Стипендия

Саша Егоров
   Как то так случилось, что на втором курсе меня выбрали старостой группы. На первом курсе на эту должность деканат назначил отслужившего в армии, не чета нам пацанам, серьёзного и рассудительного  Серёгу Орлова.  С 1962 г. в институтах ввели производственную практику и мы, студенты 110 группы Ленинградского кораблестроительного института (Корабелки) совмещали обучение с работой на Балтийском заводе сперва учениками – судосборщиками, а потом судосборщиками. Вернее днём работали, а учились вечером и по субботам. На заводе в раздевалке, а потом на стапеле, стуча кувалдой по клину и крутя ломиком талрепы, чтобы собрать секции в будущее судно, быстро знакомятся и сближаются.
 
   Самые подходящие условия, чтобы понять, кто есть кто. Была небольшая зарплата, позволявшая прожить и даже сходить в шашлычную или в театр.

    На втором курсе вместо зарплаты стипендия и Серёга (человек семейный) перевёлся на вечерний факультет. Нужно выбирать старосту и группа собралась на  первые в жизни  демократические выборы.

    Народ чесал затылки, морщил лбы, некоторые хитро улыбались. Староста должность скромная – непонятно даст ли привилегии,  а вот ходить с журналом и посещать пары придётся обязательно. Такие непонятки напрягали. Посыпались разные предложения, начиная от фамилии самого бойкого и заканчивая тихим, вечно молчащим  Юрой Мосиным.

    И вдруг неожиданно опытный, проплававший 3 года штурманом на сейнере Валера Смирнов вбросил в публику мою фамилию. Группа оживилась и наперебой стала говорить, что только я достоин этой должности. От удивления я раскрыл рот и молчал. Такое предложение было лестно, но сидеть на лекциях, когда другие смотрят кино или гуляют с девочками, не прельщало. Правда, забегая вперёд, скажу, что были моменты когда и от меня зависела судьба сокурсников. Как то догоняет меня в коридоре зам. декана Михаил Александров и говорит "Егоров, отчислим из института Тяпкина и Ляпкина. Слабые они студенты, хвосты у них за зимнюю сессию". Придав лицу серьёзность, на которую был только способен, я произнёс хитрую ложь "Они умные ребята. Вот только из бедных семей и работают по вечерам. Оттого и хвосты. Но они обязательно подтянутся". Александров минутку подумал и заключил "Ладно. Пусть учатся".

    Мои попытки отказаться от высокого доверия были вскоре сломлены (наверное, погубило меня тщеславие – слабо сопротивлялся).  Протокол собрания оформлен, передан в деканат и вот я староста.

   Оказывается, кроме ношения журнала и отметки посещения занятий, староста должен ещё организовывать дежурства в ДНД, выходы на встречи с кубинцами и ещё кучу малых дел. А, главное, ежемесячно получать и раздавать студентам стипендию. Такая для меня неожиданность…

   21 сентября, выстояв в кассе длинную очередь и получив по 32 рэ на 30 человек, счастливый, я около часа, слюнявя мелкие купюры, раздавал их нетерпеливым студентам. «Деньги раздавать – не кувалдой махать» вымолвил кто то из присутствующих. Думаю, поняли гвардейцы кого выбрали.

   Что ж, процесс нужно ускорить. В октябре  в кассу направились уже вдвоём с  Сашей Пеном. Между нами ещё на первом курсе сложились товарищеские, доверительные отношения и он решил помочь старосте.

   Вот денежки в пакете, заходим в пустую аудиторию и раскладываем их в стопки по 32 рэ в каждой. В последней стопке сумма не сходится.

   «Ага, где то передёрнули» заключает Саня. «Давай проверим».
   «Всё правильно разложено» говорю я. «Проверим сколько стопок».
   «27 стопок, трёх не хватает. Посмотри в пакете. Может, завалялись?»
   Зря надеемся – пакет пуст. Изумлённо и растерянно смотрим друг на друга. Математика не последний предмет в институте: считаем – не хватает 100 рублей.
   «А я в кассе заметил, что что - то не так» горестно  произносим одновременно. «Идём в деканат, расскажем».

   «Что случилось?» посмотрев на нас, удивлённо спросила Зинаида Ильинична, секретарь младших курсов.
    Так и так. Сто рублей недодали нам в кассе.
    «Старыми?» вновь спросила она. (В 1961г. была денежная реформа и 100 старых рублей равнялись 10 новым).
    «Новыми» грустно вымолвили мы.
    Она быстро встала, прошла в кассу и объяснила ситуацию кассиру.
    «Ждите. Вечером проведёт инкассацию и вернёт, если недодала».
    Выходя из приёмной слышим как она говорит "Мальчишки. Разве можно им такие деньги получать".

    «Кому же не достанется денег?» гложет меня мысль. «Мне конечно. Саня не при чём. Я расписывался в получении. А если не обнаружат излишки в кассе, как буду отдавать? У меня доходов нет».

    Группа уже ждёт и обсуждает ситуацию. Быстро раздаём деньги. Народ шепчется: согласны сброситься по 3 рубля для выхода из положения. Оптимизма добавил Павка Дмитриев «Кассиры народ честный. Если найдёт, обязательно отдаст. Я знаю».
    Не знаю, откуда он это знает, но душу согрело.

    На следующий день мне додали 100 рублей и история благополучно завершилась.

     PS. В дальнейшем со мной таких казусов не случалось.