В деревне у бабушки. День тридцать шестой

Эльвира Гусева
Сегодня  с утра по всему дому разносится запах  вкуснейшего малинового варенья  и пирожков  с малиной.  Это бабушка колдует на кухне.  Лена даже  во  сне  почувствовала эти вкусные, дразнящие  ароматы, хотя спала она крепко, даже  петуха сегодня не слышала, но запахи с кухни разбудили её.

Лена встала  и босиком  прошла  к  бабушке на кухню.
- Доброе утро, бабушка! – сказала она. – Чем это так вкусно пахнет?
- Вот  варенье варится, да и  пирог  к завтраку готов, - ответила она, доставая из духовки  противень  с  румяным пирогом. 

Пирожок бабушка  помазала маслицем,  затем   смочила сладким чаем, переложила  его  с противня  на  подготовленную  постилку   из полотенца  и  пищевой бумаги, сверху накрыла  слоем бумаги  и  большим махровым полотенцем.  Лена, молча, наблюдала за  всеми бабушкиными  премудростями.

- Баб, а зачем ты так сделала? – спросила она.
- А это  для того, чтобы  пирожок был  мягкий и нежный, - ответила бабушка. – Умывайся,  Лена, сейчас и дед придёт.  Дед не заставил себя долго ждать, вошёл  в  дом  радостный, улыбающийся.

- У  вас здесь так вкусно пахнет,  я  с  улицы  этот запах почувствовал! – сказал  он.
- Дед, ты как раз вовремя!  Пирог уже готов, он  такой красивый и вкусный, бабушка его и маслицем, и водичкой, и полотенцем укрыла, - Лена говорила так быстро и восторженно, что дед  ничего не понял.

- Тебя бабушка  маслицем и водичкой  и полотенцем укрыла? – удивился он.
-  Да нет же, дед!  Она достала пирог из духовки, - начала, было, Лена.
-  Я эти бабушкины секреты знаю,  уж  её пироги  хоть на выставку! – с гордостью сказал дед.

-  Ну, ладно,  Лёша, ты уже преувеличиваешь!  Сначала будете есть  овсяную  кашу, - строго сказала бабушка.  Дед нахмурился, а Лена, глядя на него, надула губы. Бабушка, не обращая на них внимания, раскладывала по тарелкам  овсянку.

-  Ничего не поделаешь, внучка!  На кухне бабушка у нас главная! – весело  сказал дед.  Лена тут же сменила своё настроение.
-  Что уж тут такого? Каша, так каша! – заулыбалась она, подражая деду.  Лена смотрела, как красиво дед ел свою кашу,  и  старалась есть так же,  но он  всё равно опередил её.

- Вот бабушка, я всё  съел!  Мне можно пирога? – по-детски спросил он.
- Конечно,  можно!  Сейчас разрежу его на кусочки! – бабушка взяла большой ножик  и аккуратно порезала красивый  пирог.  Каждый кусочек положила на тарелки, всем налила  чаю.
-  Мне сахар не клади, и так сладко! – сказал дед.
-  Мне тоже не надо, - повторила Лена.  Дед откусил кусок пирога, закрыл глаза.
-  Ой, Лена! – сказал  он.

-  Что, дед? – испуганно спросила внучка.
-  Как вкусно! – дед открыл глаза,  стал запивать пирог  чаем.  Бабушка смотрела на  все проделки деда  за столом, молча, лишь  иногда улыбалась.  Когда все наелись,  поблагодарили бабушку за вкусный завтрак, Лена подошла  к ней и поцеловала в  щёчку.

-  Бабушка, всё было очень вкусно!- сказала она.
-  Да,  Катя, пирог сегодня, а впрочем, как и всегда, удался, - сказал дед.  Бабушка улыбнулась.
-  Вы  ещё не пробовали варенье, - хитро сказала  она.  Дед  после завтрака направился   во  двор  или  в  мастерскую,  а  Лена села   выполнять свои задания  в тетрадочке для будущих первоклассников.  Бабушка  перемыла всю посуду, сходила  в  чулан  и принесла  оттуда  целую корзинку  стеклянных  банок.  Налила  в таз  горячей воды, положила  соды, взяла губку, начала мыть банки,  потом ополаскивала каждую под краном, баночки  она ошпарила кипятком, приготовила   их для варенья. 

