры в свое существование.

Дверь лифта открылась, Человек вышел, вздохнул свободно, обернулся и посмотрел в темную пустоту кабины: она по-прежнему манила, но не его. Человек побывал в лифте и уже никогда не сможет его покинуть.