На площади

Мария Бобылькова
Я торопливо пересекала Соборную площадь, направляясь к машине. Запланированное на сегодня было сделано. Оставалось купить кое-что из продуктов,  и можно было возвращаться домой. Но неожиданно тело изменило курс, ноги сами направились к монастырю. В голове чуть слышно прошелестели мысли, что нужно было бы посоветоваться, прежде чем….

Спускаясь по крутой,   выложенной местами булыжником тропе, обгоняла  неспешных туристов, созерцающих  изломы монастырских стен, широкими  ступенями шагающих вниз и паломников,  упивающихся ослепительным сиянием соборных луковиц с устремлёнными в поднебесье золочёными крестами.  Я пыталась найти того, кто подскажет, где находится секретарь отца наместника.
  Мы уже пробовали записаться на приём  к его святейшеству по телефону, обрисовав вкратце суть визита. Но спустя  несколько дней получили отказ и совет: написать прошение. Именно за этим  спустилась я к подножию пещер  и теперь озиралась в поисках сведущего человека.
  Площадь перед храмом была полна народа. Экскурсоводы негромко повествовали историю древности, дирижируя перед внимательными своими слушателями. Головы внимающих поворачивались  то влево, то вправо, то замирали подбородками вверх, следуя пассам своего “дирижёра”. Вокруг царила молчаливая  суета праздничных приготовлений.  По дорожкам монастыря сновала какая-то  “тарахтелка”, гружёная песком.  Мимо меня, кивая зелёными ветвями,  проплывали молодые берёзки, покачиваясь на плечах трудников.  Женщины с укутанными  лицами подметали и намывали предел храма и ступени.  Высокий чёрный монах примерялся тут же к стене возле храмовой двери: прикидывал, как ловчее привязать белоствольное дерево перед  входом.
   Взгляд мой скользнул по  фигуре казака, сурово застывшей на верхней ступени лестницы. Я,  было,  потянулась к нему, полагая, что усатый  бравый  дядька  является “человеком на посту”. Но тут же отпрянула, засомневалась: “Какие казаки  в монастыре? Какая охрана? Наверное,  паломник”.

Увидев, в створе ворот храма старушку, подметающую ступени,  направилась к ней: - “Матушка, подскажите, где тут находится секретарь?! ”  Женщина оставила своё занятие,  держа веник в руке: - “ Я не знаю точно,  кажется здесь ”. Старуха  засеменила через площадь  перед  храмом, ловко лавируя между  туристами,  остановилась перед верёвочной преградой. К перилам небольшого мостка, отделяющего площадь от чего-то,  ещё, неведомого для непосвящённых,  был привязан тонкий канат,  и на нём  мерно раскачивалась табличка  предупреждением о том, что проход закрыт.
 
 - Кажется вот в этом доме”- указывала она веником на деревянный двухэтажный зелёный дом. В голосе её сквозило сомнение, но более тон выдавал её  боязнь и робость.  Настроение её передалось мне, я не решалась шагнуть через заграждение. Тогда старуха несмело стала приподнимать верёвку, направляя меня к заветной цели всё тем же гречишным веником, коим только что прокладывала нам путь сквозь толпу на площади. Но тут резкий оклик, вынудил меня застыть, а пожилую женщину отшатнуться от верёвки. Она отбросила её от себя, словно обожглась о раскалённый прут.

 “Кто тебя благословил?”

Тот самый бравый дядька нависал над нами: - “Кто тебя благословил?” Я не понимала,  к кому направлен  вопрос, приправленный тем самым высокомерием и натиском грубости, коими пользуется большинство наделённых   даже  малой толикой власти. Казак напирал на старуху. А мои ноги вдруг сделались ватными,  и в ушах образовался некий вакуум. Наконец,  я расслышала: - “Кто тебя благословил? Иди,  занимайся своим делом! “
 Женщина замерла, лицо сделалось одного цвета со стволом той самой молодой берёзы, загубленной на Троицу,  спина её выпрямилась, губы плотно сжались в одну тонкую линию.  Не проронив  ни слова,  она стала пятиться от наступавшего казака, затем повернулась и засеменила к храму. Спина её на ходу сгорбилась, гречишный веник безвольно повис  в руке и лишь раскачивался  в такт  оскорблённой поступи. Стараясь выйти из охватившего меня оцепенения, глядя вслед удаляющейся старческой фигуре, я громко крикнула: – “Спасибо!”  И тут увидела лица людей,взирающих на меня. Площадь оцепенела, онемела и замерла. Я повернулась к казаку, услышав тот же вопрос, обращённый уже ко мне: - ”Кто тебя благословил?”
 
- “Никто. Мне нужно записаться на приём к наместнику. А сделать это я могу у секретаря”.

- “Подожди здесь”, - охранник  ушёл за стеклянную дверь здания к телефону, висевшему на стене. Я осталась стоять перед ограждением, стараясь унять волнение, спиной  чувствуя вязкую тишину  площади, заполненной туристами. Мне было стыдно….