Лена перестала писать.  Она смотрела, как ловко и быстро бабушка  наполняла баночки  вареньем из большой кастрюли,  рядком   ставила их на стол.  Баночки были необыкновенно  красивые:  маленькие, пузатенькие, с рисунком – каждую баночку  бабушка закрыла специальной крышкой.  Затем   накрыла полотенцем  и присела  отдохнуть.

- Ну, что, моя красавица?  Как ты сегодня написала? – спросила она, заглядывая  в тетрадь Лены. -  Неплохо, неплохо, подчеркни теперь самую  лучшую  палочку, чтобы  потом писать все палочки  так  же.
Лена закончила  свою работу.

- Бабушка, можно я посмотрю, что дед делает? – спросила она.
- Конечно, сходи  к  нему, а то он  заскучал там  уже  без  тебя!- ответила бабушка.  Лена  обула свои  сандалики и вышла во двор:  гуляли куры,  поросёнок спал в своём хлеву.  Цыплята  швырялись в земле  вместе  с мамой-наседкой  в вольере.  Деда нигде не было, она прошла  к крольчатнику, там его тоже не нашла. 

Остановилась, посмотрела  на  кроликов, они  жевали свою траву, смешно  дёргая носиками.  Лена открыла  одну из новых клеток, куда совсем недавно с дедом они пересадили молодых кроликов, заглянула вовнутрь, взяла баночку, отвернулась, чтобы зачерпнуть  воды из бочки, а дверку оставила неприкрытой, один кролик  быстренько  шмыгнул и оказался на земле. Лена  увидела  его, ахнула, бросилась ловить, а он ловко прыгнул, она его не удержала.

-  Дедушка! – закричала она из всей силы. -  Дед, помоги!
-  Что случилось, Лена? – крикнул он, выбегая ей навстречу, но быстро оценил ситуацию, закрыл дверцу клетки, пока остальные кролики не разбежались.
-   Дед, он убежал! – Лена плакала.

-  Не плачь,  мы  его поймаем! – сказал дед, чтобы успокоить внучку.
-  Я хотела, да он вырвался  и побежал  вон туда! – она показывала рукой  сама не зная куда.  Дед взял сетку  и  осторожно  подошёл к забору,  сеткой накрыл беглеца  и взял его на руки.

-  Вот он, смотри, Лена! – дед, улыбаясь,   нёс  его  к клетке, открыл вертушок, и запустил  беглеца. – Не плачь же, говорю  тебе!  Всё  в порядке, беглец на месте!
-  Я испугалась, что он убежит далеко, дед! -  сквозь слёзы говорила  внучка.
На  шум и крик вышла бабушка.

- Что случилось? – спросила она. – Я слышу какой-то шум, но ничего не понимаю!
- Наша внучка хотела наперегонки с кроликом  бежать,  а  он  её обогнал! – весело ответил дед, поэтому она плачет.

-  Нет  же, дед, всё не так было! – Слёзы у Лены высохли. Бабушка, я всё расскажу сама!
-  Вечно  вы  чего-нибудь да придумаете! – сказала она  и направилась в  дом. – Некогда мне  с вами,  я готовлю  обед.  Лёша, накопай  картошки, пожалуйста!

-  Сейчас, Катя,  мы  с Леночкой всё сделаем! – сказал дед, взял ведро и лопату  и пошёл в огород, где росла картошка, Лена пошла за ним.
-  Вот, внученька, обидели  мы бабушку, - грустно сказал он.
-  Дед, я не хотела, просто само так всё вышло, - ответила Лена сквозь слёзы.
-  Ну, что уж теперь?  Что было, то было! – дед подкопал  картофельный куст, и Лена увидела несколько крупных  жёлтых  картофелин.

-  Дед, как красиво растёт картошка, - сказала она.
-  Что красиво?  Красиво мы  её  посадили, - не унимался дед. – Собирай  её  и  в  ведро!
Лена присела на корточки, взяла одну картошину  в руки  и стала рассматривать.  Дед  быстро собрал все остальные, подкопал следующий куст, там тоже  картошка была крупная и чистая.

