Мудрость трех хлебов

Павел Родимов
Однажды в монастырь пришел юноша мирянин. Он попросил провести его к настоятелю.

- Мне нужно задать вам несколько вопросов, прежде чем решиться и посвятить жизнь Богу. – сказал он, слегка стесняясь.
- Что ж, это дельный подход. – ответил старик-настоятель и улыбнулся. – Задавай свои вопросы.
- Возможно ли, что вера – это не единственный путь в жизни, а Бог не главное посвящение? – спросил нерешительно молодой человек.
Настоятель огляделся. Он взял в руку ещё теплый, принесенный ему из местной пекарни хлеб.
- Много ли ты видишь вокруг вещей? – спросил старик. Вещей в кабинете настоятеля было не так уж и много: стол, стулья, грубо сколоченная кровать и шкаф с книгами.
- Нет не много. – отвечал юноша.
- Действительно. А есть ли среди них, те, коими ты можешь напитать тело свое?
- Только хлеб в вашей руке. – не понимая к чему ведет мудрец, произнес мирянин.
- Так и в Мире: не много вещей есть для нас, но хлеб для души только один и он в руке Его.
Юноша кивнул, понимая мудрость слов настоятеля. Он улыбнулся, просветляясь.
- Другой мой вопрос: как вера возникает во мне, как создается связь с Богом, почему молитва помогает, так же как и взор на священные образы.
Мудрый старик засмеялся:
- Тут не один вопрос, а целая сотня.
Мирянин замялся.
- Хорошо, я отвечу, но ты должен слушаться меня. – с этими словами настоятель протянул юноше хлеб. – Ешь!
Когда пища была принята, старик продолжил:
- Вкусен ли хлеб этот?
- Да, несравненно. – был ему ответ.
- Знаешь ли ты, как он приготовлен, из каких ингредиентов состоит, как долго томился на огне и в какой печи приготовлен?
- Нет… - обескураженно ответил юноша.
- Знаешь ли ты, как устроен твой рот, язык, откуда поступают соки и какие мышцы помогают пище перемещаться по кишкам?
И этого молодой мирянин не знал.
- Помешало ли это тебе съесть этот хлеб? Нет. Так не мешай себе вкушать Хлеб Истинный ибо одно дело вкушающему, а другое дело Приготовляющему.
Очередное понимание засветилось на лице юноши. От радости он прихлопнул в ладоши.
- Последнее мое непонимание вот в чем: почему надобно мне просить у Бога благодати, неужели Он так горделив, что обязует нас просить, а не дает милость без прошения?
И снова настоятель достал хлеб и наказал мирянину съесть его. Когда тот прожевал, старик спросил:
- Вкусно?
- Да. – был ответ.
Старик опять вынул хлеб, но юноша протестующе замахал руками:
- Нет-нет, я не хочу!
Настоятель усмехнулся.
- Дар мой не требует твоего желания: Ешь – я приказываю!
- Но я не хочу! – взмолился юноша.
- Вот так и Бог не может дать тебе если ты не хочешь, а когда попросишь – даст.
Так с помощью трех хлебов были разрешены духовные вопросы юноши. Говорят, он страстно служил Господу и посвятил себя всего Его благодати, когда же пришло время вознестись, то сонм ангелов спустился на землю, дабы поднять святого на небеса. В истории всегда есть место фактам и выдумке. Отделим же зерна от плевел и возьмем себе самое главное.