-  Я думаю,  хватит!  Наша  бабушка сварит её на  обед,  а  мы будем  кушать! – аппетитно сказал дед. – Лена, ты любишь свежую картошку?
-  А  ты, дед, любишь? – спросила внучка.
-  Да, конечно. Кто же  её не любит, она очень вкусная! – дед подобрал все картошины  в ведро.

- Значит,  и  я  люблю, - ответила  Лена.  Дед  пошёл относить  лопату  в  сарай  и бабушке на кухню ведро с  картошкой.  Лена осталась   во  дворе, дед вскоре вышел.
- До обеда мы ещё успеем  с  тобой  дела поделать, - сказал он.
- Какие дела, дед? – спросила Лена.

- Подметём дорожку, скосим траву, а там посмотрим, - сказал дед.  Он  взял  косу, Лене дал  веник.  По обе стороны от тропинки  прошёл несколько раз косой,  и сразу стало так красиво, Лена удивилась, как быстро дед скосил траву.  Он  собрал всю траву  в  кучу,  унёс  косу на место,  а  привёз  садовую тележку на одном колесе, быстро заложил в неё траву.

-  Теперь можно тропинку подметать, - сказал дед. Тележку  с травой  увёз.  Лена  несколько раз махнула веником, считая, что всё готово, работа выполнена. Вскоре появился дед.
-  Лена, что же ты не метёшь? – спросил он.
-  Я уже  всё  вымела, - сказала она.
-  Да  что  ты, внучка? – дед  взял  из  её  рук  веник  и  тщательно  стал  мести дорожку, не оставляя после себя  ни травинки, ни соринки.  Лена любовалась на его работу.

-  Нравится? – спросил дед, когда закончил.
-  Да, но я так не умею! -  как будто  извиняясь, сказала  внучка.
-  Понятное дело, но всему надо учиться, Лена! – деловито рассуждал дед. – Убираем  веник  на место  и  идём  мыть руки  и не  только.  Лена  старательно  намыливала  руки мылом, пытаясь создать крепкую  пену, но у неё не получалось, она мочила руки водой и намыливала ещё раз, бабушка  смотрела на неё  в открытое  окно  и  улыбалась, дед  ей подмигнул  и  улыбнулся  тоже.

-  Хватит, чистюля,  вытирай свои ручки, уступи место  главному работнику, - сказал дед, взял  мыло.  Лена вытерла руки, но  не  спешила  уходить, она  любила  смотреть, как моется дед, было в этом  что-то   особенное  и красивое. Он  мыл  руки, лицо, шею, грудь, при  этом  пыхтел, как самовар,  а когда заканчивал  мыться,  его лицо светилось радостной улыбкой, щёки горели, глаза блестели.

- Пошли  обедать, красавица моя! – сказал дед, обнимая внучку за плечи.
- Бабушка, мы  пришли! – с порога сказал дед.
- Баб,  мы есть хотим, - сказала Лена.
- Всё готово, садитесь, - ответила бабушка, разливая по тарелкам  суп. Дед взял хлеб, ложкой  зачерпнул  из тарелки  и зажмурился.
-  Вкусно- то как, - сказал он. – Только горячо, внучка, не обожгись!

На второе бабушка  положила  в  большую тарелку  свежую  картошку, сваренную  кругляшами,  и достала из банки  несколько малосольных огурчиков,  деду налила  кружку квасу.
- Объеденье! – сказал дед, когда откусил картошку, огурец, ржаной хлеб и запил всё это квасом. 

Лена съела только картошку  и дольку огурчика, выпила компот  из красивого стакана.   Дед удалился  к себе,  бабушка вымыла посуду, убрала со стола и они  с Леной  прилегли на свой диван.
- Бабушка, хочешь,  я расскажу тебе, как всё  было, когда кролик убежал, - начала Лена. – Дед  тебе сказал неправду.

-  Он пошутил, внучка, не переживай, - успокоила  её бабушка. – Отдыхай, вечером  у нас будет много  поливки, дождя давно уже не было!
Успокоившись, Лена прижалась  к бабушке  и  вскоре заснула.